"Кубик Блума как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Ахметшина Елена Шамыкаевна

"Кубик Блума как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кубик Блума как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста Подготовила: воспитатель Ахметшина Е.Ш. Янаул, 2023 г.

Слайд 2

Модель 4К: Критическое мышление Креативность Коммуникативные навыки Командность

Слайд 3

Критическое мышление – это открытое оценочное мышление, не принимающее догм и правил, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт, это взвешенный подход к любым утверждениям.

Слайд 4

Бенджамин Блум – американский психолог и педагог.

Слайд 5

Одной из эффективных педагогических техник развития качеств Модели «4К» у детей, является Кубик Блума .

Слайд 6

Методика использования Кубика Блума

Слайд 7

«Назови». Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребенку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. «Почему». Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. «Объясни». Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. «Предложи». Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. «Придумай» — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла «Поделись» — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Слайд 8

Варианты использования Кубика Блума на занятиях : Вопросы формулирует педагог. Вопросы формулируют сами воспитанники.

Слайд 9

Применение Кубик Блума можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.

Слайд 10

Развитие речи Активно используется кубик Блума на занятиях по развитию речи после прочтения художественного произведения. Вовлекая детей в игру с помощью которой, дети отвечают на вопросы по содержанию произведения.

Слайд 11

На физминутке Кубик Блума можно использовать для физминутки или утренней зарядки. Дети кидают кубик и выполняют упражнение, которое выпадает на грани.

Слайд 12

На прогулке На прогулке при наблюдении так же используется кубик. С детьми, наблюдая за явлением или объектом, включаемся в игру. Кидая кубик, дети отвечают на вопросы и так узнают о чем-то новом.

Слайд 13

Рефлексия С помощью кубика проходит рефлексия после занятия. С ребятами вспоминаем, что мы делали, что нам понравилось, что было трудно и т.д.

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 «Василек» г. Янаул муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан

452800, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Янаул, ул. Якутова, д. 6

Телефон: 7(34760) 5-39-15; Сайт: 6vasilek.edu-rb.ru

                                           

Консультация для педагогов

на тему:

«Кубик Блума

как технология развития критического мышления

у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

 воспитатель Ахметшина Е.Ш.

Янаул, 2023 г.

Начать свое выступление я хотела бы с притчи.

«Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:

  • Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?

Второй поделился секретом:

  • Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут найти ответ. И тогда те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут».

Эта притча тесно связана с ФГОС ДО, где говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.

Возникает вопрос: как и с помощью чего это сделать? В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии. И здесь уместно будет упомянуть о ключевых компетенциях XXI века 4К, которые вытекают из, так называемых, Давосских компетенций 2020, провозглашенных в 2016 году на Всемирном форуме в Давосе.

Изначально их 10, но со временем они трансформировались в более краткие понятия. Так появилась «Модель 4К», которая предполагает развитие таких качеств современного человека, как:

  1. Критическое мышление
  2. Креативность
  3. Коммуникативные навыки
  4. Командность

Эта модель активно внедряется в сферу образования в нашей стране. Работая в режиме технологии развития критического мышления (ТКРМ),  воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы данной технологии, превращает занятия с детьми в совместный и интересный поиск.

Что же такое «критическое мышление»? Это открытое оценочное мышление, не принимающее догм и правил, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт, это взвешенный подход к любым утверждениям. Именно таким мышлением должен обладать современный человек.

Сегодня вашему вниманию я хотела бы представить один из приемов ТРКМ, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется Кубик Блума.

Методика использования Кубика Блума.

Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.

Правила игры с Кубиком довольно просты:

  1. Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми.
  2. Воспитатель или ребенок бросает Кубик.
  3. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.

И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.

 Например:

Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Как ее можно использовать на занятии? Т.к. зима – сейчас наиболее актуальная тема, мы и возьмем ее для примера. Назови признаки зимы.

Задание на грани «Почему» позволяет подробно описать процессы, явления или  предмет, сформировать причинно-следственные связи. Почему люди зимой надевают куртки, шапки и валенки?

Вопросы, формулируемые при выпадении стороны «Придумай», подразумевают творческое задание, которое содержит в себе элементы предположения, вымысла. Придумай, что случится, если зима не придет.

И так далее.

Этот прием уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.

Работа с фокус-группой.

И сейчас я предлагаю вам попробовать смоделировать непрерывную образовательную деятельность на основе приема «Кубик Блума».

«Назови». Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребенку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Например,

- назовите как называется сказка в которой герой убежал от всех встречавшихся на его пути.

- главных героев сказки «Колобок».

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

«Почему». Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Например: Почему колобок так поступил? Для чего это ему надо?

«Объясни». Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

Объясни, как удавалось Колобку от всех убежать.

Объясни, почему колобок от всех героев убежал, а от лисы нет?

«Предложи». Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например: Предложи, как бы ты поступил на месте Колобка? Предложи, как можно спастись Колобку.

«Придумай» — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, свою версию концовки сказки.

«Поделись» — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например, «Как плохо, что съели колобка», «Мне очень понравилось сказка, потому что…»

Варианты использования "Кубика Блума" на занятиях

"Кубик Блума" универсален. Возможны два варианта:

- Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

- Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

 «Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем  образовательным областям. 

Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей  уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения материала, то работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы  нужно будет формулировать вместе.

Этот упрощённый способ помогает не только собрать все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Активно используется кубик Блума на занятиях по развитию речи после прочтения художественного произведения. Вовлекая детей в игру с помощью которой, мы отвечаем на вопросы по содержанию произведения.

Кубик Блума можно использовать для физминутки или утренней зарядки.

Дети кидают кубик и выполняют упражнение, которое выпадает на грани.

На прогулке при наблюдении так же  используется кубик. С детьми, наблюдая за явлением или объектом, включаемся в игру. Кидая кубик, дети отвечают  на вопросы и так узнают о чем-то новом.

С помощью кубика  проходит рефлексия после занятия. С  ребятами вспоминаем,  что мы делали, что нам понравилось, что было трудно и т.д.

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста" для работников дошкольного образования

  Создать условия развития критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс. На районнам совещании был рассмотрен вопрос по развитию технол...

Выступление на МО дошкольных работников Курманаевского района: "Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста"

 Создать условия развития критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс. На районнам совещании был рассмотрен вопрос по развитию техноло...

Семинар по теме: « Кубик Блума – технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»

Форма проведения : лекция.Автор : Воробьева Лариса Владимировна ( воспитатель дошкольной группы)Цель:- познакомить с новой технологией и повысить уровень профессионального мастерства педагогов,- разви...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста в условиях обновления содержания дошкольного образования" (презентация)

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании ...

Конспект мастер-класса на тему «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста» в рамках проведения методического объединения среди педагогов подготовительных к школе групп г.Учалы.

Познакомить с новой технологией Кубик Блума и повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие навыков критического мышления у детей дошкольного возраста.Сформировать у участников м...

Мастер – класс для педагогов «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: познакомить с новой технологией и повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие навыков критического мышления у детей дошкольного возраста....

«Кубик Блума как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»

laquo;Кубик Блума как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»  Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической...