Проект по экологическому воспитанию "Волшебная капля"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Спицына Ольга Олеговна

              Вода окружает нас везде. Как объяснить дошкольнику, что вода – это исчерпаемый и жизненно необходимый ресурс для каждого человека и всего живого на Земле?
Эту работу нужно начинать ярко, интересно и познавательно, чтобы разбудить в ребёнке интерес и желание узнать как можно больше информации о воде, понять необходимость её сбережения и сохранения.
Проектная деятельность – уникальная возможность донести до ребёнка эту информация, дать возможность «прожить», «прочувствовать» на себе, и опираясь уже на свой личный опыт начать действовать осознанно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад №2 городского округа г. Райчихинска

ПРОЕКТ

по экологическому воспитанию

«Волшебная капля»

(для детей старшей группы)

 Составила: воспитатель

Спицына Ольга Олеговна

                                                           

г. Райчихинск, 2024 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

                                             

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..........3

1 Этапы реализации проекта ………………………………………………….6

2. Перспективный план…………………………………………………………6

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………12

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….........15

ВВЕДЕНИЕ

Вода – распространённое, удивительное вещество на Земле, как много тайн хранит она… Кажется, о ней уже известно всё. Но нам захотелось узнать, нет ли у простой воды каких-нибудь тайн. Ребёнку-дошкольнику присуще познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. Знания, которые получает ребёнок во время проведения опытов, запоминаются надолго. Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на своих наблюдениях, установлении взаимосвязей, закономерностей и т. д. Если посмотреть на глобус, мы увидим, что большую часть земной поверхности занимает вода. Без воды не может прожить человек. Дети – наше будущее.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь - май)

По характеру содержания: вода, чудесные свойства, значение и охрана воды, реки, родной край, творческое начало. По характеру координации: открытый.

По количеству участников: групповой, коллективный.

 Участники проекта дети старшей, воспитатель; родители.

Социальные партнеры: Городская детская библиотека; краеведческий музей города Райчихинска

Тип проекта: творческий, познавательный.

Вид проекта: познавательный.

Методы и формы работы:

Методы:

- практические: игровой (показ, пояснение, указание, вопросы);

- наглядные: рассматривание картин, презентаций, видеороликов;

- словесные: рассказ, беседа, игры-драматизации.

- Поисково- исследовательские: экспериментирование

Формы:

- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;

- продуктивная деятельность – оформление тематических выставок, эмблем, сувениров, поделок по теме проекта;

- праздники и досуги;

- придумывание историй и их театрализация;

- чтение, беседы, решение проблемных ситуаций; -

- конкурсы, выставки, мастер-классы;

 - мультимедийный продукт (моделирование, съемка и озвучивание персонажей)

Цель проекта: формировать представления о природном объекте – воде, её значении в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей.

Задачи

1. Формировать чувство любви к своей малой Родине; способствовать пробуждению чувства гордости и восхищения за богатство и величие нашей Родины, ее водного пространства.

 2. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитанников через формирование и развитие навыков экспериментаторской деятельности: сбора, обработки информации и подачи материала

4. Познакомить детей с водоемами города Райчихинска, с экологическими проблемами водных ресурсов.

Актуальность реализации проекта:
             Вода окружает нас везде. Как объяснить дошкольнику, что вода – это исчерпаемый и жизненно необходимый ресурс для каждого человека и всего живого на Земле?
Эту работу нужно начинать ярко, интересно и познавательно, чтобы разбудить в ребёнке интерес и желание узнать как можно больше информации о воде, понять необходимость её сбережения и сохранения.
Проектная деятельность – уникальная возможность донести до ребёнка эту информация, дать возможность «прожить», «прочувствовать» на себе, и опираясь уже на свой личный опыт начать действовать осознанно.

Ожидаемые результаты:
- дети осознают ценность воды для человека и всех живых организмов на Земле;
- понимают, что вода бывает пресная и солёная, знают названия водоёмов и какая вода в них;
- дети знают, обитателей разных водоемов;

- знакомятся с круговоротом воды в природе;
- учатся беречь воду, не тратить её зря.
Проблема: дети не осознают важности воды для жизни всего живого на Земле и не стремятся к её сбережению.

