Использование игровых технологий в психолого-педагогическом консультировании семей в условиях Консультационного центра и Службы ранней помощи
материал

Ведерникова Анастасия Евгеньевна

Использование игрового оборудования в психолого-педагогическом консультировании семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, в том числе и с особыми образовательными потребностями, в условиях службы ранней помощи, позволяет научить родителей (законных представителей) взаимодействовать со своими детьми по всем направлениям развития и оказать им коррекционно-развивающую помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzuemye_igrovye_tehnologii_v_kts_i_srp_.docx41.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование игровых технологий в психолого-педагогическом консультировании семей в условиях

Консультационного центра и Службы ранней помощи».

педагог-психолог

МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 8

Ведерникова А.Е

Проблема обучения в игре привлекала и привлекает к себе внимание учёных педагогов, психологов, социологов и др. исследователей в области дошкольного образования, которые определяют игру как ведущий вид деятельности детей (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин). Использование различных игровых методов, приемов, относящимся к игровым технологиям, позволяет научить родителей (законных представителей), эффективно организовывать воспитательно-образовательный процесс с целью формирования у детей познавательной мотивации, целенаправленность действий в доступной для них форме. При этом не меняя ребенка и не переделывая его, не обучая его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дав возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. 

Использование мною игровых технологий в психолого-педагогическом консультировании семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, в том числе и с особыми образовательными потребностями, в условиях консультационного центра и службы ранней помощи, помогает в обсуждении вопросов обучения и воспитания детей, научении и повышении педагогической компетентности родителей (законных представителей), решении проблем детско-родительских взаимоотношений. 

Мое консультирование направлено на информирование родителей о возрастных особенностях ребенка, возникающих возрастных проблемах и факторах, провоцирующих их возникновение, активное включение родителей (законных представителей) в целенаправленный развивающий процесс.

В процессе психологического консультирования использую различные методы: беседы, наблюдения, активное слушание, эмпатическое слушание с учетом этических, стратегических и тактических принципов.

Психологическое консультирование выстраиваю по определённому алгоритму, позволяющему на каждом этапе решать соответствующие задачи:  

  1. этап сбора исходной информации ( на первичном приеме уточняю и формулирую запрос, собираю анамнестические данные, подбираю необходимые диагностические методики);
  2. этап диагностический – провожу комплексное психологическое обследование;
  3. аналитический этап (анализирую полученные данные; составляю психологическое заключение, разрабатываю психолого-педагогических рекомендации);
  4. этап консультирования и оказания психолого-педагогической помощи родителю (законному представителю) (довожу результаты обследования до адресата, совместно с родителями вырабатываю рекомендации по оптимизации развития ребенка, определяю план коррекционной и профилактической работы);
  5. этап реализации коррекционных и профилактических мероприятий.

На диагностическом этапе для обследования социально-личностного развития детей дошкольного возраста совместно с родителями в условиях консультационного центра и Службы использую новое игровое интерактивное пособие, позволяющее диагностировать эмоционально-личностное развитие ребенка, определить его уровень социального развития, выявить причины социальной дезадаптации и проблемы во взаимоотношениях детей со сверстниками и взрослыми (родителями).

Интерактивное игровое пособие «Диагностическое лото»

Сама программа представлена на диске в двух тематических блоках: «Ребенок в социуме» и «Семья глазами ребенка», которые позволяют выявить ситуации напряжения в различных жизненных ситуациях; установить возможные причинно-следственные связи между ситуацией и настроением ребенка; определить проблему межличностного взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», «ребенок-член семьи»; выявить проблемы социального развития, приводящие к дезадаптации. 

Преимущества «Диагностического лото» заключается в том, что:

- возможно провести диагностику сразу нескольких детей по локальной сети. Родители заполняют данные о ребёнке, а сам ребенок выполняет озвученные задания (выбирает настроение к картинкам, цвет рамки и т.п.). Результаты сразу интерпретируются, их можно сохранить и распечатать, затем использовать полученные данные для дальнейшего планирования своей работы.

 - интерактивное пособие позволяет диагностировать ребёнка дистанционно. Для этого родителям (которые не имеют возможности лично обратиться и прийти с ребенком) даётся установочный диск с программой с предварительным обучением, после которого дома ребёнок выполняет озвученные задания, родители сохраняют результаты и отправляют их по электронной почте. На основе полученных результатов планируется моя дальнейшая работа по психолого-педагогической поддержке позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста.

