Консультация "Влияние музейной педагогики на познавательно-речевое развитие дошкольников"
презентация

Горбачева Дарья Вячеславовна

В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт только посредством тесного контакта с материальным миром. Приобретение такого опыта возможно через использование музейной педагогики как средства развития познавательных процессов дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika.docx19.01 КБ
Файл muzeynaya_pedagogika.pptx709.46 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст - яркая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации ребёнка, формирования его эмоционально-личностной и волевой сферы, развития коммуникативных навыков и познавательных процессов.

Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир, но компьютер не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников.

В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт только посредством тесного контакта с материальным миром. Приобретение такого опыта возможно через использование музейной педагогики как средства развития познавательных процессов дошкольников.

Музей, по словарю С.И. Ожегова, - это «учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью».

Музей в детском саду, с точки зрения исследований Н.А. Рыжовой, - «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей», по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного. Следовательно, музей в ДОУ можно использовать в целях реализации задач по познавательно- речевому развитию дошкольников.

Использование музеев в работе с детьми ведётся по двум основным направлениям, которые формируют систему ценностей ребёнка, способствуют воспитанию толерантности, познавательно - речевому, творческому и эмоциональному развитию.

1 направление - сотрудничество детского сада с музеями города.

Взаимодействие с музеями способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности.

2 направление - создание и использование музеев и мини - музеев в дошкольном учреждении с целью образования, воспитания и просвещения воспитанников.

Несмотря на огромную познавательную направленность городских музеев в плане просвещения и образования дошкольников, экспонаты, представленные для просмотра, не всегда бывают доступны детскому восприятию и пониманию.

В дошкольном учреждении музеи и мини-музеи организуются с учётом возрастных особенностей дошкольников и ориентированы на уровень сформированности их познавательных процессов, поэтому главное в музее детского сада не ценность самих экспонатов, а наличие условий для расширения кругозора, формирования самостоятельности и инициативы, совершенствования познавательных процессов и речевого развития.

В нашем детском саду функционируют 3 музея:

1) Литературный музей Курских писателей;

2) Музей «Курская дуга»;

3) Музей «Космические дали».

  • В литературном музее 4 зала.

Первый зал посвящен Екатерине Авдеевой-Полевой – издательнице русских народных сказок. Именно она представила миру забавного персонажа «Колобок». Также она является автором многих книг по домоводству. Одна из таких книг представлена в нашем музее – «Поваренная книга опытной русской хозяйки», где собраны рецепты приготовления различных блюд.

Второй зал посвящен писателю Евгению Носову. Он писал превосходные рассказы. Много рассказов он написал для детей – «Хитрюга», «Тридцать зерен», «Белый гусь». Также он рисовал картины о природе, репродукции которых можно увидеть в нашем музее.

Третий зал посвящен Егору Полянскому. Нет наверно ни одного поэта, у которого было столько произведений, посвященных Курску. Его аудиторией были не только взрослые, но и дети. Стихотворения «Два кота», «Дележка», «Что белее молока» очень яркие и запоминающиеся.

Четвертый зал посвящен Вячеславу Еськову. Это наш современный поэт, который написал много стихотворений и загадок для детей. Был приглашен в наш детский сад, где состоялась интересная встреча писателя с детьми.

  • Музей «Курская дуга» только начал с этого года пополняться экспозициями, экспонатами и функционировать для детей с целью расширения представлений и знаний о Великой Отечественной Войне, воспитания уважения к подвигу русских солдат, отдавших свои жизни в Курской битве, чувство гордости за свою Родину и свой народ. На стендах можно увидеть информацию о героях, участниках Курской битвы, о военной технике, задействованной в боях на Курской дуге. В музее представлена экспозиция «Танковое сражение», которая отображает общую картину Курской битвы, воинское мастерство, мужество и массовый героизм танкистов, пехотинцев, артиллеристов, летчиков, бронебойщиков, связистов, медиков и других воинов всех родов войск. Также в музее представлены награды времен Великой Отечественной Войны: за оборону городов Советского Союза и юбилейные медали.
  • Цель создания музея «Космические дали» - познакомить с профессиями, связанные с космосом, Вселенной, планетами Солнечной системы, созвездиями, знаменитыми космонавтами, техникой, используемой в космосе. В музее представлены фотографии с космонавтами, которые первые отправились исследовать космос (Ю.А. Гагарин, В.В. Терешкова, А.А. Леонов). Каждый из этих полетов приносил новые знания и открытия, каждый был подвигом. Также семьи воспитанников вместе с детьми изготовили различные поделки, макеты, коллажи, связанные с космосом.
  • Курск-край былинный, край соловьиный. Повсюду соловьи-всеобщие любимцы, но знаменит именно Курский. О нем слышали все-даже те, кто не бывал в нашей области никогда. В группе №9 создан мини-музей, который посвящен живому символу Курского края-птице соловей. В нем представлены различные экспонаты, связанные с маленькой с чудесным голосом птичкой, которая часто упоминается в песнях, стихах, прозе.
  • В группах №5,8 создан мини-музей «Народные промыслы». В нем представлены экспонаты хохломской, гжельской, дымковской, городецкой росписи, а также куклы в народных костюмах. В процессе знакомства с изделиями народных мастеров дети могут узнать о том, где и когда появился тот или иной промысел, характерные особенности изделий этого промысла.
  • В группах №2,12 в рамках реализации проекта представлен мини-музей «Курские кудесники-мастера, художники, писатели, ремесленники». Цель данного музея-познакомить детей с традициями, обычаями русского народа, художественными промыслами, историческими символами Курского края, поможет понять связь прошлого и настоящего.

Независимо от тематики музея и представленных экспонатов задачи познавательно - речевого развития дошкольников решаются комплексно, с учётом возрастных особенностей детей и требований программы.

Выставки и коллекции, которые можно представлять в музее, способствуют обогащению и активизации словаря дошкольников. Дети могут описывать предметы, используя при этом разные части речи (существительные, прилагательные, глаголы), образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы, антонимы, омонимы, употреблять слова в точном соответствии с их смыслом.

Разнообразные экспонаты музея могут быть наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок.

В ходе экскурсий, тематических занятий дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, совершенствуя при этом диалогическую речь. Дети могут играть роль экскурсовода и рассказывать о выставленных экспонатах музея, при этом будет отрабатываться монологическая речь.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что музей в дошкольном образовательном учреждении позволяет в полной мере осуществлять работу по познавательному развитию дошкольников и совершенствованию всех сторон их речевого развития.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дошкольный возраст - яркая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации ребёнка, формирования его эмоционально-личностной и волевой сферы, развития коммуникативных навыков и познавательных процессов. Музей в детском саду, с точки зрения исследований Н.А. Рыжовой, - «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей», по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного. Следовательно, музей в ДОУ можно использовать в целях реализации задач по познавательно - речевому развитию дошкольников.

Слайд 2

Использование музеев в работе с детьми ведётся по двум основным направлениям, которые формируют систему ценностей ребёнка, способствуют воспитанию толерантности, познавательно - речевому, творческому и эмоциональному развитию. сотрудничество детского сада с музеями города создание и использование музеев и мини - музеев в дошкольном учреждении

Слайд 3

Литературный музей Курских писателей

Слайд 4

Музей «Курская дуга»

Слайд 5

Музей «Космические дали»

Слайд 6

Мини-музей «Курский соловей»

Слайд 7

Мини-музей «Народные промыслы»

Слайд 8

Мини-музей « Курские кудесники-мастера , художники, писатели, ремесленники »

Слайд 9

В ходе экскурсий, тематических занятий дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, совершенствуя при этом диалогическую речь. Дети могут играть роль экскурсовода и рассказывать о выставленных экспонатах музея, при этом будет отрабатываться монологическая речь.

Слайд 10

Музей в дошкольном образовательном учреждении позволяет в полной мере осуществлять работу по познавательному развитию дошкольников и совершенствованию всех сторон их речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Особенности использования технологии музейная педагогика в работе со старшими дошкольниками

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно.Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной...

Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Музейная педагогика позволяет детям «погрузиться» в историческое прошлое и настоящее родного края, изучить его особенности и традиции, способствует творческому развитию личности, имеет огромное значе...

Использование музейной педагогики в познавательно – речевом развитии старших дошкольников с ОВЗ.

Принятие новых федеральных государственных требований к основным образовательным программам обуславливает актуальность включения в образовательный процесс дошкольников новых форм деятельности. Одной и...

Консультация для воспитателей "Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравстве...

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ

laquo;Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества,их красоты и величия»  В.А.Сухомлинский...

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников

В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эм...