Конечный продукт проекта:

1. Методические разработки занятий.

2. Методические рекомендации.

3. Создание альбома «Волшебница вода».

4. Работы детей: рисунки, аппликации, поделки.

5. Стихотворения, загадки, рассказы и сказки о воде.

6. Консультации для родителей.

7. Картотека опытов.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

 После окончания периода основной практической работы дальнейшую работу по познавательному, экологическому воспитанию будут вести педагоги дошкольных групп.

Этапы проекта

 Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов, продуктов; -выбор темы;

-подбор литературы, материалов по теме;

-разработка информационной карты проекта;

 -алгоритм проекта; -

проведение исследования

Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка;

Завершающий: (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом;

-проведение исследования.

Перспективный план работы

Сентябрь

Тема

Цель

Содержание

Взаимодействие

с родителями

Беседа «Какие свойства воды ты знаешь?»

Формировать у детей представление о воде.

Рассматривание иллюстраций, фотографий, картинок

Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.

Дидактические игры: «Для чего нужна вода», «Четвертый лишний»

Закрепление знаний детей о воде, ее свойствах и необходимости для жизни всего живого на нашей планете.

Разгадывание загадок о воде

Знакомство с содержанием презентации по теме “Что такое вода?”.

Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле, ее назначении и использовании.

Проведение игры «Ручеек»

Чтение художественной литературы о

воде, потешки, отгадывание загадок.

Формировать умение на слух воспринимать потешку (текст), запоминать отдельные слова и фразы, проговаривать их. Развивать слух и зрительное восприятие, память.

Разучивание песен о воде

Октябрь

Беседа: «Где живут капельки»

Создание целостного представления о воде как природном явлении. 

Рассматривание иллюстраций, фотографий, картинок

Посещение детской библиотеки для накопления информации о значении воды

Игра  «Найди различия», тематические разрезные картинки

Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию. 

Просмотр мультфильма «Круговорот воды в природе»

Наблюдения: за облаками, дождем, лужей

Продолжать знакомить с информацией о видах дождя, их особенностях; причинах образования дождей.

Театрализация сказки «Жила была вода»

Рассматривание иллюстраций, презентаций по теме “Вода в природе»

Продолжить формировать знания о воде

Рассматривание иллюстраций о воде»

 Эксперимент: «Какой бывает вода?» (теплой, холодной, горячей).

Способствовать формированию экологического осознания у младших школьников через включение в практическую деятельность.

Выполнение эксперимента.

Ноябрь

Наблюдения: за замерзанием лужи

Знакомить с природным явлением льдом; формировать представление о состоянии воды в окружающей среде.

Рисуем наши наблюдения

Создание коллажа «Круговорот воды в природе».

Физминутки “Снеговик», «Забавный лягушонок», «Чистая водица», «Капельки и тучки»

Развитие выразительности движений, воображения, снятие эмоционального напряжения

Рассматривание иллюстраций, фотографий

Беседа: «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?»

Ознакомление детей с окружающей нас природой. Расширение представлений детей о водоемах. 

Рисование: «Мир воды глазами детей»

Лепка “Озеро с камышами”.

Продолжать учить детей работать с пластилином и природным материалом

Рассматривание изделий лепки

Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”: “Спокойная музыка и морской прибой”

Формирование у ребёнка слухового восприятия, через прослушивание звуков природы

Беседа о прослушанных аудиозаписей

Декабрь

Наблюдения: за снегопадом, снежинками

  1. Формировать представление о свойствах снега.
  1. Закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.

Рисуем наши наблюдения

Изготовить картотеку загадок, потешек,

художественного слова о воде.

Игра «Найди снежинку по силуэту»

Развитие логического мышления, внимания.

Подвижные игры

Замораживание воды «Цветные ледяные шары», Украшение территории детского сада разноцветными льдинками.

Формирование творческих и познавательных способностей в практической деятельности.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Беседа: «Зачем человеку вода?»

Создать условия для формирования у детей бережного отношения к природе

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Эксперимент: «Как сделать воду сладкой»

Развивать познавательную активность в процессе ознакомления со свойствами воды, интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Январь

Аппликация “Рыбки в аквариуме”.

Закрепление умения создавать несложный сюжет с опорой на образец.

