Конспект развлечения в подготовительной к школе группе на тему: «Культура и обычаи татарского народа»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Борисюк Вилия Рустамовна

Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников о культуре и обычаях татарского народа.

Задачи:

Образовательная: познакомить с татарской народной сказкой «Три дочери», закрепить знания об элементах национальной одежды;

Развивающая: развивать связную речь, внимание, воображение;

Воспитательная: воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx139.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развлечения

в подготовительной к школе группе на тему: «Культура и обычаи татарского народа»

http://drogganoye.addnt.ru/wp-content/uploads/2022/07/65e505d1-bce9-529d-bcbd-7935b592271c.jpg

Янаул, 2024


Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников о культуре и обычаях татарского народа.

Задачи:

Образовательная: познакомить с татарской народной сказкой «Три дочери», закрепить знания об элементах национальной одежды;

Развивающая: развивать связную речь, внимание, воображение;

Воспитательная: воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.

Ход развлечения:

Воспитатель:

С историей не спорят с историей живут

Она объединяет на подвиг и на труд.

Едино государство когда един народ,

Тогда единой силой он движется в перед.

Азалия: Живут в России разные народы с давних пор.

Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит, другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья, другой - оленевод.

Один кумыс готовит, другой - готовит мед.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех одна.

Воспитатель:

- Ребята как называется страна в которой мы живем? (Россия)

- Как называется столица нашей Родины? (город Москва)

- В какой республике мы живем? (Республика Башкортостан)

- Как называется столица Башкирии? (город Уфа)

- Как называется город в котором мы проживаем? (город Янаул)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стихи про наш родной город Янаул.

София: Янаул мой, Янаул!

Я так люблю тебя хоть ты и невелик

Хоть нет здесь небоскребов, нет метро

Зато здесь все родное все мое

Я люблю, тебя мой Янаул,

А как же быть иначе

Ведь родилась, расту я здесь!

А что же будет дальше?

Амир: А будет много здесь цветов,

Березок и сирени!

Ведь будем мы трудиться тут

Все дружно и без лени!

Валерия: Ребята, оглянитесь - ка вокруг,

Башкортостан - наша Родина

Янаул мой дом!

Давайте заботиться дружно о нем!

Тогда от невзгод нашу землю спасем,

И будет родной Янаул процветать,

А мы его в наших стихах прославлять!

Воспитатель: Каждый народ уникален и имеет богатую историю. Ребята, а какие национальности проживают в нашей Республике Башкортостан? (русские, марийцы, татары, башкиры, удмурты)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, с какими народами и их традициями мы с вами уже знакомились.

 Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами познакомимся с культурой татарского народа. У нас в группе тоже есть представители этой национальности.

(Под музыку входит Айгуль)

Айгуль: Здравствуйте! Меня зовут Айгуль. Сегодня я пришла к вам в гости, чтобы рассказать о традициях татарского народа. В давние времена жил мальчик Салават. И вот пришло время ему уехать в другой город учиться. Он очень боялся этого. Но мама и папа сказали, чтоб он не боялся ничего, потому что везде живут люди.  Ты протяни вначале одну руку и люди увидят, что в ней нет оружия, а потом вторую, и в ней нет оружия, значит помыслы твои чисты, и ты пришел с добрыми намерениями. С тех пор татары здороваются двумя руками.

Воспитатель: Ребята, у татарского народа, как и у других национальностей, есть любимые праздники. Самым любимым праздником является Сабантуй. Этот праздник отмечают тогда,  когда заканчиваются полевые работы, в конце мая – в начале июня. Празднуют его под открытым небом, место где проводят праздник называют "майдан", его украшают шарами, лентами. На Сабантуй собирается много народа. Во время праздника проводятся игры: борьба "куреш", "скачки на лошадях", победитель получает живого барана.

Алина: 

После сева летним днем

Мы станцуем и споем.

Веселись же и ликуй!

Это праздник Сабантуй!

Айгуль: а сейчас послушайте, как это стихотворение звучит на татарском языке.

Буген безде Сабантуй

Эшлереннен барын куй!

Тизрек йегер мейданга,

Байрам башлана анда.

