"Кубик Блума" — прием технологии критического мышления.
учебно-методический материал
"Кубик Блума" — прием технологии критического мышления. Что это такое и как его использовать?
Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.
Критическое мышление проявляется, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.
Критическое мышление проявляется, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.
«Кубик Блума»— это уникальный дидактический материал, разработанный на основе технологии критического мышления. Игра представляет собой набор кубиков с картинками на гранях, которые соответствуют различным аспектам по разным темам.
«Кубики Блума» идеально подходят для занятий и дома, так как они способствуют развитию различных навыков и умений у детей.
Словесно-логическое мышление: ребёнок учится анализировать информацию, выделять главное и делать выводы.
Умение обобщать, классифицировать и сравнивать предметы: малыш осваивает навыки систематизации знаний и определения сходств и различий между объектами.
Устанавливать причинно-следственные и логические связи: ребёнок учится понимать закономерности и взаимосвязи между явлениями и событиями.
Память, внимание и творческое воображение: игра стимулирует развитие этих качеств, что важно для успешного обучения и развития ребёнка.
Монологическая и диалогическая речь: малыш учится формулировать свои мысли и идеи, а также слушать других и участвовать в дискуссиях.
Вариативность заданий позволяет постепенно усложнять условия игры в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями ребёнка.
Итак, что же собой представляет кубик Блума.
На шести гранях куба детям предлагаются шесть алгоритмов:
-назови
-почему
-объясни
-предложи
-поделись
-придумай
Давайте подробнее рассмотрим эти грани.
1. Назови:
Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.
Например: «Назови животных, которые впадают в зимнюю спячку».
Назови фрукты.
Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
2. Почему.
Этот вопрос позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: «Почему заяц меняет цвет меха зимой?». «Почему нужно мыть фрукты?».
3. Объясни.
Этот вопрос уточняющий. Он помогает увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Например: «Какие изменения в лесу происходят зимой?».
4. Предложи. Ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребёнок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Например: «Предложи, как можно помочь лесным жителям зимой?».
5.Придумай. Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: «Придумай свою кормушку для птиц».
6.Поделись. Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребёнка, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например: «Можешь ли ты узнать зверя по следам на снегу.
Правила применения приёма «Кубик Блума»
Работа с кубиком строится следующим образом:
Педагог формулирует тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.
Педагог бросает фигуру, а ребенок отвечает на вопрос темы,
начинающийся с того слова, которое выпало на грани.
Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников,
но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия,
прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.
«Кубик Блума»
Это упрощённый способ, который помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Практика показала, что работа с кубиком очень нравятся детям. Таким образом, использование приёма «Кубик Блума», является инновационной практикой, которая помогает сформировать не только элементы критического мышления, что очень важно при формировании у детей мягких навыков, но и позволяет систематизировать полученные знания, сфокусировав внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
"Кубик Блума" — прием технологии критического мышления. Что это такое и как его использовать?
Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.
Критическое мышление проявляется, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.
Критическое мышление проявляется, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.
«Кубик Блума»— это уникальный дидактический материал, разработанный на основе технологии критического мышления. Игра представляет собой набор кубиков с картинками на гранях, которые соответствуют различным аспектам по разным темам.
«Кубики Блума» идеально подходят для занятий и дома, так как они способствуют развитию различных навыков и умений у детей.
Словесно-логическое мышление: ребёнок учится анализировать информацию, выделять главное и делать выводы.
Умение обобщать, классифицировать и сравнивать предметы: малыш осваивает навыки систематизации знаний и определения сходств и различий между объектами.
Устанавливать причинно-следственные и логические связи: ребёнок учится понимать закономерности и взаимосвязи между явлениями и событиями.
Память, внимание и творческое воображение: игра стимулирует развитие этих качеств, что важно для успешного обучения и развития ребёнка.
Монологическая и диалогическая речь: малыш учится формулировать свои мысли и идеи, а также слушать других и участвовать в дискуссиях.
Вариативность заданий позволяет постепенно усложнять условия игры в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями ребёнка.
Итак, что же собой представляет кубик Блума.
На шести гранях куба детям предлагаются шесть алгоритмов:
-назови
-почему
-объясни
-предложи
-поделись
-придумай
Давайте подробнее рассмотрим эти грани.
1. Назови:
Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.
Например: «Назови животных, которые впадают в зимнюю спячку».
Назови фрукты.
Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
2. Почему.
Этот вопрос позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: «Почему заяц меняет цвет меха зимой?». «Почему нужно мыть фрукты?».
3. Объясни.
Этот вопрос уточняющий. Он помогает увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Например: «Какие изменения в лесу происходят зимой?».
4. Предложи. Ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребёнок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Например: «Предложи, как можно помочь лесным жителям зимой?».
5.Придумай. Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: «Придумай свою кормушку для птиц».
6.Поделись. Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребёнка, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например: «Можешь ли ты узнать зверя по следам на снегу.
Правила применения приёма «Кубик Блума»
Работа с кубиком строится следующим образом:
Педагог формулирует тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.
Педагог бросает фигуру, а ребенок отвечает на вопрос темы,
начинающийся с того слова, которое выпало на грани.
Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников,
но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия,
прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.
«Кубик Блума»
Это упрощённый способ, который помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Практика показала, что работа с кубиком очень нравятся детям. Таким образом, использование приёма «Кубик Блума», является инновационной практикой, которая помогает сформировать не только элементы критического мышления, что очень важно при формировании у детей мягких навыков, но и позволяет систематизировать полученные знания, сфокусировав внимание на всех сторонах заданной проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Педагогический приём «Кубик Блума» в формировании критического мышления у детей дошкольного возраста"
Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер – класса через процесс активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольн...

Конспект занятия" Ягоды" с использованием технологии критического мышления-Кубик Блума.
Цель занятия:Развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о ягодах ( садовых и лесных).Задачи:1. Образовательные:Продолжать учить детей различать ягоды;спо...
«Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста с применением приемов технологии критического мышления (Кубики и Ромашки Блума)»
Цель мастер-класса: расширение представлений педагогов в области развития предпосылок читательской грамотности посредствам использования приема технологии критического мышления «Кубик и Ромашка ...

"Кубик Блума как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста"
quot;Кубик Блума как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста"...
Мастер-класс «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии критического мышления»
Цель: знакомство педагогов с одним из приемов педагогической инновационной технологии критического мышления- Кубик Блума и передача опыта по внедрению его в образовательный процесс. Задачи: ...

Конспект мастер-класса на тему «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста» в рамках проведения методического объединения среди педагогов подготовительных к школе групп г.Учалы.
Познакомить с новой технологией Кубик Блума и повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие навыков критического мышления у детей дошкольного возраста.Сформировать у участников м...

Мастер – класс для педагогов «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: познакомить с новой технологией и повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие навыков критического мышления у детей дошкольного возраста....