Подвижные игры

Рисование совместно с детьми: «Мир воды глазами детей», «Вода в нашем доме»

Игры с водой, игры со снегом

Формирование исследовательского и познавательного интереса 

Чтение стихотворений “Что случилось с рекой” (Б. Заходер), “ Капля дождевая” (Т. Маршалова).

Формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей.

Беседа о прочитанных произведениях

Рисование «Круговорот, как я его понимаю»

Закреплять знания детей о круговороте воды в природе. 

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Прослушивание аудиозаписи mp3 – детская песенка “Синяя вода”, “Дождь в ладошках”, “Облака – белогривые лошадки”, “Вода буль-буль”.

Создать атмосферу праздника

Подвижные игры

Февраль

Просмотр обучающего мультфильма “Азбука безопасности – за бортом”

Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах.

Подвижные игры

Рисование плакатов в защиту рек и воды

Экологические рассказы, сказки», Г.- Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфинёнка»

Формировать нравственные ценности, отраженные в поэтической сказке Г.- Х. Андерсена

Беседа о прочитанных произведениях

 Рассматривание презентации по теме «Путешествие в подводное царство»

Способствовать приобщению детей к красоте подводного мира и его в различных художественных техниках. 

Подвижные игры

Аппликация «Обитатели наших озёр»

Формирование художественных умений и навыков, творческого подхода к изобразительному искусству.

Рассматривание аппликации

Эксперимент: «Пар – это вода»

Выполнение эксперимента.

Март

Беседа: «Что растет в воде?»

Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде.

Круглый стол «Что мы знаем воде»

Эксперимент: «Что загрязняет воду?» «Какой мусор опасен для природы?»

Узнать о влиянии чистой и загрязнённой воды на рост и развитие растений.

Выполнение эксперимента.

Подвижные игры: “Болото: с кочки на кочку”,«Цапля и лягушки»

Совершенствовать театрализованные умения и двигательные навыки детей;- развивать желание играть в народные подвижные игры,

Проведение игр

Наблюдения: за сосульками

Закрепить знания детей о разнообразии состояния воды в окружающей среде, развивать воображение, смекалку и любознательность, воспитывать наблюдательность и внимание.

Рисуем наши наблюдения

Рассматривание презентации по теме Природные водоёмы”

Познакомить детей с понятием водоёмы 

Подвижные игры

Чтение произведений Н.А. Рыжовой: «История одного пруда»

Формировать навыки экологически правильного поведения в природе частности во время отдыха на реке. 

Беседа о прочитанных произведениях

Апрель

Беседа: «Кто живет в воде?»

Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособление к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

Экологическая викторина «Я, ты, он, она – экологическая семья»

Эксперимент: «Посадка семян цветов» полив, наблюдение и зарисовка.

Активизировать личный опыт детей , их знания и представления о цветах

Выполнение эксперимента.

Пальчиковые игры: “Ветер на море”, “Вышел дождик погулять”

Развивать мелкую моторику рук

Подвижные игры

Эксперимент: «Посадка луковиц в землю» полив, зарисовка роста лука в карту наблюдений

Формировать практические знания о посадке лука в землю и в воду. 

Выполнение эксперимента.

Экологические сказки «Путешествие Капельки» и др..

Прививать интерес к исследовательской деятельности. Дать представление детям о понятии «климат», на основе стимулирования полученных знаний, приобретенного личного опыта. 

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Май

Беседа “Водный транспорт”

Расширять представление о видах транспорта;

закреплять названия водных видов транспорта;

познакомить с историей развития водного транспорта.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Оформление выставки рисунков «Люди, давайте беречь воду»

Подвижные игры: «Ручеек», «Капельки и тучки»

Знакомство с традициями русского народа на основе русских народных игр, развивать ловкость, быстроту, слуховое внимание, умение согласовывать движения со словами текста. 

Проведение игр

Эксперимент: «Посадка семян салата листового» полив, наблюдение и зарисовка.

Исследовать влияние структуры воды на прорастание семян салат

Выполнение эксперимента.

Просмотр обучающего мультфильма “Безопасность на воде летом”

Закреплять знания о лете, играх детей летом, познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих, развивать внимание, мышление.

Собери картинку

Ручной труд (конструирование из бумаги) «Белая кувшинка»

  1. Закрепить умение работать с бумагой, клеем, ножницами. Научить изготавливать изделие объёмной формы из бумаги и картона.
  1. Развивать творческие способности, воображение, фантазию детей.
  1. Развивать мелкую моторику, аккуратность при работе с клеем.
  1. Воспитывать терпение, уверенность в своих делах.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005

2.Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.

3.Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008

4.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.-122с

5.Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.- 154с

6.Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.

7.Рыжова Н. А. Сказки и экологическое образование [Текст] / Н. А. Рыжова // Вестник АсЭкО. -1995. -№ 4. - С. 3-8. 5.

8.Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

Интернет-ресурсы

1.http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-isledovatelskoi-dejatelnosti-na-temu-volshebnicavoda.html 2.http://50ds.ru/metodist/7151-proekt-volshebnitsa-voda-sredniy-doshkolnyy-vozrast.html

3. http://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/9679.html 

4. http://znayka.net/poslovicy/o-vode/ 

5. http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-vodu.html 

6. Как лягушка выпила всю воду http://azku.ru/skazki-narodov-okeanii/kak-lyagushka-vyipilavsyu-vodu.html

7. Родник http://crasivajplaneta.blogspot.ru/p/blog-page_9759.html 

8.«Все живое нуждается в воде» http://dohcolonoc.ru/skazki/4685-ekologicheskaya-skazka-vsezhivoe-nuzhdaetsya-v-vode.html 

Приложение

Художественно-речевая деятельность

* Рассматривание иллюстраций из книг и альбомов о воде, водоёмах родного края.
* Беседы: «Зачем человеку вода», «Береги воду», «Водоёмы родного края».
* Чтение художественных произведений о воде, водоёмах и их жителях.
* Составление мини-рассказов о воде, о речных обитателях.
* Чтение пословиц, поговорок о воде, отгадывание загадок о воде.
* Пальчиковая гимнастика «В гости к Капельке», «Водичка, водичка»;
* Разучивание стихотворений о воде.

Пословицы и поговорки о воде

·         Вода путь найдет.

·         Мельница сильна водою.

·         В худой посуде воды не наносишься.

·         Воду толочь — вода и будет.

·         И в хорошей воде утонуть можно.

·         Как в воду глядел.

·         Выйти сухим из воды.

·         Большая вода — большая беда.

·         У воды ходить и пить просить.

·         Вода дырочку найдет.

·         Вода камни точит.

·         Вода запруды ломает.

·         Не зная броду, не лезь в воду.

·         Водой не разольешь.

·         Кто на море не бывал, тот и горя не видал.

·         Всего не ухватишь, что по воде плывет.

·         Вода плотину рвет.

·         Вода с гор, так и речки мутны.

·         Вода с ледком в зиму не диво.

·         Вода студена — тело ядрёно.

·         Вода вымоет, а хлеб выкормит.

·         Где была вода, там и опять будет.

·         От огня вода ключом кипит, а водою и огонь заливают.

·         Вода все осиливает, а человек осилит и воду.

·         Вешние воды никто не уймет: вода путь найдет.

·         Где вода есть, там и саду цвесть.

·         Была бы водица, а зелень зародится.

 

Загадки о воде

•Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир
(Вода)

•Книзу летит капельками, 
А кверху - невидимкою. 
(Вода)

•В жаркий день
Самой желанной бывает.
(Вода)

•Я и туча, и туман, 
И ручей, и океан, 
И летаю, и бегу, 
И стеклянной быть могу! 
(Вода)

•В морях и реках обитает, 
Но часто по небу летает. 
А как наскучит ей летать, 
На землю падает опять. 
(Вода)

•Зимой спит,
А летом шумит.
(Река)

•Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
(Воды)

•Кругом вода, а с питьем беда.
(Море)

•По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит.
(Лужа)

•Что за звездочки сквозные на пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные, а возьмешь — вода в руке?
(Снежинка)

•Посреди поля лежит зеркало: 
стекло голубое, рама зеленая.
(Пруд)

 

СТИХИ О ВОДЕ

Вода в морях и океанах

Вода в морях и океанах,
В озерах, реках и прудах.
Она в посёлках и деревнях,
В больших и малых городах.
Вода — бесценный дар природы,
Все наслаждаются тобой.
Цените воду, это важно,
С водой мы связаны судьбой.

