Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью и их семей в условиях Консультационного центра
статья по коррекционной педагогике
Организация и осуществление коррекционно-развивающей работы в условиях консультационного центра с детьми с особыми образовательными потребностями и их семьями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechatnyy_material_po_kts.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-дефектолог
МБДОУ д/с№ 8 г. Североморска
Сляднева О.А.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности и их семьями в условиях консультационного центра.
В последние два десятилетия проблема оказания психолого-педагогической помощи семьям детей имеющих особые образовательные потребности является одной из самых актуальных проблем специальной педагогики.
В условиях консультационного центра (далее КЦ) организуется и осуществляется коррекционно-развивающая работа с детьми с особыми образовательными потребностями. Работа проводится по следующим направлениям: всестороннее комплексное обследование ребенка с особыми образовательными потребностями, учет индивидуальных особенностей его развития и возможности его здоровья, стимуляция познавательной активности, развитие основных психических процессов и игровой деятельности детей.
В КЦ обращаются родители неорганизованных детей, имеющих разные образовательные потребности. Для детей с нарушениями в развитии, зачисленных в консультационный центр, разрабатывается индивидуальная программа сопровождения ребенка и его семьи. Разработка программы проводится совместно со всеми специалистами консультационного центра на основе углубленной психолого-педагогической диагностики ребенка совместно с родителями (законными представителями) ребенка. Она позволяет организовать обучение ребенка с учетом его образовательных потребностей заданных характером нарушений. Под сопровождением понимается комплексная деятельность всех специалистов, направленная на решение задач коррекции развития обучения воспитания и социализации ребенка.
При построении коррекционно-развивающей работы учитываются принципы Федерального государственного образовательного стандарта ДОО: - программа отражает всесторонний характер образовательной работы по всем направлениям развития ребенка (социальное, познавательное, физическое речевое, формирование всех видов детской деятельности)
-комплексный характер участия в подготовке программы в ее реализации всех специалистов КЦ; участие родителей как полноценных участников.
-направления коррекционно-развивающей работы для всех детей, независимо от уровня психофизического развития и личностных особенностей.
-определение объема содержания, методов и специфических приемов работы в зависимости от характера выраженности первичных и вторичных отклонений в развитии.
В процессе разработки индивидуальной программы сопровождения ребенка с нарушениями развития необходимо соблюдать определенный алгоритм составления программы (этапы) Целью 1 этапа является знакомство с семьей и ее запросом. На этом этапе определяется запрос родителей, сопоставляется с заключениями и рекомендациями ПМПК, проводится комплексное изучение психолого-педагогического статуса ребенка всеми специалистами службы.
Целью 2-го этапа является комплексное всестороннее углубленное изучение ребенка специалистами консультационного центра. На данном этапе применяется диагностический инструментарий, соответствующий возрасту и психофизическим особенностям детей. Целью комплексной диагностики является выявление ведущего нарушения, степень его выраженности и связи с вторичными нарушениями. Диагностика составлена на основе нормативных показателей развития по основным функциональным областям: сенсорное развитие, общая и мелкая моторика, предметная деятельность, речевое развитие, самообслуживание, социальное развитие. Обследование ребенка проводится с помощью тестовых заданий и диагностических таблиц, содержащих нормативные показатели развития.
Диагностика представляет собой 3 взаимосвязанных блока:
-1 блок-это определение социального статуса семьи (включает изучение жизнедеятельности и качества жизни семьи: анализ бытовых условий, диагностика внутрисемейных отношений, оценка педагогической компетентности родителей.
-2 блок-определение соматического и психоневрологического статуса ребенка, анализ медицинской документации, включающей в себя информацию о течении беременности и родов, о раннем психомоторном развитии ребенка, заключения врачей.
-3 блок предусматривает организацию процедуры обследования ребенка всеми специалистами КЦ. Специалисты дают оценку «актуального» и «потенциального» уровня развития ребенка, определяют характер и степень выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений, оценивают сущность индивидуальных трудностей ребенка, определяют сферы воздействия в целях коррекции или сглаживании остроты проблемы. Содержанием 2 блока является диагностика актуального уровня развития ребенка. Психолого-педагогический этап является ведущим в структуре ранней комплексной диагностики, т.к. данные, полученные в результате реализации именно этого блока, служат базисом для составления индивидуальной программы сопровождения ребёнка и его семьи, а также для формирования индивидуального образовательного маршрута впоследствии.
