Консультация для педагогов" «Формирование первых проявлений профессиональной направленности детей через игру»
консультация
Будет полезно для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям.
Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями и рассказать ему о тех качествах характера, которые требует та или иная специальность. А воспитывать эти качества лучше с детских лет.
Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Так образуются династии врачей, учителей, артистов, ученых ит.д. Поэтому рассказ отца или матери приносит ребенку огромную пользу, вызывая живой интерес.
Дети в играх часто подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивая себе роли воспитателей, врачей, строителей, машинистов и т. д.
Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной ориентации» в развитии личности ребенка.
Ознакомление детей с профессиями взрослых – дна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет ребенку проникнуть глубже в мир взрослых, понять и принять его. В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен
войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии. Э.Ф. Зеер отмечал, что профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и культуре вообще.
Сегодня существует несколько моделей профессионального самоопределения личности. Но в профессиональной ориентации наиболее известна периодизация Е. А. Климова. Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в
профессиональное сообщество и более широко – в социальное сообщество. Поэтому стадия профессионального становления значимой.
Психолог утверждает, что профессионального становления человека происходит в течение всей жизни.
Таким образом, профессиональное становление личности начинается со стадии первичной оптации (или стадии до профессионального развития), т.е. развития конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берет свое начало в возрасте становления самопознания как такового (2 – 3 года) и продолжается вплоть до начала подросткового периода (10 – 12 лет).
На следующей стадии – вторичной оптации – происходит поиск и выбор учебно-профессионального направления и профессии. Такое развитие профессионального самоопределения происходит в подростковом возрасте (до 15 – 16 лет).
На стадии профессиональной подготовки происходит выбор профессионально-образовательного учреждения и самоопределение в рамках профессионального поля (до23 лет).
Затем приходит стадия собственно самоопределения в профессии (длится от 24 до 75 лет).
Важную роль в работе по профориентации играют дидактические и настольные игры.
Задача дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира и людям разных профессий. Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.
Как мы знаем, игра – ведущий вид деятельности, поэтому работа по ранней профориентации строится на игре.
Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда.
Именно сюжетно-ролевая игра поможет обрести социальный опыт взаимодействия с другими людьми в личностно и профессионально значимых ситуациях, усвоить элементарные трудовые умения и навыки, а также познать физические свойства предметов.
Можно сказать, что через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду взрослых. Сюжетно-ролевую игру можно рассматривать как моделирование социальных отношений в обществе, что является необходимым звеном в жизненной адаптации.
Игры «в профессии» позволяют детям закрепить полученные знания на практике, формируют у детей образное мышление, пространственное воображение, способствуют социализации и формируют коммуникативные навыки у дошкольников.
Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке.
Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т. д.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых. Так как данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, то дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности»
Уважаемые коллеги! Может быть эта консультация пригодится вам в практической работе....
Консультация для педагогов "Формирование целостной картины мира и кругозора детей через экспериментирование и практическую деятельность"
В условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу, саморазвитию, самообразованию, способного применить приобретённые знания в совместной деят...

Консультация для родителей детского сада" Развитие познавательной активности детей через игру"
quot;Развитие познавательной активности детей через игру"...

«Формирование профессиональной направленности детей через игру и игровые приемы»
laquo;Формирование профессиональной направленности детей через игру и игровые приемы»...

Консультация для педагогов "Формирование представления о здоровой и полезной пище через различные формы работы с дошкольниками"
Здоровье детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет ...

«Формирование проявления профессиональной направленности детей через игру и игровые приемы»
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности....

«Формирование первых проявлений профессиональной направленности старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».
laquo;Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. » А.М.Горький.Дошкольное детство-это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это зна...