Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Интересные праздничные традиции разных народов»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
«Интересные праздничные традиции разных народов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkr_nod.docx | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка Детский сад №3 «Светлячок»
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему:
«Интересные праздничные традиции разных народов»
Подготовила и провела
воспитатель Тарасова И.В.
г. о. Троицк, 2016
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция с другими областями: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие».
Программное содержание:
1.Обучающие задачи:
— продолжать расширять представления детей о русских народных праздниках, а именно Масленице.
-Познакомить с историей возникновения и традициями праздника широкой Масленицы. Рассказать о символе Масленицы.
— Дать представление о значении каждого дня Масленицы.
- Познакомить детей с обычаями других народов.
2. Развивающие задачи:
Развивать свободное общение, и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.
-Развивать координацию речи с движением.
-Развивать мелкую моторику, учить снимать мышечное напряжение.
— Развивать внимание, любознательность.
3. Воспитательные задачи:
— Воспитывать уважительное отношение к разным народным традициям.
— вызвать эмоциональный отклик и положительные эмоции в процессах: чтения стихотворения, и рассматривании картинок.
- Воспитывать толерантное отношение к другим народам
- Воспитывать патриотические чувства.
4. Речевые задачи:
Пополнять и активизировать словарный запас детей словами «трапеза», «символ», «седмица», «Навруз», «Барекендан», Мэрцишор». Учить детей использовать в речи пословицы и заклички.
Оборудование: 2 мольберта, 2 кисти, 2 набора гуаши, 2 листа размером с мольберт с нарисованным желтым кругом в центре, картинки с изображением праздников у разных народов, столы, подносы, заготовки в виде круга с проделанными отверстиями, шерстяные нитки, фломастеры.
Предварительная работа: Рассматривание книг с иллюстрациями народных гуляний. Чтение народных сказок.
Беседы с детьми о праздниках у разных народов, о традициях, которые были в старину и до сих пор существуют в нашей жизни.
Просмотр презентации о традициях разных народов
Ход НОД
1. Организационный момент
Дети вместе с воспитателям заходят в Музей «Русская изба»
В: Ребята, к сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними
Д: Здравствуйте!
В: Куда мы с вами пришли!?
Д: Мы пришли в музей
В: Музей «Русская изба», обратите внимание, сколько здесь всяких изделий и украшений, старинных предметов обихода. Их когда-то использовали наши предки в быту. Ребята, посмотрите, какой на мне наряд!? Как вы думаете, зачем русские люди надевали раньше такую красивую одежду!?
Д: Люди надевали такую красивую одежду на праздник.
В: Правильно, интересно, а как люди других народов встречали праздники!? Давайте узнаем. Кто знает другие обычаи!?
Ансар: В моей стране принято встречать праздник весны, который называется Навруз. В этот день накрывали праздничные столы и устраивали гуляния. Праздничным блюдом была пшеничная каша (Сумалек)
В: Такая традиция существует в Таджикистане . Посмотрите на изображения праздника Навруз. (детям показываются соответствующие картинки). Кто еще знает обычаи других народов!?
Маруся: У нас принято тоже встречать весну. Этот праздник называется Мэрцишор. Люди изготавливали из ниток кукол, которые вешали на деревья или дарили друзьям. Праздничное блюдо кукурузная каша (Мамалыга).
В: Так встречают весну в Молдавии, посмотрите (показ картинок).
Арсен: А в моей стране отмечают праздник Барекендан. Люди ходят друг к другу в гости, накрывают праздничные столы, поют песни и танцуют. Главное блюдо рисовая каша с изюмом.
В: Такой праздник празднуют в Армении посмотрите ( показ картинок)
Какие интересные традиции у разных народов. Ребята у нас в России тоже был обычай провожать зиму и встречать весну. Послушайте стихотворение:
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный, чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем, есть их вместе.
2. Масленица — это праздник, который еще называется как масленичная (сырная) неделя. Называлась Масленица — широкая, весёлая, «барыня-масленица», «госпожа масленица». Это был один из самых любимых в народе праздников.
Во время масленичной недели пекли круглые, желтые, масляные блинчики, отсюда и название – Масленица. Всю неделю нужно было кушать блины, потому что блины – это символ Масленицы, так как напоминают солнышко, которое с приходом весны начинает все чаще появляться на небе и пригревать землю-матушку.
Подвижная игра «Солнышко».
Нам для игры потребуется два больших листа, мольберты 2 штуки, на каждом листе нарисован большой желтый круг и гуашь желтого цвета. Дети делятся на две команды. Каждая команда становится напротив своего будущего рисунка, в нескольких метрах от листов, после чего каждый ее участник поочередно подбегает и рисует лучик солнышку. Выигрывает та команда, которая быстрее всего дорисует солнышко. Должно быть столько лучиков, сколько ребят в команде.
Вот и закончилась игра. И один из смыслов праздника Масленицы в том, что все имеет конец: конец зимы, конец года — и одновременно — все возрождается к новому движению. Так и после долгой, холодной и суровой зимы приходит какое время года? (Теплая, греющая, звенящая Весна).
