Конспект развлечения в подготовительной к школе группе на тему: «Культура и обычаи татарского народа»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников о культуре и обычаях татарского народа.
Задачи:
Образовательная: познакомить с татарской народной сказкой «Три дочери», закрепить знания об элементах национальной одежды;
Развивающая: развивать связную речь, внимание, воображение;
Воспитательная: воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 139.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект развлечения
в подготовительной к школе группе на тему: «Культура и обычаи татарского народа»
Янаул, 2024
Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников о культуре и обычаях татарского народа.
Задачи:
Образовательная: познакомить с татарской народной сказкой «Три дочери», закрепить знания об элементах национальной одежды;
Развивающая: развивать связную речь, внимание, воображение;
Воспитательная: воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.
Ход развлечения:
Воспитатель:
С историей не спорят с историей живут
Она объединяет на подвиг и на труд.
Едино государство когда един народ,
Тогда единой силой он движется в перед.
Азалия: Живут в России разные народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один черкеску носит, другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья, другой - оленевод.
Один кумыс готовит, другой - готовит мед.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех одна.
Воспитатель:
- Ребята как называется страна в которой мы живем? (Россия)
- Как называется столица нашей Родины? (город Москва)
- В какой республике мы живем? (Республика Башкортостан)
- Как называется столица Башкирии? (город Уфа)
- Как называется город в котором мы проживаем? (город Янаул)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стихи про наш родной город Янаул.
София: Янаул мой, Янаул!
Я так люблю тебя хоть ты и невелик
Хоть нет здесь небоскребов, нет метро
Зато здесь все родное все мое
Я люблю, тебя мой Янаул,
А как же быть иначе
Ведь родилась, расту я здесь!
А что же будет дальше?
Амир: А будет много здесь цветов,
Березок и сирени!
Ведь будем мы трудиться тут
Все дружно и без лени!
Валерия: Ребята, оглянитесь - ка вокруг,
Башкортостан - наша Родина
Янаул мой дом!
Давайте заботиться дружно о нем!
Тогда от невзгод нашу землю спасем,
И будет родной Янаул процветать,
А мы его в наших стихах прославлять!
Воспитатель: Каждый народ уникален и имеет богатую историю. Ребята, а какие национальности проживают в нашей Республике Башкортостан? (русские, марийцы, татары, башкиры, удмурты)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, с какими народами и их традициями мы с вами уже знакомились.
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами познакомимся с культурой татарского народа. У нас в группе тоже есть представители этой национальности.
(Под музыку входит Айгуль)
Айгуль: Здравствуйте! Меня зовут Айгуль. Сегодня я пришла к вам в гости, чтобы рассказать о традициях татарского народа. В давние времена жил мальчик Салават. И вот пришло время ему уехать в другой город учиться. Он очень боялся этого. Но мама и папа сказали, чтоб он не боялся ничего, потому что везде живут люди. Ты протяни вначале одну руку и люди увидят, что в ней нет оружия, а потом вторую, и в ней нет оружия, значит помыслы твои чисты, и ты пришел с добрыми намерениями. С тех пор татары здороваются двумя руками.
Воспитатель: Ребята, у татарского народа, как и у других национальностей, есть любимые праздники. Самым любимым праздником является Сабантуй. Этот праздник отмечают тогда, когда заканчиваются полевые работы, в конце мая – в начале июня. Празднуют его под открытым небом, место где проводят праздник называют "майдан", его украшают шарами, лентами. На Сабантуй собирается много народа. Во время праздника проводятся игры: борьба "куреш", "скачки на лошадях", победитель получает живого барана.
Алина:
После сева летним днем
Мы станцуем и споем.
Веселись же и ликуй!
Это праздник Сабантуй!
Айгуль: а сейчас послушайте, как это стихотворение звучит на татарском языке.
Буген безде Сабантуй
Эшлереннен барын куй!
Тизрек йегер мейданга,
Байрам башлана анда.
Воспитатель: ребята, этому празднику посвящены не только стихи, но и песни. Давайте вместе послушаем отрывок песни Сабантуй)
Воспитатель: какая песня по характеру? (веселая, задорная).
