Здоровьесберегающая технология реабилитации в области оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС в условиях ДОУ - ритмотерапия.
методическая разработка
Доклад посвящен актуальной проблеме применения новых эффективных форм реабилитации в области оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС по средством применения здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая технология реабилитации в области оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС в условиях ДОУ - ритмотерапия.
Health-saving rehabilitation technology in the field of providing psychological and pedagogical assistance to children with ASD in pre-SCHOOL settings-rhythmotherapy.
Аннотация. Доклад посвящен актуальной проблеме применения новых эффективных форм реабилитации в области оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС по средством применения здоровьесберегающих технологий.
Abstrakt: The report is devoted to the actual problem of applying new effective forms of rehabilitation in the field of psychological and pedagogical assistance to children with ASD through the use of health-saving technologies.
Ключевые слова: Здоровьесберегающие технологии, психолого-педагогическая реабилитация, ритмотерапия.
Keyword: Health saving technologies, psychological-pedagogical rehabilitation, remoteapi.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные потребности и возможности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, детьми с РАС.
Очень актуальна коррекционно-развивающая работа с аутичными детьми и важное место в этой работе занимает музыкальная терапия. Здесь будет рассмотрена ритмотерапия, как составляющая часть здоровьесберегающих технологий.
Аутизм — тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию.
В работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра необходимы нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые здоровьесберегающие технологии.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что дети с расстройствами аутистического спектра требуют особого подхода при организации и сопровождении их реабилитации. Поиск новых эффективных форм реабилитации становится ключевой проблемой в области оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС. Вопрос выбора здоровьесберегающих технологий, образовательной траектории для дошкольника с РАС решается всегда индивидуально исходя из варианта и выраженности имеющегося нарушения, особенностей поведения и адаптации, наличия или отсутствия сопутствующих нарушений.
Как известно, музыкальная терапия - это психотерапевтическое направление, основанное на лечебном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Российский психолог С. Л. Рубинштейн объяснил возникновение музыки тем, что в природе все подчинено определенным внутренним ритмам, и только психика человека неритмичная. И в этом смысле музыка помогла человеку предать ритм и гармонию собственной психической жизни.
В зарубежной литературе находим широкое применение музыкальной терапии и при лечении различных психических расстройств, начиная от бытовых неврозов и заканчивая тяжелыми формами дезадаптации в заболеваниях "большой" психиатрии - везде, где врачи сталкиваются с расстройством настроения пациентов и где необходимо поддерживать их внутренние силы в борьбе с определенным заболеванием.
Эффект от применения музыкальной терапии прежде усматривают в следующем: эмоциональная разрядка, облегчение ситуации взаимодействия, регуляция эмоционального состояния, повышение доступности для сознательных переживаний психо и социодинамических процессов, приобретения новых средств эмоциональной экспрессии, создание основы коммуникативных навыков, развитие творческого воображения и фантазии, содействие самовыражению и саморазвитию, облегчение возможностей усвоения больным новых отношений и наставлений. Как доказано, стимуляция мозга классической музыкой активизирует связи между нервными клетками и предотвращает дальнейшей их деградации.
Применение музыкальной терапии для детей с аутичными типом развития в условиях ДОУ обусловлено несколькими факторами. Как известно, дети с синдромом РАС имеют особенную тягу к музыке и есть эмоционально уязвимы в восприятии музыки. В научных исследованиях говорится, что эмоциональная чувствительность на музыку и особая необходимость в ней связаны прежде всего с уровнем нейротизма. По мнению П. Фреза и Ж. Пиаже, тревожные индивиды, независимо от происхождения их тревоги, имеют высокую энергетическую мобилизацию, которая порождает многочисленные эмоциональные реакции и трудно поддается контролю, тогда как у "неэмоциональных" индивидов наблюдаются прежде приспособительные реакции.
Кроме учитывания эмоциональной уязвимости детей с РАС, уместность применения музыки на занятиях с ними, обусловлена следующим:
1) как известно, одной из главных проблем при налаживании взаимодействия с аутичными ребенком есть отсутствие его внимание, пребывание на "своей волне". Особенно подобранная музыка привлекает внимание и организовывает относительную устойчивость процесса восприятия ребенка с РАС;
2) обнаружена большая приверженность аутистов в отношении к предметам, чем к людям обуславливает эффективность налаживания диалога с ними опосредованно, например, через музыкальные инструменты
Кроме этого, методы, которые применяет современная музыкотерапия, на наш взгляд являются соответствующими с актуальными проблемами детей с аутичными типом развития. Так, в классификации современных методов музыкотерапии по критерию подавляющего лечебного действия отмечается:
1. методы, направленные на отреагирование, а также эмоциональную активацию;
2. тренинговые методы, применяемые в контексте поведенческой терапии;
3. релаксационные и регулятивные методы;
4. коммуникативные методы;
5. творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной импровизации.
По представленной классификации можно сделать следующий вывод, что эти методы могут стать важными ориентирами психолого-педагогического воздействия на развитие детей с РАС, ведь они направлены на составляющие основного спектра аутичной проблематики, а именно: нарушения в социальном взаимодействии и коммуникации, неадекватность функционирования эмоциональной сферы, отсутствие гибкого поведения в соответствии с социальным контекстом и разнообразной спонтанной социальной игры-имитации, стереотипные виды их поведения.
