План по самообразованию на 2023 -2024 гг «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР».
материал

Захарьева Елена Владимировна

План по самообразованию на 2023 -2024 гг  «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu_moy.doc98.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Алешковский детский сад»

План работы учителя-логопеда по теме самообразования

на 2023-2024 учебный год  

 «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР». 

Составитель:

 Захарьева Елена  Владимировна,

учитель-логопед

2023 г.

Актуальность темы самообразования

 Логопедическая помощь детям с ОНР является одним из приоритетных направлений в области образования. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, особенно с общим её недоразвитием. Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений слоговой структуры слова  у детей является на данный момент одной из важнейших проблем логопедии.  Как отмечает Н.В. Нищева, дети с ОНР в определённый момент неизбежно начинают отставать от сверстников в той или иной сфере жизни, что неблагоприятно сказывается на межличностных отношениях с ними и общей социализации.

Общее недоразвитие речи, при котором нарушены все компоненты речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, при нормальном слухе и интеллекте, является основной причиной препятствующей гармоничному развитию личности ребёнка. У большинства  детей  с общим недоразвитием речи в различной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которое признано ведущим и стойким в структуре речевого дефекта. Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с общим речевым недоразвитием дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Правильное и своевременное усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотной речью и дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе.

Многие учёные и логопеды, такие как: З.Е. Агранович, Т.Е. Архипова , Е.Ф. Бабина, Н.Н. Волкова, А.Г. Гвоздев, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Н.Ю. Сафонкина, Т.А. Ткаченко, Т.А. Филичева и др. отмечают что,  часто в дошкольном возрасте формированию слоговой структуры слова придаётся недостаточное значение, на передний план, как правило, выдвигается работа по коррекции звукового произношения. Между тем в процессе работы обнаруживается, что овладение слоговой структурой слова представляет для дошкольников наибольшую трудность. Это связано с тем, что акцентирование внимания на коррекции  отдельных звуков ведёт к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. А это, противоречит естественному процессу развития речи. Исходя из этого особую важность приобретает определение правильного и грамотного построения работы по коррекции звукового произношения и формированию звуковой структуры слова.

Необходимость устранения нарушений слоговой структуры слова и грамотного построения процесса коррекции звукового произношения у дошкольников с общим недоразвитием речи обуславливают актуальность исследования.

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР является одним из условий эффективности устранения данного речевого нарушения, которое  влияет на формирование  предпосылок для овладения грамотной речью и дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе. Но несмотря на актуальность данной проблемы и большое количество научных работ, механизмы устранения нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи ещё изучены не в полной мере.

 В связи с этим, возникает противоречие между необходимостью подробного  изучения нарушений слоговой структуры слова и не совершенства коррекционно-педагогической работы по устранению данного нарушения, поиска более эффективных путей формирования слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи.

Цель самообразования: повышение собственного уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности  по теме: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Задачи работы по теме самообразования:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме преодоления нарушений слоговой структуры слов у детей

2. Ознакомиться с опытом работы коллег в сетевых сообществах по данной теме.

3. Провести диагностику нарушений слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста.

4. Пополнить развивающую среду кабинета пособиями, направленных на коррекцию слоговой структуры слов.

5.Расширить комплекс педагогических средств, способствующих формированию навыков правильного формирования слоговой структуры слов у детей.

Предполагаемый результат: 

владение инновационными педагогическими технологиями коррекции слоговой структуры слову детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

повышение эффективности логопедических занятий за счет использования игровых технологий;

повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.

Форма самообразования: индивидуальная.

Срок реализации:  2 года  (2023 – 2024 , 2024-2025, уч.гг)

Реализация программы по самообразованию рассчитана на два года, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.

Этапы работы:

1. Ознакомительный этап

(сентябрь-октябрь 2023 года)

Цель: планирование работы по теме самообразования,  изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата. Знакомство с современными игровыми технологиями,  применяемыми  для коррекции слоговой структуры слова.

2. Практический этап 

(октябрь 2023г. – май 2024, сентябрь 2024– апрель 2025 г.)

Цель: практическое применение знаний, умений, навыков в логопедической работе по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников. Разработка методических и дидактических материалов по теме самообразования, трансляция своего опыта педагогам и родителям.

3. Отчетный этап 

(в течение учебного года; май 2025г.)

Цель: подведение итогов работы по теме самообразования, определение перспектив в работе. Демонстрация опыта работы по данной теме на педагогических советах, заседаниях МО, родительских собраниях. Оформление папки или опыта работы по теме самообразования.

 Источники самообразования:

специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);

интернет-ресурсы и медиа-информация;

семинары – практикумы, конференции;

дистанционные курсы повышения квалификации.

Содержание работы по теме самообразования на каждом этапе.

Содержание работы

Сроки реализации

Предполагаемый результат, продукт деятельности

1. Ознакомительный этап работы по теме самообразования

1. Выбор темы по самообразованию на два года, формулирование цели и основных задач,         осмысление последовательности своих действий при работе над темой по самообразованию, прогнозирование результата работы.