Воспитатель: любой праздник сопровождается демонстрацией одежды. На праздники люди одевают свои лучшие наряды и украшения. Ребята, давайте посмотрим, как выглядит татарский национальный костюм? (показ слайдов.) Посмотрите, здесь изображены девушки и юноши в татарских национальных костюмах. Любимыми цветами является зеленый, красный, синий, белый. Платье у женщин было широкое, внизу - оборки. Поверх платья одевали жилет - камзол или фартук, сапоги- ичеги. Все расшито орнаментом. Преобладает растительный орнамент: цветы, листья, веточки.
Мужской костюм состоит из рубахи, поверх одевается камзол, шаравары, сапоги - ичеги. Головным убором мужчины является тюбетейка, одевается на макушку головы. Посмотрите, как красиво она украшена, расшита золотым бисером, бусинами.
Воспитатель: ребята, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в татарскую народную игру, которая называется «Тюбетейка".
(правила игры: дети становятся в круг. Под национальную музыку по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящему ребенку. Музыка прекращается, на ком остается тюбетейка тот выполняет задание: читает стихи, поет песни, танцует и т. д.)
Воспитатель: молодцы! Хорошо поиграли.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть инсценировку татарской народной сказки «Три дочери».
Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтоб накормить и одеть трех своих дочерей.
И выросли три дочери, быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну.
Одна за одной вышли они замуж и уехали.
Прошло несколько лет. Тяжко заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку:
- Скажи им, дружок, чтоб ко мне поспешили.
- Ой! - вздохнула старшая, услыхав от белочки печальную весть.
- Ой! Я бы рада пойти, да мне надо сначала почистить эти два таза.
- Почистить два таза? - рассердилась белочка.
- Так будь же ты с ними вовек неразлучна!
И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дому большой черепахой.
Постучала белочка ко второй дочери.
- Ой! - отвечала та.
- Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.
- Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! - сказала белочка.
И вторая дочь превратилась в паука.
А младшая месила тесто, когда белочка постучалась к ней. Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.
- Приноси же ты всегда людям радость, мое дорогое дитя,- сказала ей белочка,- и люди будут беречь и любить тебя и детей твоих, и внуков, и правнуков.
И правда, третья дочь жила много лет, и все ее любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчелку.
Все лето день-деньской собирает пчелка мед людям, и ее передние лапки всегда в сладком тесте. Зато зимою, когда все вокруг гибнет от холода, пчелка спит в теплом улье, а проснется - ест только мед и сахар.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, скажите, какие народы проживают на территории нашей Республики Башкортостан? (русские, марийцы, татары, башкиры, удмурты)
- С каким народом мы сегодня познакомились? (татары)
- Как называется любимый татарами праздник? (Сабантуй)
- Кто скажет, как называются татарские головные уборы? (тюбетейка)
-В какую татарскую национальную игру мы с вами играли? (тюбетейка)
Воспитатель: ребята, Айгуль, понравилось у нас на занятии, но ей нужно собираться домой. Давайте попрощаемся с ней на татарском языке:
саубулыгыз!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Интересные праздничные традиции разных народов»
«Интересные праздничные традиции разных народов»...
Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)
Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...
Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: "Родственные слова" ________________________________________
Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: "Родственные слова"Цели:Познакомить в доступной форме с понятием «родственные слова».Учить выбирать их из связного тек...

Конспект развлечения в старшей и подготовительной группе "Знакомство с культурой и обычаями татарского народа."
Конспект развлечения в старшей и подготовительной группе "Знакомство с культурой и обычаями татарского народа."...

Конспект Развлечения подготовительной к школе группы с нарушением речи (заикание, детей с овз). Тема: «В гости к скворушке»
КонспектРазвлеченияподготовительной к школе группы с нарушением речи (заикание, детей с овз). Тема: «В гости к скворушке»...

Сценарий познавательно-развлекательного мероприятия для детей подготовительной к школе группы на тему «Культура и традиции чувашского народа»
Сценарий праздника для детей подготовительной группы "Культура и традиции чувашского народа"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Вести с фестиваля Дружбы Народов»
Данная НОД способствует развитию связной диалогической речи, коммуникативности, личностного взаимодействия детей друг с другом; учит самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью; спос...