План по самообразованию на 2023 -2024 гг «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР».
материал
План по самообразованию на 2023 -2024 гг «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 98.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Алешковский детский сад»
План работы учителя-логопеда по теме самообразования
на 2023-2024 учебный год
«КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР».
Составитель:
Захарьева Елена Владимировна,
учитель-логопед
2023 г.
Актуальность темы самообразования
Логопедическая помощь детям с ОНР является одним из приоритетных направлений в области образования. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, особенно с общим её недоразвитием. Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений слоговой структуры слова у детей является на данный момент одной из важнейших проблем логопедии. Как отмечает Н.В. Нищева, дети с ОНР в определённый момент неизбежно начинают отставать от сверстников в той или иной сфере жизни, что неблагоприятно сказывается на межличностных отношениях с ними и общей социализации.
Общее недоразвитие речи, при котором нарушены все компоненты речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, при нормальном слухе и интеллекте, является основной причиной препятствующей гармоничному развитию личности ребёнка. У большинства детей с общим недоразвитием речи в различной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которое признано ведущим и стойким в структуре речевого дефекта. Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с общим речевым недоразвитием дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Правильное и своевременное усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотной речью и дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе.
Многие учёные и логопеды, такие как: З.Е. Агранович, Т.Е. Архипова , Е.Ф. Бабина, Н.Н. Волкова, А.Г. Гвоздев, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Н.Ю. Сафонкина, Т.А. Ткаченко, Т.А. Филичева и др. отмечают что, часто в дошкольном возрасте формированию слоговой структуры слова придаётся недостаточное значение, на передний план, как правило, выдвигается работа по коррекции звукового произношения. Между тем в процессе работы обнаруживается, что овладение слоговой структурой слова представляет для дошкольников наибольшую трудность. Это связано с тем, что акцентирование внимания на коррекции отдельных звуков ведёт к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. А это, противоречит естественному процессу развития речи. Исходя из этого особую важность приобретает определение правильного и грамотного построения работы по коррекции звукового произношения и формированию звуковой структуры слова.
Необходимость устранения нарушений слоговой структуры слова и грамотного построения процесса коррекции звукового произношения у дошкольников с общим недоразвитием речи обуславливают актуальность исследования.
Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР является одним из условий эффективности устранения данного речевого нарушения, которое влияет на формирование предпосылок для овладения грамотной речью и дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе. Но несмотря на актуальность данной проблемы и большое количество научных работ, механизмы устранения нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи ещё изучены не в полной мере.
В связи с этим, возникает противоречие между необходимостью подробного изучения нарушений слоговой структуры слова и не совершенства коррекционно-педагогической работы по устранению данного нарушения, поиска более эффективных путей формирования слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи.
Цель самообразования: повышение собственного уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Задачи работы по теме самообразования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме преодоления нарушений слоговой структуры слов у детей
2. Ознакомиться с опытом работы коллег в сетевых сообществах по данной теме.
3. Провести диагностику нарушений слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста.
4. Пополнить развивающую среду кабинета пособиями, направленных на коррекцию слоговой структуры слов.
5.Расширить комплекс педагогических средств, способствующих формированию навыков правильного формирования слоговой структуры слов у детей.
Предполагаемый результат:
владение инновационными педагогическими технологиями коррекции слоговой структуры слову детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
повышение эффективности логопедических занятий за счет использования игровых технологий;
повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.
Форма самообразования: индивидуальная.
Срок реализации: 2 года (2023 – 2024 , 2024-2025, уч.гг)
Реализация программы по самообразованию рассчитана на два года, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.
Этапы работы:
1. Ознакомительный этап
(сентябрь-октябрь 2023 года)
Цель: планирование работы по теме самообразования, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата. Знакомство с современными игровыми технологиями, применяемыми для коррекции слоговой структуры слова.
2. Практический этап
(октябрь 2023г. – май 2024, сентябрь 2024– апрель 2025 г.)
Цель: практическое применение знаний, умений, навыков в логопедической работе по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников. Разработка методических и дидактических материалов по теме самообразования, трансляция своего опыта педагогам и родителям.
3. Отчетный этап
(в течение учебного года; май 2025г.)
Цель: подведение итогов работы по теме самообразования, определение перспектив в работе. Демонстрация опыта работы по данной теме на педагогических советах, заседаниях МО, родительских собраниях. Оформление папки или опыта работы по теме самообразования.
Источники самообразования:
специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
интернет-ресурсы и медиа-информация;
семинары – практикумы, конференции;
дистанционные курсы повышения квалификации.
Содержание работы по теме самообразования на каждом этапе.
Содержание работы | Сроки реализации | Предполагаемый результат, продукт деятельности |
1. Ознакомительный этап работы по теме самообразования | ||
1. Выбор темы по самообразованию на два года, формулирование цели и основных задач, осмысление последовательности своих действий при работе над темой по самообразованию, прогнозирование результата работы.
| Август – сентябрь 2023 | Составление плана работы по теме самообразования «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» |
2. Подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме» | Сентябрь - октябрь 2023 | Список литературы, создание электронной библиотеки по теме самообразования, по возможности приобретение печатных материалов и книг. Список литературы представлен ниже и будет пополняться в ходе работы над темой. |
2. Обзор передового педагогического опыта в области использования методов и приемов используемых для формирования слоговой структуры слова (через сеть Интернет) | Сентябрь-октябрь 2023 г | Ознакомление с опытом российских и зарубежных (по возможности) коллег по проблеме формирования слоговой структуры слова. |
2. Практический этап работы по теме самообразования | ||
1. Освоение и внедрение в логопедическую практику базовых технологий в коррекции слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста, разработка дидактических материалов по теме самообразования. | В течение двух лет 2023-2024 уч.гг 2024-2025 уч.гг | Создание, оформление игр, пособий и картотек по развитию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. |
2. Поиск и прохождение курсов повышения квалификации по теме самообразования (не менее 36 часов); активное и постоянное участие в он-лайн семинарах и вебинарах по теме самообразования (например, на порталах Мерсибо, «Солнечный свет», «Инфоурок», «Педагоги России» и др.) | Курсы повышения квалификации – в течение 2023-2024 уч.гг. Семинары и вебинары – постоянно в течение двух лет.
| Удостоверение о повышении квалификации; Сертификаты о прохождении вебинаров. |
3. Постоянное участие в конкурсах профессионального мастерства с разработанными дидактическими материалами по теме самообразования, публикация материалов в сети Интернет на учительских сайтах и порталах (Инфоурок, НС-портал и др.) | Постоянно в течение двух лет. | Свидетельства о публикации, Грамоты за участие в конкурсах. |
4. Организация активной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда с учётом современных требований | Октябрь 2023- апрель 2025 гг. | Оснащение логопедического кабинета (по возможности) играми и пособиями для формирования слоговой структуры слова. |
5. Диагностика дошкольников с ОНР на предмет сформированности слоговой структуры слова. | Сентябрь 2023 (старшая группа) Сентябрь 2024 (подготовительная группа) | Анализ показателей уровня развития детей. |
6. Внедрение в коррекционно-образовательный процесс современных игровых технологий: создание перспективного планирования по коррекции слоговой структуры слова в работе учителя-логопеда на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях; разработка конспектов занятий и домашних заданий. | В старшей группе – октябрь 2023-май 2024. В подготовительной группе октябрь 2024 – апрель 2025 | Перспективное планирование, конспекты, домашние задания с использованием заданий и упражнений на формирование слоговой структуры слова. |
7. Выступление с консультациями-презентациями на родительских собраниях по теме самообразования | Октябрь 2023 (старшая группа) Октябрь 2024 (подготовительная группа) | Консультация-презентация для родителей по теме: «Формирование слоговой структуры слова». Консультация-презентация по теме: «Основные приемы развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий» |
8. Работа с родителями по теме самообразования (кроме родительских собраний) А) Разработка памяток и буклетов для родителей Б) Оформление информационного материала в уголке логопеда В) Проведение мастер-классов или он-лайн консультаций с родителями в чатах Вайбер, в сети ВКонтакте. | В течение двух лет | Буклеты: «Играем дома», «Формируем слоговую структуру слова» Папки-передвижки: «Как помочь ребенку преодолеть трудности в овладении сорговой структурой слова» Индивидуальное консультирование родителей по выполнению домашних заданий |
3. Отчётный этап работы по теме самообразования | ||
1. Выступление из опыта работы на педагогическом совете по теме самообразования «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР». | После 1-1,5 лет работы над темой | Аналитический материал в виде презентации из опыта работы по теме: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» |
2. Обобщение и трансляция опыта для педагогов своего ДОУ, для учителей-логопедов методического объединения города и района: А) Открытый показ занятия с применением игровых приемов по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР. Б) Создание консультаций – презентаций и мастер-классов для педагогов ДОУ и учителей-логопедов МО по теме самообразования «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. | В конце второго года работы над темой (март- апрель 2025) В период с 2023 по 2025 г | Конспект и презентация открытого занятия Консультации-презентации из опыта работы. |
3. Оформление результатов работы по теме самообразования | Май-июнь 2025г. | Анализ работы по самообразованию, отчёт о проделанной работе, оформление папки по теме самообразования. |
Методическая, дидактическая, научно-популярная литература для изучения по теме самообразования
1.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
2.Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
3.Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
4.Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
5.Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
6.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
7.Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
8.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
9. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2004.
10.Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)
1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)
Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»
Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.Цель: разработать сис...

Консультация для воспитателей «Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция с помощью дидактических игр»
Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста является речевым нарушением и корректируется с помощью специальных дидактических игровых приемах.Если в речи ...

Успех каждого ребёнка как педагогический подход в коррекционном образовании Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста
участие в районном методическом объединении учителей-логопедов...

План коррекционно-педагогической работы и игровые приемы направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях
В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И.А.Сикорский, Н.И.Гвоздев и другие), следует выделять из процесса усвоен...
План профессионального роста «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»
План профессионального роста...