В ходе реализации коррекционно-развивающих мероприятий использую различные интерактивные игровые методики и пособия, которые применяю в обучающих индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях родителей с детьми, на которых родители учатся взаимодействию со своим ребёнком.

  • Методика с видеобиоуправлением «Возьми и сделай»  (Timocco) для детей среднего и старшего дошкольного возраста позволяет организовывать обучающие занятия в форме игры, что помогает устанавливать активные партнерские взаимоотношения взрослого и ребёнка, развивать координацию и способность сохранять статическую позу, вырабатывать содружественные действия глаз и рук.

Описание: Для начала игры детям с родителями предлагаю выбрать мяч-перчатку (зеленую, красную или синюю).  После выбора и надевания перчаток на руку, они должны расположить их так, чтобы камера, находящаяся на компьютере, настроилась на их изображение. После настройки, появляется меню с пятью играми: «Звездный путь», «Воздушные шары», «Что под зонтиком?», «Рисование» и «Волейбол». Выбрав игру, родители с ребенком должны выполнять все движения точно и четко по определенной траектории. Играть может и один ребенок, выбрав режим игры одной или двумя руками. По окончанию игр, взрослый регистрирует ребенка в программе, где сохраняются результаты, которые отображают дату проведения занятия, пройденные уровни и график движения (одной или двумя руками) играющего.

Анализ результатов позволяет отследить динамику развития координации движений, последовательность их выполнения, что даёт возможность выстраивать дальнейшую совместную работу с ребёнком и его семьей.

Игровой набор «Приоритет» использую в обучающих совместных занятиях для родителей (законных представителей), семинарах-практикумах, дистанционных консультациях для родителей разных категорий детей. Данный набор могут использовать в работе с родителями и детьми другие специалисты: учитель-дефектолог и учитель-логопед. Игровой набор психолога «Приоритет» состоит из шести модулей:

1.Движение на плоскости

Модуль состоит из пластин с прямыми и фигурными пазами, фигурками людей со штырьками и без них, машин, шариками (легкими и тяжелыми), текстильного мешочка. Используя все элементы можно сооружать лабиринты и предлагать детям пройти по нему с помощью фигурок, дуть на шарик продвигая его по лабиринту и т.д.

Различные комбинации позволяют развивать внимание, зрительно-моторное соотнесение, координации движения глаз-рука

2.Геометрические фигуры

Модуль представлен геометрическими фигурами: большие квадраты, равнобедренные треугольники, прямоугольные пластины, маленькие квадраты с изображенными на них квадратами, треугольниками и кругами, окрашенными в четыре основных цвета. Совместные с детьми и родителями игровые упражнения направлены на формирование и развитие представлений о геометрических формах, размере и цвете, учат понимать пространственные отношения (лево-право, вверх-вниз), классифицировать предметы по их форме, развивать тактильное восприятие и память.

3.Схожее и различное  

В состав модуля входят бусины разного размера, формы, цвета (голубой, желтый, зеленый, красный, черный и белый), деревянные стержни разной длины, кубики с отверстиями, из которых можно собирать пирамидки, бусы, распределять бусины по цвету и величине, искать их по описанию и на ощупь и т.д.  В совместных  играх дети вместе с родителями  учатся умению соотносить предметы по их размерам, ориентировке в пространстве, содружественности движения пальцев рук, координации движения «глаз – рука».  

4.Пространственные объекты

С помощью деревянных шаблонов разных геометрических форм, деревянных пластин со штырями для крепления к доске (которая идет в комплекте), воротцами с большими и маленькими отверстиями, резинками с пробками на конце, можно развивать умения различать геометрические формы, пространственную ориентировку, понимание пространственных отношений. Здесь предлагаются игры в построении фигуры, построении узора, пропускании резинок через воротца, повторение по образцу и т.д.

5.Навыки письма  

В состав модуля входят деревянные пластины с пазами и рисунками, деревянные пластины с желобками, разноцветные фигурки машинок и лент, магнитные ручки, оргстекло, тетрадь. Родители вместе с детьми строят дорогу, играют во внимательного водителя, повторяют узоры, выполняют графические диктанты, сбивают кегли и т.д. В совместных играх   формируется и развивается и содружественность движения «глаз и рука», концентрация внимания, мелкая моторику.

