«Формирование первых проявлений профессиональной направленности старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».
статья (старшая группа)

Петрова Людмила Вячеславовна

«Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. » А.М.Горький.

Дошкольное детство-это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские игры преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому психолог Л.С.Выготский назвал ее ведущей деятельностью дошкольного детства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование первых проявлений профессиональной направленности старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».

       Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры, ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются. Именно в старшей и подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том, что она носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Важным еще является то, что дети обмениваются между собой информацией, что способствует обогащению их знаний о профессиях взрослых. Во время игры дети меняются ролями, что непосредственно способствует повышению у них интереса к различным аспектам профессии, в которую они играют. Ещё одной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что она требует предварительной подготовки. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры. Роль взрослого – это организация: 1) предварительной работы (для планомерного обогащения опыта детей в педагогическом процессе воспитатель использует различные формы работы: знакомство с профессиями, орудиями труда и инструментами, условиями труда, обучающие игры. Все это может служить источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения ее содержания);

2) совместной игры воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения; (роль воспитателя здесь состоит в следующем: - создание мотивации к развертыванию того или иного сюжета; - подключение к игре детей, добавление новых сюжетов);

3) самостоятельной детской игры, в которой воспитатель обеспечивает условия для активизации имеющегося у детей арсенала игровых умений (своевременно изменяет игровую среду, подбирает игровой материал, вводит в игру новые атрибуты (инструменты, технику, макеты и пр.).

    Сюжетно-ролевые игры позволяют детям решать проблемные ситуации и логические задачи, которые повышают интерес ребенка к экономическим знаниям, учат видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы. Проводя сюжетно-ролевые игры, с целью знакомства с людьми разных профессий мы воспитываем положительное отношение к труду и людям разных профессий, подводим к пониманию того, что каждый, кто трудиться, за свой труд получает материальное вознаграждение в форме зарплаты, премии, благодарностей. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «мир современных профессий» через сюжетно-ролевую игру, обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию. Работа по ознакомлению с миром современных профессий невозможна без участия родителей. Совместная работа с родителями дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к ранней профориентации дошкольников. Родители являются активными помощниками в создании условий и развивающей предметно-пространственной среды; активно принимают участие в знакомстве детей с различными профессиями, постепенно приучая детей к определенным постоянным поручениям. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У дошколят появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе. Для ознакомления детей с современным миром профессий мы создали игровые пространства, уголки для сюжетно-ролевых игр. Все созданные игровые пространства позволяют в сюжетно-ролевых играх в доступной форме познакомить воспитанников с «миром профессий» и способствуют ранней профориентации дошкольников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экономических представлений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр

В связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо развивался в сложнейших эконо...

Инновационный проект по теме «Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО»

Сюжетосложение (игра-фантазирование) заключается в развертывании в игре целостных, связанных друг с другом ситуаций, характеризующихся сложным и многообразным содержанием....

Педагогический проект Развитие связной речи у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр

    Овладение нормами и правилами родного языка - одна из основныx задач развития ребенка в дошкольном возрасте. Дошкольное детство является сенситивным периодом к усвоению речи. В со...

консультация для педагогов «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ»

В сюжетно-ролевой игре дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща, договариваться. Что особенно важно, у них появляется интерес к новым современным профессиям....

«Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО»

Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисе...

"Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру"

Участие в межмуниципальном методическом фестивале в г. Ачинск " Методическая мозаика-2023. Функциональная грамотность: от читательских умений к читательским компетенциям". Видео выступления ...