Масленичную неделю называли еще, «Седмица», как вы думаете почему? (Потому что длилась она одну недельку, всего 7 дней). Все люди отдыхали, праздновали Масленицу. У всех людей, а особенно детей, сил и задора хватало на всё, была всеобщая радость и веселье. Каждый день Масленицы имел свое значение и назывался по-особенному, а еще были правила поведения на этой неделе.
Понедельник — «встреча»- закликание Весны.
В этот день из соломы сооружали чучело, надевали на него женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Пелись радостные веселые песни.
Вторник — «заигрыш».
В этот день начинались развлечения: катания на санях, гуляния взрослых и детей, представления с театрализованной деятельностью. Сооружались крупных размеров балаганы, так назывались сцены, на которых устраивали представления различные гости: скоморохи, Петрушки и другие актеры. Люди наряжались в маски, одевали яркие, праздничные одежды. Большими группами катались по деревням, многие ездили у лошадиных упряжках с гармонями и бубнами. Народ очень любил кататься с гор, которые специально готовили к Масленице.
Среда — «лакомка», сладкоежка», «разгул».
Именно в этот день начинали активно печь, и есть блины. Во всех домах вкусно пахло блинами и другими яствами. В каждой семье старались накрыть стол с вкусной трапезой. Около базаров и на площадях появлялись маленькие театры, торговые палатки-лотки. В них продавались горячие напитки, орехи, медовые и мятные пряники.
Четверг — «разгуляй», «широкий».
На этот день приходилась середина игр и веселья. Устраивались кулачные бои, со своими строгими правилами.1) нельзя бить лежачего (пословица — «лежачего не бьют»), 2)нельзя вдвоем и больше, нападать на одного («двое дерутся — третий не лезь»), 3)нельзя бить ниже пояса. За нарушение этих правил грозило наказание. В этот день колядовали, то сесть ходили по дворам, поздравляли соседей, водили хороводы и плясали, пели частушки (объясняю, что частушка-это народная мини-песенка или четверостишие шутливого содержания):
Кто знает частушку про Масленицу?!
София:
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
и произносили заклички (заклички — это обращения, непременно в стихотворной форме, к природным явлениям.)
Диана:
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
Пятница — «тёщины вечера» или «вечёрки» — масленичные бои.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А тех, кто недавно поженились (молодожены), особенно поздравляли, и веселились вместе с ними. В этот день зять едет к теще на блины(зять-это муж дочери, а теща- это мама жены).
Суббота — «проводы».
В это день провожали зиму и сжигали соломенное чучело.
Воскресенье — «прощеный день»
Блинами провожали Масленицу, чтобы год был урожайный, плодородный. А еще обычай этого дня таков, надо было друг у друга просить прощения, особенно, если люди до этого были в ссоре, произносилось: «Прости меня, пожалуйста». Второй отвечал: «Бог тебя простит». Обида была забыта.
3. Динамическая пауза.
Масленица, Масленица, (ведут хоровод)
Дай блинком полакомиться (гладят живот)
Прогони от нас метели, (разводят руки)
Прокати на карусели (кружатся вокруг себя)
Растопи холодный лед, (медленно приседают)
Пусть весна скорей придет! (кланяются).
А теперь я предлагаю вам сделать подарки для Масленицы. Что к нам приходит весной!? Солнышко. Посмотрите, какое солнышко можно сделать для Масленицы (показ образца).
Далее дети выполняют работу по изготовлению солнышек. Кто закончил первый, помогает соседу.
4 Анализ работы
Посмотрите, какие красивые солнышки у всех получились. Ребята кому, какая работа понравилась больше всех и почему!? Ответы детей.
Теперь возьмите солнышки в руки и произнесем веселую закличку, чтобы праздник к нам пришел быстрей.
Солнышко покажись.
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Дети вместе с воспитателем уходят в группу.
Список используемой литературы и интернет ресурсов:
1.http://bukashka.org/index.php/development/shallowmotorika/gymnasticsoffingers.html-сайт Букашка для самых маленьких мальчиков и девочек
2.http://gamejulia.ru/kartinki-na-maslenitsu.html- иллюстрации на тему Масленица.
3. Энциклопедия зимних праздников. СПб.: “Респекс”, 1995г.
4. Бутримова И.В. Календарная обрядовая поэзия: традиции и современность». ИД «Орлик» и «К», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»
Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом....
Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»
Детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте он является ведущим. Сохранить, поддержать, развить это природное качес...
Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»
Детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте он является ведущим. Сохранить, поддержать, развить это природное качес...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детей седьмого года жизни общей направленности Тема «Путешествие по выдуманным планетам!»
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группедетей седьмого года жизни общей направленности Тема «Путешествие по вы...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»
Детское экспериментирование - широкое понятие. Можно экспериментировать с объектами природы, а можно - с игрушками, окружающими ребенка предметами. Если ребенку предоставляется возможность самостоятел...
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Интересное рядом»
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Интересное рядом»...
КОНСПЕКТ ООД познавательно-исследовательского характера по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Интересное рядом»
Цель: развивать у детей интерес к опытно - экспериментальной деятельности.Задачи:1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека через опытную деятельность с яйцом.2. Вос...