«Формирование проявления профессиональной направленности детей через игру и игровые приемы»
статья
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_pedsovet.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование проявления профессиональной направленности детей через игру и игровые приемы»
3 слайд
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.
Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу и являются фундаментом всего дошкольного образования. Они способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах.
4 слайд
Нами в компенсирующей группе широко используется "педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр". Данная технология призвана сочетать элементы игры и обучения. В отличие от игр вообще, педагогическая технология обладает чётко поставленной целью и педагогическим результатом познавательной направленности.
5 слайд
Самое главное правило для взрослых: ребёнку мало знать о профессии, в неё нужно поиграть! В нашей группе мы организуем различные сюжетно-ролевые игры. Дети с удовольствием играют в "Больницу", "Магазин", "Парикмахерскую", обыгрывая различные сюжеты. В играх дети часто пытаются отобразить профессии своих родителей. Сюжетно-ролевые творческие игры – это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения.
Для развития у детей проявления профессиональных представлений по средствам сюжетно – ролевой игры, нужно использовать мотивацию:
6 слайд
1.Мотивация личной заинтересованности ребенка («Хочешь поиграть с самолетом, нужно с конструировать аэродром, ангар? Дети в ходе беседы находят пути решения поставленной проблемы, выбирают конструкторы , показывают и рассказывают, из каких деталей можно построить взлётную полосу и ангар. Н – р: для взлетной полосы конструктор «полидрон – элементарная математика», а для ангара – «полидрон – гигант».). Мы думаем что именно этот вид мотивации способствует волевой регуляции поведения в наибольшей степени.
7 слайд
- Мотивация общения со взрослым. Общение со взрослым самоценно для ребенка. Взрослый ведет себя как партнер: считается с интересами ребенка.
8 слайд
- Игровая мотивация в сюжетно-ролевой игре детей 5-7 лет - сюжетосложение. Например, постановка игровой задачи («Подарим Снегурочке дом, в котором будет мебель и посуда»), на основе которой далее ставится учебная задача («Мы пойдем в центр игры и выберем, какие атрибуты и материалы нужны для игры»).
9 слайд
- Мотивация в заинтересованности ребенка чему-то научиться в игре («Хочешь я научу тебя…?»)
10 Слайд
Для того чтобы заинтересовать детей будущей игрой, используются следующие приемы:
1) совместное с детьми обсуждение, во что и где они хотят играть;
2) «сюрпризное» преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры (посылка от инопланетян в игре «Космонавты», поиск по чертежу клада и т. д.);
3) участие в игре воспитателя (ненавязчивое, тактичное, в роли не наставника, а участника: «Добрый день! А я, доктор, зашла узнать, как себя чувствует ваша дочка»);
4) косвенное побуждение к игре («Мне нужно купить холодильник. Но как доставить его домой? Может быть, Дима согласится стать водителем грузовика?»).
5)договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то;
- специально организованная проблемная ситуация.
11 слайд
Наши дети в сюжетно-ролевой игре берут на себя трудовые, социальные функции взрослых и воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. Отражая в играх деятельность взрослых.
Н- Р: после пройденной лексическом темы «Профессии на стройке» , дети проявили инициативу им захотелось поиграть в игру «Строители». Была организована проблемная ситуация (произошло землетрясение) дети решили : Как можем помочь человеку у которого нет дома?
нам нужно создать проект участка.
Затем построить новый дом для людей потерявших жильё.
Чтобы удобно и комфортно жить в новом доме, необходимо построить семейный центр медицины, супермаркет, школу.
12 слайд
Дети посовещавшись решили, что ноутбук и принтер нужен архитектору для создания проекта участка.
Строителям нужен «Полидрон Гигант»
Предпринимателям мебель для магазина, докторам место и оборудование. Так была организована с/ ролевая игра «Город будущего»
13 слайд
Н-р… тема «Космос». Для мотивации с/ р игры: «Планета для друзей», воспитатели познакомили детей с содержанием сказочного письма «….В далекие времена, в одной волшебной Галактике жили-были космические человечки на маленькой планете. Но однажды пошёл метеоритный дождь, один метеорит попал в планету и разрушил её. К счастью космические человечки успели улететь на соседнюю планету , но там не было условий для жизни…..». В ходе рассуждения дети предлагают пути решения проблемы, выбирают нужное оборудование для моделирования игровой ситуации: н-р: из конструктора полидрон –конструируют постройку «Сферу» при том взяв конструктор «Малыш» для конструирования космических человечков, Полидрон «Гигант» для ракеты.
14 слайд
На планете располагают оборудование для экстренной мед. помощи, «Школу менеджеров по космотуризму», «Агентство по подготовке туристических гидов». Дети самостоятельно придумывают продолжение и конец игры. Таким образом, у детей формируется способность к прогнозированию возможных действий героев , завершение сюжета; способность представлять в воображении образы героев их профессию, знакомятся и закрепляют профессии будущего, место действия.
15 слайд
В с/р игре дети совершенствовали умения самостоятельно создавать конструкцию без опоры на образец, пошагово комментировать ход работы, этапы её создания. Игра продолжалась несколько дней.
16 слайд
Наряду с сюжетно-ролевой игрой, где реализуются задачи развития у детей знаний о труде взрослых, в образовательном процессе детского сада используются дидактические игры, направленные на уточнение и систематизацию знаний детей о профессиях.
17 слайд
Нами разработано авторское пособие «Игрокуб «Профессии» Основные достоинства пособия: доступность материала для восприятия дошкольниками; мобильность. Многофункциональность пособия заключается в том, что его можно использовать в разных видах деятельности: самостоятельной, в совместной образовательной деятельности, в режимных моментах с детьми проводятся экскурсию в прошлое по дорогам исчезнувших профессий.
18 слайд
Мотивирование детей на образовательную деятельность с использованием «Игрокуба» происходит с помощью сказочного момента. Задача ребенка – одеть куклу в одежду- профессии и отправиться в путешествие в калейдоскоп профессий в соответствии с заданием (дидактических игр). В каждой игровой ситуации «Кукла в спецодежде» ставит определенную проблемную ситуацию, по ходу игры дети коллективно приходят к решению конкретной проблемы. Данная разработка позволяет в игровой форме организовать образовательный процесс в соответствие с индивидуальными потребностями ребенка.
19 слайд
В ходе игровой деятельности с применением «Игрокуба «Профессии» дети узнают о новых (будущих) профессиях, закрепляют знания о современных профессиях в разных профессиональных областях, с конкретными трудовыми процессами, навыками и умениями в той или иной профессии, также не забывают об актуальности в наше время медицинских профессиях. У детей формируются знания о том, что в каждый конкретный трудовой процесс достигается продуктом деятельности человека, который удовлетворяет ту или иную потребность человека. Дидактические игры «Игрокуба» помогают детям понять какие направления и профессии будут активно развиваться, какие новые специалисты потребуются работодателям в будущем. Например: профессия «Воспитатель» в будущем - «Эксперт по образу будущего ребенка», «Животновод» или «Садовод» «Овощевод» или как сейчас модно называть «Фермер» в будущем будет называться «Сити –фермер» и пр.).
20 слайд
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Для решения этой проблемы мы используем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Эти технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые в условиях детского сада не удалось воссоздать. Мы используем в работе по ранней профориентации виртуальные экскурсии, например, "Знакомство с с/х профессиями", "Путешествие в театр" и т. д., видео уроки Тетушки Совы.
Таким образом, ранняя профориентация дошкольников - это важное и необходимое направление деятельности в ДОУ. Использование игровых технологий по ранней профориентации поможет дошкольникам, получить представления и знания о многообразии профессий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры и игровые приемы, направленные на развитие фонематического восприятия у дошкольников»
Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении дошкольников. Думается, что в педагогическом процессе развития фонематического восприятия дидактич...
Конспект занятия по формированию звукопроизношения у детей через игры и игровые упражнения ( средняя группа)
Цели занятия: 1. Уточнить и активизировать словарь детей по теме «весна». Учить отвечать полными предложениями, используя части речи: глаголы...
Консультация для воспитателей. Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы.
Консультация для воспитателей.Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы....
Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы
Презентация. Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы....
игры и игровые приемы ,направленные на развитие речи детей раннего возраста.
собрана небольшая картотека игр и игровых приемов,направленные на развитие речи детей раннего возраста....
«Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы».
мастер-класс к методическому объединению ...
«Формирование профессиональной направленности детей через игру и игровые приемы»
laquo;Формирование профессиональной направленности детей через игру и игровые приемы»...