Учитывая все вышесказанное, в работе психологов ДОУ активно стала применяться методика музыкальной терапии для детей с аутизмом.
Главной задачей методики определено следующее:
- наладить слухо-вокальную, слухо-двигательную и зрительно-двигательную координацию,
- способность синтезировать их в одной деятельности.
Ритмотерапия включает следующие типы заданий: упражнения на регулирование мышечного тонуса; упражнения на координацию движений; выработка ряда пространственных моторных представлений; элементарные задания на устойчивость метра; представление о темпах, силе и слабости звуков, мелодии; работа над сенсорными расстройствами речи и т. д.
Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную и речевую активность.
В играх с ритмами используются следующие приемы:
– хлопки в ладоши;
– топанье ножками;
– прыжки в определенном ритме;
– танцы;
– проговаривание текстов стихотворений;
– пение детских песенок.
При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше нравятся.
Кроме того, наблюдения показывают, что речевая активность аутичного ребенка в играх с ритмами представляет собой не осмысленное повторение, а скорее сенсорную игру со звуками и ритмами.
Музыкально-ритмические упражнения (ритмотерапия) выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, а так же способствует улучшению речи детей . Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают дошкольнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это так же дает определенный психотерапевтический эффект. Таким образом, на занятиях, где происходит связь движения с музыкой можно создать уникальные возможности оздоровления и активизации развития детей.
Принципы построения занятий:
1 принцип психической экологии: начинать и заканчивать занятия спокойной негромкой музыкой; на протяжении занятия отслеживать эмоциональное состояние каждого ребенка с РДА и соответственно корректировать интенсивность занятия;
2 постепенное деятельности. Занятия методики построены от простого к сложному: от определенных операций и действий к целостному вокально- усложнение материала, целесообразно при формировании любой пластическомусамовыражению.
3 максимальное задействование произвольных двигательных реакций в комплексе с работой слухового, зрительного, тактильного анализаторов. Важность ориентира на этот принцип обусловлена тем, что кинестезия является обязательным элементом любой ассоциации и центральной объединяющей функцией ощущения (ведь ощущение любой модальности, по Б. Г. Ананьеву, порождается кинестетическим ощущением, то есть движением. Исходя из того, что любое полноценное восприятие музыки есть ритмичным восприятием, мы делаем процесс восприятия музыки, активным, сотворческим, таким, что включает разнообразные осмысленные движения и становится слухо-двигательным процессом.
Литература:
Книга одного автора:
Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. - М.: Теревинф, 2004. - 208 с.
Воронкова В.В. Здоровьесберегающие технологии в системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 6. – С. 146-150;
Галинская Е. Современная музыковедение. - Москва: Всеобщее Знание, 1987. - С. 223.
Ихсанова С.В. Система диагностико – коррекционной работы с аутичными дошкольниками.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.- 208с.
Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. - М.: Центр лечебной педагогики, 2000. - 364 с.
Пасынкова Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности / / Психологический журнал. 1993. Т.14. N4. С.142, с.142.
Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. - М.: ВЛАДОС, 2000 176 с.
Книга двух авторов:
Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. - М.: Теревинф, 2004. - 208 с.
Кораблина Е. П. телесно-ориентированная терпимое и танцтерапия / / Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. Искусство Исцеление души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. - СПб, 2001. - С. 83-90.
Буллер Дж. Д., Олсон П. Дж., Брин т. т. влияние "счастливой" и "грустной" музыки и участия на тревожность / / журнал музыкальной терапии. 1974. Том.11 С. 68-73.
Описание официальных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., №1155).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Оказание комплексной квалифицированной помощи детям с ОВЗ через индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение"
Презентация содержит информацию по созданию программ медико-психолого-педагогического сопровождения детей с учетом их типа психосоматической конституции....
Программа оказания психолого-педагогической помощи родителям и их детям в возрасте от 1 до 1,5 лет, неохваченных дошкольным образованием. (группа кратковременного пребывания) «Ясли для малыша-школа для мамы»
Программа нацелена на оказание психологической и педагогической поддержки родителям и детям, не охваченным дошкольным образованием на укрепление здоровья ребенка, поддержание у не...
«Комплексный подход в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям со зрительной депривацией как гарант их успешной интеграции в общество здоровых сверстников»
В последнее время часто даже на самом высоком уровне поднимаются вопросы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их адаптации в социуме. Именно поэтому сейчас уделяется огромное внима...
Специфика взаимодействия и оказания психолого-педагогической поддержки родителям детей с ОВЗ.
Специфика взаимодействия и оказания психолого-педагогической поддержки родителям детей с ОВЗ....
«Работа по оказанию ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках проекта «Разработка и реализация инновационных проектов, направленных на оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям
Оказание ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках работы Консультационного центра...
Оказание психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с особенностями развития
Оказание психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с особенностями развития Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии,...
Согласие на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям
Информированное согласие родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям...