Публикация на тему: «Оказание психолого-педагогической помощи в условиях консультационного центра в ДОУ».
статья
Цель создания консультативного пункта в ДОУ — предоставление услуги по оказанию консультативной, методической, психолого-педагогической помощи родителям/законным представителям , не посещающих ДОУ, по вопросам воспитания, обучения, развития и адаптации детей в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Оказание психолого-педагогической помощи в условиях консультационного центра в ДОУ» (из опыта работы)
Государство начинается с семьи, и тема семьи в сфере образования выходит на первое место. К сожалению, сегодня наблюдается недостаточно эффективное использование воспитательного потенциала семьи. У родителей нет чётких представлений о возрастных и психологических особенностях и потребностях ребёнка, они не умеют анализировать свои методы воспитания. И как следствие – частые ошибки, снижающие его результативность. Поэтому родителям необходима консультативная помощь специалистов.
В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных центров на базе ДОУ для родителей (законных представителей) с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от рождения до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями.
С этой целью на базе нашего детского сада открыт Консультационный центр по оказанию психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям (законным представителям), в вопросах воспитания и развития детей с учетом их возрастных особенностей. Проконсультировать родителей по тому или иному вопросу могут все специалисты дошкольного учреждения: старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель, медицинская сестра. Однако эта форма предназначена для родителей тех детей, которые посещают ДОУ. Консультационный же центр призван оказать психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с воспитателями, психологами и другими специалистами, работающими в ДОУ. Консультирование родителей (законных представителей) проводится ими как отдельно, так и общими усилиями — одним или несколькими специалистами одновременно. Это зависит от запроса родителей, сложности проблемы, с которой они обратились, особенностей развития ребёнка.
С целью привлечения родителей к деятельности консультационного центра мы разместили информацию на сайте ДОУ, расклеили информационные листовки на закреплённой за детским садом территории, раздали на улице и разложили в почтовые ящики флаеры и информационные листовки со сведениями о функционировании Консультационного центра.
Анализ проблем позволил нам определить наиболее эффективные формы сотрудничества с родителями в рамках консультационного центра.
1. Обеспечиваем родителей необходимой информацией на печатных и электронных носителях (памятки, буклеты, анкетирование, подборки практического материала, фото и видеоматериалы).
2. Отвечаем на обращения родителей, присланные по электронной почте или заданные по телефону.
3. Одной из традиционных форм взаимодействия нашего центра с семьёй является консультирование педагогами родителей — индивидуальное и групповое. Темы некоторых консультаций: «Как подготовить ребенка к тому, что в детском саду он будет оставаться без мамы», «Адаптация ребенка к детскому саду», «Нужно ли заранее знакомить ребенка с садиком, в который он скоро пойдёт», «Детский сад: за и против», «Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад», «Питание – залог здорового образа жизни», «Как приучить ребенка к горшку» … Так же консультации проводятся специалистами, исходя из запроса родителей и с учётом особенностей развития детей.
4. Интересной и результативной формой работы с родителями – является практическая деятельность специалистов с родителями. Это проведение мастер-классов, тренингов дидактического взаимодействия.
5. Использование ИКТ имеет свои преимущества перед традиционными формами работы с родителями. Эффективным средством знакомства с особенностями работы того или иного специалиста центра является мультимедийная презентация для взрослых по актуальным вопросам с целью ознакомления, обучения и вовлечения родителей в процесс развития и образования детей дошкольного возраста.
Так же, мы решили прибегнуть к помощи социальной сети «ВКонтакте», где зарегистрировано большое количество родителей и который является более доступным и известным. На страничке детского сада ВКонтакте создали вкладку в разделе «Обсуждения», в которой участники могут задать вопросы специалистам консультационного центра. Закрытость группы и наличие администратора предупреждает рассылку спама в сети Интернет, нецензурных выражений и т.д.
Группа создана недавно, но эффективность ее стала сразу ясна всем. Прежде всего, это обусловлено простотой размещения информации. Созданная группа позволяет показать родителям неорганизованных детей реальную жизнь детского сада - проводимые в детском саду праздники, развлечения, провести мастер-классы по организации игр с детьми в домашних условиях, продемонстрировать работу ДОУ в целом, тем самым популяризовать деятельность ДОУ в микрорайоне.
Родители с явным энтузиазмом откликнулись на наше нововведение, стали вступать в группу и задавать интересующие вопросы, как на странице, так и в личную почту администратора.
Благодаря идее создания группы в социальной сети «В контакте» мы стали ближе к родителям неорганизованных детей и их потребностям. Немаловажным здесь является индивидуальный подход к родителям воспитанников.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что средства информационно-коммуникативных технологий помогают родителям (законным представителям), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования получать методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь от дошкольных образовательных учреждений. Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько эффективно педагоги используют в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный помочь родителям в воспитании и образовании будущего поколения.
В заключение хочется отметить, что первая встреча каждого специалиста нашего центра с семьёй чаще всего не последняя. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Оказание комплексной квалифицированной помощи детям с ОВЗ через индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение"
Презентация содержит информацию по созданию программ медико-психолого-педагогического сопровождения детей с учетом их типа психосоматической конституции....
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью и их семей в условиях Консультационного центра
Организация и осуществление коррекционно-развивающей работы в условиях консультационного центра с детьми с особыми образовательными потребностями и их семьями...

«Работа по оказанию ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках проекта «Разработка и реализация инновационных проектов, направленных на оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям
Оказание ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках работы Консультационного центра...
Здоровьесберегающая технология реабилитации в области оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС в условиях ДОУ - ритмотерапия.
Доклад посвящен актуальной проблеме применения новых эффективных форм реабилитации в области оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС по средством применения здоровьесберегающих технологий...

Согласие на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям
Информированное согласие родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семей через работу консультационного центра в online-режиме
Презентация опыта работы на краевом семинаре-совещании транслирует о работе консультационного центра в ДОУ....

Использование игровых технологий в психолого-педагогическом консультировании семей в условиях Консультационного центра и Службы ранней помощи
Использование игрового оборудования в психолого-педагогическом консультировании семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, в том числе и с особыми образовательными потребностями, в условиях ...