Семинар-практикум для педагогов
опыты и эксперименты

Чернышова Алёна Алексеевна

Семинар практикум для педагогов

«Детское экспериментирование основа поисково исследовательской деятельности дошкольников»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_seminar.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов

«Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

Цель: Освоение педагогами организацией поисково – исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.

Задачи:

  • повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
  • представить участникам семинара одну из форм проведения опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
  • сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Теоретическая часть

Здравствуйте, уважаемые  коллеги!        Мы  рады  приветствовать  Вас  на  семинаре

«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

   Сейчас я вам предлагаем поделиться на команды, а для этого поиграем в игру

«Чудесный мешочек».

Педагогам предлагается выбрать из мешочка карточку с обозначением (воздух, вода, солнце) и сесть за столы с определённым символом (педагоги делятся на команды).

Один известный педагог-исследователь Василий Александрович Сухомлинский говорил:

«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».

Дети по природе своей - исследователи.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, хочет его познавать: наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами. Все это - объекты исследования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно - образное  мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.

Главное достоинство метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

Развивается речь у ребенка, т.к. дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. Знания, взятые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в развивающую предметно- пространственную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

Формы работы с детьми по поисково – экспериментальной деятельности

  • занятия;
  • беседы;
  • знаково-изобразительные средства;
  • экспериментирование, исследовательская деятельность;
  • дидактические и развивающие игры, упражнения;
  • конструирование;
  • рассматривание;
  • наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
  • экскурсии и целевые прогулки;
  • экологическая тропа (экскурсии);
  • создание коллекций;
  • проектная деятельность,
  • проблемные ситуации.

Цели и задачи игры - экспериментирования:

Цель: Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию. Развитие речи. Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира. Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Задачи:

Образовательные задачи:

Познакомить детей со свойствами предмета исследования; Формировать умение делать открытия и выводы

Обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи

Развивать экспериментальную деятельность; Развивать речь детей;

Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику; Развивать внимание, мышление, память

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность и активность

Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.

Воспитывать аккуратность в работе.

Правила безопасности при проведении экспериментов и опытов:

  1. Требования безопасности перед началом экспериментальной деятельности:
  1. Внимательно изучить содержание и порядок проведения эксперимента, опыта, а также безопасные приемы его выполнения.
  2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
  3. Проветрить помещение, в котором будет проводиться опыт.
  4. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.
  5. Проверить правильность расстановки детской мебели в групповой комнате.
  6. Перед проведением экспериментальной деятельности напоминать детям правила безопасного поведения.
  1. Требования безопасности во время экспериментальной деятельности:

  1. Обеспечить безопасное проведение эксперимента, опыта для жизни и здоровья детей
  2. Нельзя оставлять детей в помещениях        без присмотра взрослых ни на секунду.
  3. При проведении экспериментов, опытов необходимо использовать прочный, исправный демонстрационный и раздаточный познавательный материал,

соответствующий санитарно-гигиеническим, дидактическим, эстетическим требованиям.

  1. В работе использовать только исправные технические средства обучения: магнитофон, телевизор, проектор и др.
  2. Длительность просмотра познавательных фильмов должна составлять не более 15 мин.
  3. Следует в обязательном порядке соблюдать нормы и правила охраны жизни и здоровья детей во время экспериментов, опытов: соблюдать режим дня, расписание, длительность опыта, физическую и психологическую нагрузку и др.
  4. Необходимо исключить ситуации травмирования одним ребенком другого путем рациональной организации детской деятельности.
  5. Точно выполнять все указания воспитателя при проведении экспериментальной деятельности, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
  1. Требования безопасности по окончании экспериментальной деятельности

  1. По окончании работы следует привести в порядок свое рабочее место и рабочие места воспитанников.
  2. Выключить демонстрационные, электрические приборы-проектор, телевизор.
  3. Убрать документацию, пособия, оборудование, использованное во время опытов в

специально предназначенные места.

  1. Тщательно вымыть руки с мылом.

Алгоритм организации детского экспериментирования

  • Выбор объекта исследования.
  • Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение,

рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.

  • Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
  • Выбор цели, задач работы с детьми.
  • Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
  • Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.

Алгоритм подготовки занятия-экспериментирования (эксперимента, опыта).

  • Подготовка проблемной (исследовательской) задачи.
  • Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов,
  • Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
  • Наблюдение результатов эксперимента.
  • Фиксирование результатов эксперимента.
  • Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

В зоне экспериментирования должны быть выделены:

  1. место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
  2. место для приборов
  3. место для хранения материалов (природного, «бросового»)
  4. место для проведения опытов
  5. место        для        неструктурированных        материалов        (песок,        вода,        опилки,        стружка, пенопласт и др.)

Материал и оборудование для зоны экспериментирования

Средняя группа

  • Рамки-вкладыши с цветными (6 цветов) формами,
  • Набор объемных геометрических тел
  • Набор плоскостных геометрических форм;
  • Сортировочный ящик с прорезями;
  • Рамки с 2 - 3 видами застежек (шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки);
  • Чудесный мешочек с набором объемных геометрических форм;
  • Набор для забивания: молоточек и основа с втулочками);
  • Набор шумовых коробочек (по Монтессори или аналоги);
  • Разноцветная юла (волчок);
  • Звучащие        инструменты        (колокольчики,        барабаны,        резиновые        пищалки, молоточки, трещотки, маракасы,        тамбурины;
  • Набор для экспериментирования с        водой: универсальный стол с

емкостями для воды и песка, емкости 2 - 3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и        вылавливания - черпаки, сачки;

  • Набор для экспериментирования с        песком: универсальный стол с

емкостями для воды и песка, формочки разной конфигурации,        емкости разного размера, предметы-        орудия - совочки, лопатки;

Старшая и подготовительная группа

  • приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и до.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.;
  • коллекция минералов

Дополнительное оборудование:

  • детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  • карточки-схемы проведения экспериментов (обратная сторона: ход проведения эксперимента);
  • индивидуальные дневники проведения экспериментов;

- в каждом разделе вывешиваются правила работы с материалом, совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Ведение фиксации детского экспериментирования

  1. Календарь природы
  2. Дневник наблюдений
  3. Фотографирование
  4. Запись воспитателя в блокноте
  5. Картотека опытов
  6. Схема
  7. Карточки – подсказки
  8. Мини – стенд «О чем хочу знать завтра»

Взаимодействие с родителями

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации нужно убеждать родителей  в  необходимости  повседневного  внимания  к  детским  радостям  и

огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Рекомендации по работе с родителями воспитанников по созданию условий организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

  1. Педагогам возрастных групп вовлекать родителей в организацию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников, через совместные проекты с привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности.
  2. Оформить на стендах материал для родителей по познавательно – исследовательской деятельности.

Формы работы по взаимодействию с родителями по развитию у детей интереса к поисково - экспериментальной деятельности

  1. Консультации, буклеты, памятки, папки – передвижки.
  2. Родительские собрания в форме педагогического всеобуча или круглого стола – дискуссия (например – «Растить детей любознательными»).
  3. Проведение конкурсов рисунков, макетов, плакатов, сказок, рассказов.
  4. Открытые заседания клуба «Юный исследователь» (например – «Занимательный магнит», «Фокус – покус»).
  5. Создание мини – музея (например - «Волшебный мир камней» или музей

«Семян, плодов»).

  1. Совместная проектная деятельность (например – «Путешествие капельки»).
  2. Организация совместных экскурсий, целевых прогулок.
  3. Проведение познавательно – игровых мероприятий, развлечений, праздников.

Предлагаю вашему вниманию сказку с проблемными вопросами, ответить на которые необходимо при помощи опытов.

Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

(1 группа педагогов)

Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг он заметил на земле маленького муравья. Ему захотелось разглядеть его поближе. Как можно это сделать?

Опыт №1.        Нужно взять трехлитровую банку. Сверху затянуть горлышко пищевой пленкой, но не натягивать ее, а наоборот, продавить ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Завязать пленку веревкой или резинкой, а в углубление налить воды.

Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

(2 группа педагогов)

Неподалеку утёнок увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки.

Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Покажите, как это происходит?

Опыт № 2        Нужно вырезать из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

(3 группа педагогов)

Потом утёнок увидел, что рыбки то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. Объясните, как это у них получается?

Опыт № 3

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут

садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Почему так происходит?

Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». У рыбы есть плавательный

пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.

Утенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И теперь на многие вопросы он знал ответы:

  1. Почему через банку с водой можно рассмотреть предмет?
  2. Почему же распускаются кувшинки?
  3. Почему плавают рыбки?

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.        Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....