Воспитатель: ребята, этому празднику посвящены не только стихи, но и песни. Давайте вместе послушаем отрывок песни Сабантуй)

Воспитатель: какая песня по характеру? (веселая, задорная).

Воспитатель: любой праздник сопровождается демонстрацией одежды. На праздники люди одевают свои лучшие наряды и украшения. Ребята, давайте посмотрим, как выглядит татарский национальный костюм? (показ слайдов.) Посмотрите, здесь изображены девушки и юноши в татарских национальных костюмах. Любимыми цветами является зеленый, красный, синий, белый. Платье у женщин было  широкое, внизу - оборки. Поверх платья одевали жилет - камзол или фартук, сапоги- ичеги. Все расшито орнаментом. Преобладает растительный орнамент: цветы, листья, веточки.

Мужской костюм состоит из рубахи, поверх одевается камзол, шаравары, сапоги - ичеги. Головным убором мужчины является тюбетейка, одевается на макушку головы. Посмотрите, как красиво она украшена, расшита золотым бисером, бусинами.

Воспитатель: ребята,  а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в татарскую народную игру, которая называется  «Тюбетейка".

(правила игры: дети становятся в круг. Под национальную музыку по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящему ребенку. Музыка прекращается, на ком остается тюбетейка тот выполняет задание: читает стихи, поет песни, танцует и т. д.)

Воспитатель: молодцы! Хорошо поиграли.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть инсценировку татарской народной сказки «Три дочери».

Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтоб накормить и одеть трех своих дочерей.

И выросли три дочери, быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну.

Одна за одной вышли они замуж и уехали.

Прошло несколько лет. Тяжко заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку:

- Скажи им, дружок, чтоб ко мне поспешили.

- Ой! - вздохнула старшая, услыхав от белочки печальную весть.

- Ой! Я бы рада пойти, да мне надо сначала почистить эти два таза.

- Почистить два таза? - рассердилась белочка.

-  Так будь же ты с ними вовек неразлучна!

И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дому большой черепахой.

Постучала белочка ко второй дочери.

- Ой! - отвечала та.

- Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.

- Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! - сказала белочка.

И вторая дочь превратилась в паука.

А младшая месила тесто, когда белочка постучалась к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.

- Приноси же ты всегда людям радость, мое дорогое дитя,- сказала ей белочка,- и люди будут беречь и любить тебя и детей твоих, и внуков, и правнуков.

И правда, третья дочь жила много лет, и все ее любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчелку.

Все лето день-деньской собирает пчелка мед людям, и ее передние лапки всегда в сладком тесте. Зато зимою, когда все вокруг гибнет от холода, пчелка спит в теплом улье, а проснется - ест только мед и сахар.

Воспитатель: Молодцы!  Ребята, скажите, какие народы проживают на территории нашей Республики Башкортостан? (русские, марийцы, татары, башкиры, удмурты)

          - С каким народом мы сегодня познакомились? (татары)

- Как называется любимый татарами праздник? (Сабантуй)

- Кто скажет, как называются татарские головные уборы? (тюбетейка)

-В какую татарскую национальную игру мы с вами играли? (тюбетейка)

Воспитатель: ребята, Айгуль, понравилось у нас на занятии, но ей нужно собираться домой. Давайте попрощаемся с ней на татарском языке:

саубулыгыз!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: "Родственные слова" ________________________________________

Конспект НОД подготовительной  к школе группы на тему: "Родственные слова"Цели:Познакомить в доступной форме с понятием «родственные слова».Учить выбирать их из связного тек...

Конспект развлечения в старшей и подготовительной группе "Знакомство с культурой и обычаями татарского народа."

Конспект развлечения в старшей и подготовительной группе "Знакомство с культурой и обычаями татарского народа."...

Конспект Развлечения подготовительной к школе группы с нарушением речи (заикание, детей с овз). Тема: «В гости к скворушке»

КонспектРазвлеченияподготовительной к школе группы с нарушением речи (заикание, детей с овз). Тема: «В гости к скворушке»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Вести с фестиваля Дружбы Народов»

Данная НОД способствует развитию связной диалогической речи, коммуникативности, личностного взаимодействия детей друг с другом; учит самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью; спос...