 

Август – сентябрь 2023  

Составление плана работы по теме самообразования  «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

2. Подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме»

Сентябрь - октябрь 2023

Список литературы, создание электронной библиотеки по теме самообразования, по возможности приобретение печатных материалов и книг.

Список литературы представлен ниже и будет пополняться в ходе работы над темой.

2. Обзор  передового педагогического опыта в области использования методов и приемов используемых для формирования слоговой структуры слова  (через сеть Интернет)  

Сентябрь-октябрь 2023 г

Ознакомление с опытом российских и зарубежных (по возможности)  коллег по проблеме формирования слоговой структуры слова.

2. Практический  этап работы по теме самообразования

1. Освоение и внедрение в логопедическую практику  базовых  технологий в коррекции слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста, разработка дидактических материалов по теме самообразования.

 В течение двух лет 2023-2024 уч.гг

2024-2025 уч.гг

Создание, оформление игр, пособий и картотек по  развитию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

2. Поиск и прохождение курсов повышения квалификации по теме самообразования (не менее 36 часов); активное и постоянное участие в он-лайн семинарах и вебинарах по теме самообразования (например, на порталах Мерсибо, «Солнечный свет», «Инфоурок», «Педагоги России» и др.)

Курсы повышения квалификации – в течение

2023-2024 уч.гг.

Семинары и вебинары – постоянно в течение двух лет.

 

Удостоверение о повышении квалификации;

Сертификаты о прохождении вебинаров.

3. Постоянное участие в конкурсах профессионального мастерства с разработанными дидактическими материалами по теме самообразования, публикация материалов в сети Интернет на учительских сайтах и порталах (Инфоурок, НС-портал и др.) 

Постоянно в течение двух лет.

Свидетельства о публикации, Грамоты за участие в конкурсах.

4. Организация активной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда с учётом современных требований

Октябрь 2023- апрель 2025 гг.

Оснащение логопедического кабинета (по возможности) играми и пособиями для формирования слоговой структуры слова.

5. Диагностика дошкольников с ОНР на предмет сформированности слоговой структуры слова.

Сентябрь 2023 (старшая группа)

Сентябрь 2024 (подготовительная группа)

Анализ показателей уровня развития детей.

6. Внедрение  в коррекционно-образовательный процесс современных  игровых технологий:  создание перспективного планирования по коррекции слоговой структуры слова в работе учителя-логопеда на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях; разработка конспектов занятий и домашних заданий.

В старшей группе – октябрь 2023-май 2024.

В подготовительной группе октябрь 2024 – апрель 2025

Перспективное планирование, конспекты, домашние задания с использованием заданий и упражнений на формирование слоговой структуры слова.

7. Выступление с консультациями-презентациями на родительских собраниях по теме самообразования

Октябрь 2023 (старшая группа)

Октябрь 2024 (подготовительная группа)

Консультация-презентация для родителей по теме: «Формирование слоговой структуры слова».

Консультация-презентация по теме: «Основные приемы развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий»

8. Работа с родителями по теме самообразования (кроме родительских собраний)

А) Разработка памяток и буклетов для родителей

Б) Оформление информационного материала в уголке логопеда

В) Проведение  мастер-классов  или он-лайн консультаций с родителями в чатах Вайбер, в сети ВКонтакте.

В течение двух лет

Буклеты: «Играем дома», «Формируем слоговую структуру слова»

Папки-передвижки: «Как помочь ребенку преодолеть трудности в овладении сорговой структурой слова»

Индивидуальное консультирование родителей по выполнению домашних заданий

3. Отчётный  этап работы по теме самообразования

1.  Выступление из опыта работы на педагогическом совете по теме самообразования «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

После 1-1,5 лет работы над темой

Аналитический материал в виде презентации из опыта работы по теме: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

2. Обобщение и трансляция опыта для педагогов своего ДОУ, для учителей-логопедов методического объединения города и района:

А) Открытый показ занятия с применением игровых приемов по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР.

Б) Создание консультаций – презентаций и мастер-классов для педагогов ДОУ и учителей-логопедов МО по теме самообразования  «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В  конце второго года работы над темой (март- апрель 2025)

В период с 2023 по 2025 г

Конспект и презентация открытого занятия

Консультации-презентации из опыта работы.

3. Оформление результатов работы по теме самообразования

Май-июнь 2025г.

Анализ работы по самообразованию, отчёт

о проделанной работе, оформление папки по теме самообразования.

Методическая, дидактическая, научно-популярная литература для изучения по теме самообразования

1.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.

2.Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.

3.Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.

4.Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.

5.Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.

6.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.

7.Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.

8.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.

9. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2004.

10.Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда по теме «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста»

Тема самообразования: «Коррекция нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста».Время работы над темой: сентябрь 2017 – май 2018 года.Цель: разработать сис...

Консультация для воспитателей «Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция с помощью дидактических игр»

Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста является речевым нарушением   и корректируется  с помощью специальных дидактических игровых приемах.Если в речи ...

План коррекционно-педагогической работы и игровые приемы направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях

В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И.А.Сикорский, Н.И.Гвоздев и другие), следует выделять из процесса усвоен...