6.Хватательные движения

В состав модуля входят цилиндры со штырьками для закрепления на доске- основе, цилиндры шайбы и бусины с отверстиями, стальные шарики, блоки, шнуры и резинки. Используя данный материал в играх дети вместе с родителями строят фигуры, повторяют узоры, сбивают кегли, заплетают косы, при этом развиваются и тренируются дифференцированные хватательные движения, умение дозировать усилия и модуляцию движений, необходимых для освоения навыков письма.

Все детали набора выполнены из дерева, достаточно удобны в работе. С каждым модулем можно работать как отдельно, так и вместе с другими модулями, выбирая различные комбинации для формирования образа предмета или явления. Набор может использоваться для организации одновременно игры ребёнка с родителем, нескольких детей друг с другом, дает возможность работать с каждым модулем по отдельности и использовать детали от разных наборов.  По желанию и мере необходимости родители имеют возможность взять часть модуля для занятий с ребёнком домой, а также родителям даются рекомендации об альтернативных заменах  элементов модулей в домашних условиях.

 Игровой набор «Дары Фрёбеля» состоит из 12 даров с методическими рекомендациями и карточками с играми, которые использую в работе по основным направлениям развития ребёнка. В психолого-педагогическом консультировании использую игры и упражнения, раскрывающие содержание образовательных областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - представлена играми на развитие партнерского взаимодействия, интереса к совместным играм, коммуникативных навыков, навыков социально приемлемого поведения. В таких играх как «Шаровая молния», «Настроение», «Магазин», «Золушка», «Путешествие» и т.д.

Образовательная область «Познавательное развитие» -представлена играми на развитие восприятия, познавательно-исследовательской деятельности, элементарных математических представлений, сенсорных эталонов, внимания, памяти, мышления. В таких играх как: «Большая стирка», «Волшебный мешочек», «В мире фигур», «Капризная принцесса» и других играх, которые помогут родителям формировать у детей познавательные умения и навыки.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» могут использовать в работе с  родителями и детьми учитель-дефектолог и учитель-логопед (Игры по образовательным областям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»).

Использование мною разных пособий и игровых технологий обеспечивает эффективность психолого-педагогического консультирования в КЦ и Службе, повышает компетентность родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, помогает им научиться взаимодействовать со своими детьми, развивает навыки конструктивного взаимодействия в семье, тем самым обеспечивает целостное развитие личности ребенка.

Используемая литература:

  1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург. М., 2005г.
  2. Абрамова Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. М. 2007г.
  3. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М. 2002г.
  4. Саяпина Л.И. Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС. СПб., 2015 г.
  5. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. М., 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в психолого-педагогической реабилитации детей с нарушением интеллекта

В данной презентации описаны приемы игрового взаимодействия и роль игры в развитии детей с нарушением интеллеккта...

Мастер класс «Использование игровых технологий на занятиях по развитию речи в условиях ФГОС ДО. Путешествие в страну Звукляндию.» Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей)

Материал предназначен для педагогов (воспитателей, логопедов, родителей) с целью поделиться опытом работы по формированию речи у детей старшего дошкольного возраста путем игровых технологий....

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью и их семей в условиях Консультационного центра

Организация и осуществление коррекционно-развивающей работы в условиях консультационного центра с детьми с особыми образовательными потребностями и их семьями...

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА И СЛУЖБЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ В ДОУ

Аннотация. В статье раскрываются дистанционные формы работы с детьми, не посещающими детский сад в практике работы.Ключевые слова:  дистанционные формы взаимодействия,  взаимодействие с...

Служба ранней помощи как вариативная форма психолого-педагогической поддержки семьи

В данной статье описываются цели и задачи службы ранней помощи, формы организации занятий и содержание коррекционно-развивающей деятельности, представляются трудности, с которыми сталкиваются специали...

«Игровые технологии в психолого – педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ ». «Лучший опыт работы (статья) специалиста коррекционной педагогики».

В данной статье хочу описать свой небольшой ,но трудоемкий опыт работы с детьми  ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).Дети с ОВЗ – это дети ,которые требуют особое вниман...

«Использование игровых технологий в обеспечении психокоррекционного процесса детей в условиях ДОО».

Презентация опыта работы по психокоррекционном процессе детей дошкольного возраста в условиях ДОО....