"Использование технологии проблемного обучения в образовательном процессе с детьми 3-5 лет"
учебно-методический материал (средняя группа)
Из опыта работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые коллеги!
Я Сухарева Жанна Александровна, воспитатель детского сада № 4 представляю вашему вниманию доклад из опыта работы на тему: «Использование технологии проблемного обучения в образовательном процессе с детьми 3- 5 лет».
Целью моей работы является: развитие познавательной, самостоятельной активности детей в возрасте 3-5 лет, посредством технологии проблемного обучения.
Данную цель осуществляла через решение следующих задач:
- создавать условия для приобретения знаний детей 3-5 лет в процессе организованной непосредственно – образовательной и свободной деятельности детей;
- обучать детей умению находить оптимальные решения для выхода из проблемной ситуации;
- развивать умение распознавать и принимать проблемную ситуацию;
- повысить уровень познавательной активности в процессе овладения знаниями.
На начальном этапе работы я заметила у детей определённые затруднения, они представлены на слайде.
Передо мной, как перед педагогом встал вопрос,
как, каким образом выстраивать работу с детьми на основе проблемных ситуаций?
Получить ответ на данный вопрос мне помогла технология проблемного обучения, основанная на теоретических положениях психолога и педагога Джона Дьюи.
Технология проблемного обучения заключается в следующем:
- воспитатель создаёт проблемную ситуацию;
- направляет детей на её решение;
- организует поиск решений.
Уровень сложности проблемной ситуации меняется в соответствии с возрастом воспитанников:
- в младшем дошкольном возрасте воспитатель чаще всего сам ставит проблему, предлагая детям несколько вариантов решений;
- в среднем дошкольном возрасте проблемные ситуации становятся более сложными, а участие воспитателя снижается.
Вся работа с детьми по применению подходов технологии проблемного обучения проводиться следующим образом:
- на занятиях - (как часть занятия);
- в игровой деятельности - (через сюжетно – ролевые игры);
- познавательно – исследовательская деятельность - (через опыты, эксперименты)
В непосредственно – образовательной деятельности с детьми проблемные ситуации подбираю таким образом, чтобы они были понятны и знакомы детям, связаны с образовательной программой детского сада и календарно-тематическим планированием.
Например, на занятии по познавательному развитию на тему: «Зимующие птицы» с детьми среднего возраста мы разрешаем проблемные ситуации так:
Обратите внимание, в таблице указано, (она представлена в презентации),
в начале занятия я задаю детям вопросы, подводящие к невозможному сочетанию в ситуации:
- какое сейчас время года?
- что это? (показываю на кормушку)
- зачем она нужна?
Далее мы переходим к следующему этапу - побуждению к осознанию: бывает так в жизненной ситуации, или нет.
- ребята, что вас сейчас удивило?
- так бывает?
- можно этим накормить птиц?
И далее, побуждаю детей перейти к самой проблеме.
Так же я применяю методы проблемного обучения при организации сюжетно – ролевых игр. В игре использую приём невозможного сочетания, и приём невыполнимого задания в решении вопроса проблемной ситуации.
При организации сюжетно – ролевой игры «Больница», я создала детям проблему, что кукла Маша заболела, тем самым я подводила детей к осознанию:
- что случилось с куклой, как вы думаете?
- что же нам нужно сделать, чтоб помочь кукле?
Далее предложила детям рассмотреть на столе инструменты (для игры в парикмахерскую), задала детям вопросы:
- могут ли они с помощью этих инструментов помочь Маше?
- в чем затруднения?
- из какой игры эти инструменты? (ответы детей были, что эти инструменты из игры в парикмахерскую), спросила детей, а мы можем применить эти инструменты, чтоб помочь Маше? Тем самым подводила детей к поиску решения из проблемной ситуации.
Подходы технологии проблемного обучения, я применяю и при организации познавательно - исследовательской деятельности.
Проводили с детьми эксперимент «Очистка и фильтрация воды».
Показав детям, стакан с грязной водой, задала вопрос.
- Ребята мы сможем сами очистить эту воду? (ответы детей были, что нет)
Далее предложила детям рассмотреть на столе предметы: марлю, вату, салфетки, спрашиваю:
- эти предметы могут нам помочь очистить воду? (Дети рассуждали, что с помощью фильтра можно очистить воду).
Провели эксперимент по фильтрации воды, затем подвела детей к осознанию проблемы:
- вы сначала как думали, можно очистить воду? (нет, нельзя)
- а как оказалось на самом деле? (оказывается можно)
Использование технологии проблемного обучения вызвало необходимость внести изменения и в развивающую предметно – пространственную среду. Ряд центров пополнила картотеками с включением в них проблемных ситуаций.
В центре природы ребята развивают целые сюжеты, обыгрывая макеты, тем самым дети, знакомятся с какой либо жизненной ситуацией, придумывают новые сюжеты игры, выдвигают и обосновывают идеи.
Одним из способов познания мира является художественная и научно-популярная литература, включая детские энциклопедии. Книги помогают детям находить ответы на значимые и актуальные вопросы.
Внедрение технологии проблемного обучения в образовательный процесс способствовало тому что:
- дети стали наблюдательными;
- они сами стараются видеть проблемные ситуации, пытаются найти различные способы их решения;
- у детей формируется познавательный интерес, стремление к исследованию, экспериментированию.
Считаю, что представленный опыт может быть интересен педагогам других детских садов, педагогам, работающим по проектной деятельности, т.к любая деятельность в рамках проекта начинается с какой либо обозначенной идеи, проблемы.
Опыт работы по применению данной технологии мной представлен:
- на педагогическом совете учреждения;
- в рамках городского методического объединения воспитателей;
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии проблемного обучения по образовательной области: познавательное развитие для средней группы на тему: «Наши любимые игрушки»
Цель: расширить представления детей о свойствах водыЗадачи:ОбразовательныеДать знания о том, что от температуры воды зависит скорость таяния льда.Создавать условия для расширения представлений детей о...

«Применение технологии проблемного обучения в образовательном процессе»
laquo;Применение технологии проблемного обучения в образовательном процессе»...
Внедрение технологий проблемного обучения в образовательной процесс ДОУ
Презентации из опыта работы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы с использованием технологий проблемного обучения по формированию фонематических процессов по теме: « Звук и буква К»
Это конспект по ознакомлению со звуком и буквой "К". В данном конспекте применены элеметы технологии проблемного обучения, игровые технологии....
Применение технологии проблемного обучения в образовательном процессе
Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противо...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ» (СООБЩЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ)
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ» (СООБЩЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ) ...
Родительский клуб Технология проблемного обучения в образовательном процессе в ДОУ.
Родительский клубТехнология проблемного обучения в образовательном процессе в ДОУ....