Мастер-класс «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии критического мышления»
презентация

Цель: знакомство педагогов с одним из приемов педагогической инновационной технологии критического мышления- Кубик Блума и передача опыта по внедрению его в образовательный процесс.

 

Задачи:

  1. Познакомить и научить практическим приемам использования

Кубика Блума в работе с детьми.

2. Вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к данной теме.

3. Побуждать педагогов использовать Кубик Блума в своей работе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса

«Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии критического мышления»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Мудрова Татьяна Николаевна, я воспитатель 1 кв. кат. Детского сада «Малыш»

Тема моего мастер-класса: «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии критического мышления»

Цель: знакомство педагогов с одним из приемов педагогической инновационной технологии критического мышления- Кубик Блума и передача опыта по внедрению его в образовательный процесс.

Задачи: 

  1. Познакомить и научить практическим приемам использования

Кубика Блума в работе с детьми.

2. Вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к данной теме.

3. Побуждать педагогов использовать Кубик Блума в своей работе.

Прогнозируемый результат моего мастер-класса:

-участники познакомятся с приёмом «Кубик Блума» (кто знаком уточнят и систематизируют свои знания);

- смогут применять полученные знания на практике

Актуальность: мастер-класс актуален с позиции ФГОС, так как направлен на развитие личности ребенка по всем образовательным областям через современные и инновационные технологии в игровой форме. Нарушение речи детей встречается сейчас довольно часто, поэтому с этой позиции актуальность темы тоже очевидна.

Оборудованиеноутбук, экран, кубик Блума.

Ход мастер – класса

В этом году у меня подготовительная к школе группа, поэтому цель моей работы была подготовить детей к школе, повысить их самооценку, научить из огромного потока информации выбирать нужное, делать аргументированные выводы, уметь рассуждать, отстаивать свою точку зрения, научить критически мыслить.

Поэтому мной была выбрана технология развития критического мышления.

Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить.

Приемов ТРКМ очень много, я остановилась именно на Кубике Блума, он меня заинтересовал, захотелось подробнее его изучить. Бенджамин Блум- американский учёный и психолог, известен как автор теории «таксономия» -классификация образовательных целей по принципу «от простого к сложному» (от воспроизведения базовых знания, понимания и использования к умению делать анализ, синтез и давать оценку).

Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания. 

Правила игры с Кубиком довольно просты:

1. Формулируется тема ООД или любой другой совместной деятельности с детьми.

2. Воспитатель или ребенок бросает Кубик.

3. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.

4. И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.

Грани: Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребенку предлагается просто назвать предмет, явление и т. д.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы

Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Поделись —Вопросы этого блока учат демонстрировать своё отношение и делать оценочные суждения.

Варианты использования "Кубика Блума" на занятиях:

1). Воспитатель бросает кубик и сам формулирует вопрос, дети дают ответ все вместе. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком. Этот вариант можно применить уже с младшей группы, например с «кубика для разминки», «мягкого кубика с животными». Так же к этому варианту можно возвращаться в процессе изучения блока материала.

2). Ребёнок бросает кубик, воспитатель формулирует вопрос, ребёнок даёт индивидуальный ответ. Это основной вариант, с которым мы работаем, именно здесь ребенок учится рассуждать и отстаивать свою точку зрения. Этот вариант начинаем применять со средней группы, именно возраст 4-5 лет является самым подходящим для развития критического мышления. Начать можно с кубика «дикие животные».

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы. Например, неделю посвятили изучению овощей, а в пятницу взяли кубик «овощи» и обобщили знания. Или прочитали сказку «Теремок», рисовали, театр ставили, после взяли кубик по сказке «теремок»

Когда применяем основной кубик без готовых вопросов, воспитателю нужно самому придумывать вопросы. Давайте попробуем придумать вопросы по теме «весна» к каждой грани.

3). Ребёнок бросает кубик и сам формулирует вопрос, дети дают ответ все вместе. Этот вариант наиболее сложный, так как требует определенной подготовки от детей, определенного навыка. Затем на занятии анализируем не только ответы, но и вопросы детей. Стали использовать этот вариант не так давно и начали с этого же кубика «дикие животные»

С помощью «Кубика Блума» можно спланировать даже целое занятие (слайд 8), далее (с 8-13слайд) примеры использования в разной деятельности с детьми.

Мой опыт применения Кубика Блума состоялся пока только в подготовительной к школе группе, но я планирую и дальше использовать этот приём в своей работе

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. Дети стали давать более развёрнутые ответы, проявлять инициативу, больше фантазировать.

Рефлексия: при помощи кубика Блума для рефлексии

Закончить свой мастер – класс мне хотелось бы словами Джона Холта: «Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать». Спасибо за внимание!

 Используемая литература и Интернет-источники:

 Таксономия Блума в ДОУ. Методические рекомендации - Казань, Информационно-методический отдел Управления образования ИКМО г.Казани, 2019. - с.102

Буланова-Топоркова, М.В., Духавнева,А.В., Кукушкин,В.С., Сучков,Г.В.Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей.– М..,2004.

https://nvdetsad9.siteedu.ru/media/sub/1103/files/metodicheskoe-posobie-biryulina-ia.pdf

https://multiurok.ru/files/master-klass-dlia-pedagogov-dou-kubik-bluma-kak-te.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Кубик Блума как приём педагогической инновационной технологии по развитию речи"

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошко...

«Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии»

Критическое мышление — это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.Цели современного образования, обозначенные в ФГОС...

Памятка для педагогов: "КУБИК БЛУМА как приём педагогической инновационной технологии"

Прием "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера....

Консультация «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии.

Предлагаю один из популярных приёмов, разработанных американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Приём называется «Кубик Блума»....

Презентация «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии.

Предлагаю один из популярных приёмов, разработанных американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Приём называется «Кубик Блума»....

Консультация «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии»

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, антонимами, дополнениями и описаниями речь у...

Мастер-класс «Кубик Блума- как приём педагогической инновационной технологии» Мастер-класс для воспитателей ДОУ

Мастер-класс «Кубик Блума- как приём педагогической инновационной технологии»Мастер-класс для воспитателей ДОУ«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенк...