Консультация "Влияние музейной педагогики на познавательно-речевое развитие дошкольников"
презентация
В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт только посредством тесного контакта с материальным миром. Приобретение такого опыта возможно через использование музейной педагогики как средства развития познавательных процессов дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.01 КБ |
![]() | 709.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст - яркая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации ребёнка, формирования его эмоционально-личностной и волевой сферы, развития коммуникативных навыков и познавательных процессов.
Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир, но компьютер не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников.
В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт только посредством тесного контакта с материальным миром. Приобретение такого опыта возможно через использование музейной педагогики как средства развития познавательных процессов дошкольников.
Музей, по словарю С.И. Ожегова, - это «учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью».
Музей в детском саду, с точки зрения исследований Н.А. Рыжовой, - «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей», по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного. Следовательно, музей в ДОУ можно использовать в целях реализации задач по познавательно- речевому развитию дошкольников.
Использование музеев в работе с детьми ведётся по двум основным направлениям, которые формируют систему ценностей ребёнка, способствуют воспитанию толерантности, познавательно - речевому, творческому и эмоциональному развитию.
1 направление - сотрудничество детского сада с музеями города.
Взаимодействие с музеями способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности.
2 направление - создание и использование музеев и мини - музеев в дошкольном учреждении с целью образования, воспитания и просвещения воспитанников.
Несмотря на огромную познавательную направленность городских музеев в плане просвещения и образования дошкольников, экспонаты, представленные для просмотра, не всегда бывают доступны детскому восприятию и пониманию.
В дошкольном учреждении музеи и мини-музеи организуются с учётом возрастных особенностей дошкольников и ориентированы на уровень сформированности их познавательных процессов, поэтому главное в музее детского сада не ценность самих экспонатов, а наличие условий для расширения кругозора, формирования самостоятельности и инициативы, совершенствования познавательных процессов и речевого развития.
В нашем детском саду функционируют 3 музея:
1) Литературный музей Курских писателей;
2) Музей «Курская дуга»;
3) Музей «Космические дали».
- В литературном музее 4 зала.
Первый зал посвящен Екатерине Авдеевой-Полевой – издательнице русских народных сказок. Именно она представила миру забавного персонажа «Колобок». Также она является автором многих книг по домоводству. Одна из таких книг представлена в нашем музее – «Поваренная книга опытной русской хозяйки», где собраны рецепты приготовления различных блюд.
Второй зал посвящен писателю Евгению Носову. Он писал превосходные рассказы. Много рассказов он написал для детей – «Хитрюга», «Тридцать зерен», «Белый гусь». Также он рисовал картины о природе, репродукции которых можно увидеть в нашем музее.
Третий зал посвящен Егору Полянскому. Нет наверно ни одного поэта, у которого было столько произведений, посвященных Курску. Его аудиторией были не только взрослые, но и дети. Стихотворения «Два кота», «Дележка», «Что белее молока» очень яркие и запоминающиеся.
Четвертый зал посвящен Вячеславу Еськову. Это наш современный поэт, который написал много стихотворений и загадок для детей. Был приглашен в наш детский сад, где состоялась интересная встреча писателя с детьми.
- Музей «Курская дуга» только начал с этого года пополняться экспозициями, экспонатами и функционировать для детей с целью расширения представлений и знаний о Великой Отечественной Войне, воспитания уважения к подвигу русских солдат, отдавших свои жизни в Курской битве, чувство гордости за свою Родину и свой народ. На стендах можно увидеть информацию о героях, участниках Курской битвы, о военной технике, задействованной в боях на Курской дуге. В музее представлена экспозиция «Танковое сражение», которая отображает общую картину Курской битвы, воинское мастерство, мужество и массовый героизм танкистов, пехотинцев, артиллеристов, летчиков, бронебойщиков, связистов, медиков и других воинов всех родов войск. Также в музее представлены награды времен Великой Отечественной Войны: за оборону городов Советского Союза и юбилейные медали.
