Применение технологии проблемного обучения в образовательном процессе
консультация

Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_tehnologii.pptx539.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Применение технологии проблемного обучения в образовательном процессе»

Слайд 2

Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от воспитателя зависит, Какими дети быть должны

Слайд 3

Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Слайд 4

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения - Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. - Быть доступным для обучающихся - Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. - Задания должны быть таковыми, чтобы ребенок не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного .

Слайд 5

Достоинства проблемного обучения: 1.Высокая самостоятельность детей; 2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося.

Слайд 6

Этапы проблемного обучения. - возникновение (постановка) проблемной ситуации; - осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи); - поиск способа решения проблемной задачи путем догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования; - доказательство гипотезы; - проверка правильности решения проблемной задачи.

Слайд 7

Методика создания проблемных ситуаций - воспитатель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; - сталкивает противоречия практической деятельности; - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; - предлагает рассмотреть явление с различных позиций; - побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

Слайд 8

- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.). - ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); - определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);

Слайд 9

Схема проблемной ситуации Проблемная ситуация : Жили-были 3 поросёнка. Гуляли по лесу. Им было хорошо и весело жить. Но вдруг наступила холодная осень. Поросятам стало холодно гулять по лесу и они задумали построить себе домик. И стали они думать – из чего построить себе жилище. Противоречие : Нужно построить дом, но они не знают, из чего? Проблема : Из чего построить поросятам домик?

Слайд 10

четыре уровня проблемности в обучении : 1 . Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми. 2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). 3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему. 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

Слайд 11

Виды вопросов :

Слайд 12

Уровни постановки вопросов

Слайд 13

Вопросы: закрытые , переходящие в открытые.

Слайд 14

«Яблоня» Плоды педагога . Педагог пропускает через себя всё, что передает детям; поднимает все знания вверх, к «Своим» плодам. Опыт прошлых поколений, народная мудрость; основа базовых знаний для детей. Вывод: « Педагог – это яблоня знаний. Он черпает свои знания, силы, умения в корнях нашей великой жизни и культуры, по стволу пропускает через себя всё, что знает и умеет и отдает абсолютно всё без остатка в свои плоды – яблоки и листья.»

Слайд 15

Соотношение уровня мышления и действий ( по Блуму ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проблемного обучения в проведении сюжетно-ролевых игр с дошкольниками

Из опыта работы Фёдоровой Н.И., воспитателя 2 младшей группыПрименение технологии проблемного обучения в проведении сюжетно-ролевых игр с дошкольниками Процесс реорганизации всей системы об...

Разработка НОД с применением технологии проблемного обучения.

Применение современных образовательных технологий в работе....

«Применение технологии проблемного обучения в детском саду в разных видах деятельности».

Мы с вами знаем, что согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования у ребенка должны быть сформированы такие качества как способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблем...

«Применение технологии проблемного обучения в образовательном процессе»

laquo;Применение технологии проблемного обучения в образовательном процессе»...

Родительский клуб Технология проблемного обучения в образовательном процессе в ДОУ.

Родительский клубТехнология проблемного обучения в образовательном процессе в ДОУ....