Целью 3 этапа является составление программы. На этом этапе определяются основные направления содержания, специальные условия, методы и сроки реализации программы, а также участие специалистов, механизм их взаимодействия, роль семьи в реализации программы.
На 4 этапе является оформление программы в виде документа. На этом этапе проводится коррекционно-развивающая работа по оказанию детям с ООП и их родителям необходимой и адекватной психолого-педагогической помощи по выявленным проблемам. В программе должны быть обозначены этапы работы, задачи каждого этапа, методы решения этих задач, прогнозируемые результаты, сроки достижения этих результатов, сроки проведения динамических диагностических обследований, алгоритм распределения обязанностей между специалистами и семьей, механизм взаимодействия специалистов, даты проведения консультаций и тренингов с родителями ребенка.
Составление индивидуальной программы сопровождения - это процедура, в которой описывают:
- направления помощи;
- задачи, направленные на увеличение способности ребенка участвовать в повседневных и значимых видах деятельности и улучшение способности семьи заботиться о ребенке (их выбор зависит от состояния ребенка и ситуации в семье);
- основные желаемые результаты, которые достигнет ребенок и семья благодаря «Программе помощи»; критерии и процедуры для определения достигнутого прогресса;
- перечень услуг Службы ранней помощи, необходимых для достижения поставленных задач, включая интенсивность и формы помощи;
- место проведения мероприятий индивидуальной программы сопровождения, когда и как часто будут предоставляться ребенку и семье необходимые услуги, кто из специалистов будет проводить эти услуги;
- ф.и.о. ответственного сотрудника, который будет отвечать за осуществление индивидуальной программы сопровождения;
- дата, проведения оценки эффективности индивидуальной программы сопровождения.
На 5 этапе определяется эффективность реализации программы и положительная динамика развития ребенка. Целью 5-го этапа является определение параметров и критериев оценки эффективности реализации Программы.
Оценка эффективности реализации программы осуществляется всеми специалистами совместно с родителями детей. При оценке эффективности Программы учитываются динамические показатели. В качестве критерия высокой эффективности может рассматриваться максимальное приближение показателей развития ребенка к возрастным нормативам.
К критериям положительной динамики относится:
-приближение показателей развития к возрастным нормативам по отдельным линиям развития ребенка;
-готовность к интеграции в дошкольную образовательную организацию;
-расширение возможностей его функционирования в социальной среде;
-овладения навыками самообслуживания, социальной коммуникации, повышение его адаптационных механизмов;
-улучшение взаимодействия членов семьи с ребенком;
-повышение качества жизни семьи.
Критериями недостаточной динамики могут служить:
-незначительные изменения в когнитивном, двигательном, речевом, эмоциональном развитии ребенка;
-отсутствие существенных изменений в качестве жизни семьи.
Оценка эффективности программы позволяет определить качество оказанной психолого-педагогической помощи выяснить степень компенсации имевших место нарушений развития ребенка и, соответственно, необходимость продолжения или завершения программы ранней психолого-педагогической помощи.
Таким образом, реализация программы индивидуального сопровождения ребёнка с особыми образовательными потребностями и его семьи, является необходимым условием для оказания психолого-педагогической, семейно-ориентированной помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушением развития, а также детям, имеющим риск возникновения таких нарушений в более старшем возрасте и их семьям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
Групповые занятия с использованием верботонального метода в системе ранней помощи детям с нарушением слуха и их семьям в условиях реабилитационного центра.
Работа в группе позволяет наилучшим образом развить довербальную активность, невербальную, а затем и вербальную коммуникацию. Применение «Комплексных верботональных занятий» д...
Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР
В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...
Официальный сайт как условие психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и их семей в условиях многофункционального центра
В системе дошкольного образования накоплен достаточно большой опыт по организации взаимодействия детского сада и семьи. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, инфор...
Использование игровых технологий в психолого-педагогическом консультировании семей в условиях Консультационного центра и Службы ранней помощи
Использование игрового оборудования в психолого-педагогическом консультировании семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, в том числе и с особыми образовательными потребностями, в условиях ...