- Цель создания музея «Космические дали» - познакомить с профессиями, связанные с космосом, Вселенной, планетами Солнечной системы, созвездиями, знаменитыми космонавтами, техникой, используемой в космосе. В музее представлены фотографии с космонавтами, которые первые отправились исследовать космос (Ю.А. Гагарин, В.В. Терешкова, А.А. Леонов). Каждый из этих полетов приносил новые знания и открытия, каждый был подвигом. Также семьи воспитанников вместе с детьми изготовили различные поделки, макеты, коллажи, связанные с космосом.
- Курск-край былинный, край соловьиный. Повсюду соловьи-всеобщие любимцы, но знаменит именно Курский. О нем слышали все-даже те, кто не бывал в нашей области никогда. В группе №9 создан мини-музей, который посвящен живому символу Курского края-птице соловей. В нем представлены различные экспонаты, связанные с маленькой с чудесным голосом птичкой, которая часто упоминается в песнях, стихах, прозе.
- В группах №5,8 создан мини-музей «Народные промыслы». В нем представлены экспонаты хохломской, гжельской, дымковской, городецкой росписи, а также куклы в народных костюмах. В процессе знакомства с изделиями народных мастеров дети могут узнать о том, где и когда появился тот или иной промысел, характерные особенности изделий этого промысла.
- В группах №2,12 в рамках реализации проекта представлен мини-музей «Курские кудесники-мастера, художники, писатели, ремесленники». Цель данного музея-познакомить детей с традициями, обычаями русского народа, художественными промыслами, историческими символами Курского края, поможет понять связь прошлого и настоящего.
Независимо от тематики музея и представленных экспонатов задачи познавательно - речевого развития дошкольников решаются комплексно, с учётом возрастных особенностей детей и требований программы.
Выставки и коллекции, которые можно представлять в музее, способствуют обогащению и активизации словаря дошкольников. Дети могут описывать предметы, используя при этом разные части речи (существительные, прилагательные, глаголы), образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы, антонимы, омонимы, употреблять слова в точном соответствии с их смыслом.
Разнообразные экспонаты музея могут быть наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок.
В ходе экскурсий, тематических занятий дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, совершенствуя при этом диалогическую речь. Дети могут играть роль экскурсовода и рассказывать о выставленных экспонатах музея, при этом будет отрабатываться монологическая речь.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что музей в дошкольном образовательном учреждении позволяет в полной мере осуществлять работу по познавательному развитию дошкольников и совершенствованию всех сторон их речевого развития.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Использование музеев в работе с детьми ведётся по двум основным направлениям, которые формируют систему ценностей ребёнка, способствуют воспитанию толерантности, познавательно - речевому, творческому и эмоциональному развитию. сотрудничество детского сада с музеями города создание и использование музеев и мини - музеев в дошкольном учреждении
Литературный музей Курских писателей
Музей «Курская дуга»
Музей «Космические дали»
Мини-музей «Курский соловей»
Мини-музей «Народные промыслы»
Мини-музей « Курские кудесники-мастера , художники, писатели, ремесленники »
В ходе экскурсий, тематических занятий дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, совершенствуя при этом диалогическую речь. Дети могут играть роль экскурсовода и рассказывать о выставленных экспонатах музея, при этом будет отрабатываться монологическая речь.
Музей в дошкольном образовательном учреждении позволяет в полной мере осуществлять работу по познавательному развитию дошкольников и совершенствованию всех сторон их речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Особенности использования технологии музейная педагогика в работе со старшими дошкольниками
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно.Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной...

Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Музейная педагогика позволяет детям «погрузиться» в историческое прошлое и настоящее родного края, изучить его особенности и традиции, способствует творческому развитию личности, имеет огромное значе...

Использование музейной педагогики в познавательно – речевом развитии старших дошкольников с ОВЗ.
Принятие новых федеральных государственных требований к основным образовательным программам обуславливает актуальность включения в образовательный процесс дошкольников новых форм деятельности. Одной и...

Консультация для воспитателей "Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравстве...

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ
laquo;Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества,их красоты и величия» В.А.Сухомлинский...

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников
В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эм...