***

Вода работает на благо…

Вода работает на благо
Человечеству давно.
Очень мощные турбины
С водой, ребята, заодно.
А огромные машины
Током питают города.
ГЭС в движение приводит
Незаменимая вода.

***

Гонит капля дождевая

Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею — океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!

***

Что такое вода?

Что такое вода — интересно ребятам,
Это то, без чего нам, друзья, не прожить.
Человечеству послана она во благо,
И водой мы, конечно, должны дорожить.
Что такое вода? Это реки и море,
Это лед Антарктиды, это снег или град.
Это синее озеро там, на просторе,
И красивый и громкой речной водопад.
И весенний ручей, и осенняя лужа,
Что такое вод? — Я отвечу легко.
Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,
Что в судьбу человека вошло глубоко.

***

Трудолюбивая вода

Вечерком нашей водице,
Нужно будет потрудиться.
Ванну станем принимать,
Ножки, ручки отмывать.
С мылом спинку мы потрем,
Грязь везде-везде найдем.
Нелегко воде бывает,
Но дело свое она знает!
Знаем точно, что водица
Грязь не признает на лицах.
Кто красивым хочет стать,
Воду должен уважать!

***

Берегите воду

Вода — это то, что дает людям жизнь,
Водой дорожи, за сохранность борись!
Пусть будет чиста или очень грязна,
Какой ни была бы, полезна она.
В болоте, в грязи, где лягушки живут,
Вода грязна очень, для них там уют.
Для рыбок в реке и животных морских,
Вода всегда чистой должна быть для них.
А что в Антарктиде замерзла совсем,
И та, в виде льда, что знакома нам всем,
И эта вода ведь полезная тоже,
Она охлаждает, взбодрить быстро может.
Какую бы воду, друзья, не встречали,
Мы все за сохранность ее отвечаем.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

***

Откуда вода?

Нам всем интересно:
Откуда вода?
Из снега берется,
Иль может из льда?
Хотя, и подземным
Ручьем вода бьет,
Так, может, она
Там начало берет?
Вопрос интересный
И чтоб разузнать
Откуда вода,
Надо книжки читать!
Ответы узнаем
Из умных мы книг
И все вокруг тайны
Откроются вмиг!

***

Окружает нас вода

Окружает нас вода
Везде и всегда.
Океаны, Антарктида
Стали очень знамениты.
В воздухе капель не видать,
Но есть вода в нем, надо знать!

***

Путешествие капельки

Вот капелька-малышка
На землю с туч упала.
Бедняжка растерялась,
Что делать ей не знала.
Но мимо пробегал вдруг
Веселый ручеек,
Расстроенную капельку
С собой он уволок.
Куда ее повел он,
То капелька не знала,
Но вскоре миллионы
Таких же увидала,
Похожих друг на друга.
Тут перед ней гигант.
И догадалась капелька,
Что это океан.
Жить в океане тесно
И капелька устала.
Однажды в день чудесный
Так солнце припекало,
Что капелька вдруг стала
Тихонько уменьшаться.
А как уменьшилась она,
Ввысь стала подниматься.
Наверх попала капелька,
А вы узнали вот:
В природе происходит как
Воды круговорот.

***

Состояния воды

Стала твердою вода.
Превратилась в лед она.
Да,в природе так бывает,
И водица замерзает.
Если нам нагреть водицу,
То водица испарится!
Так бывает! Облака —
Это бывшая вода!
А как в небе охладится
Станет дождиком водица.
Если сильно замерзает,
Снегом с облаков слетает.

***

Воду нужно уважать!

Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!

 

 

Экологические сказки о воде:

История одной Капли (грустная сказка о воде)

 Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих солнечных лучей почву.

 Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её долгая, насыщенная событиями жизнь.

Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и дерзкого Родника. Со своими сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась среди шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.

Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным, превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.

Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных лесов и высоких гор.

 И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная щука вела на неё охоту. По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси, лебеди-шипуны, серые цапли. Наведывались с восходом солнца на водопой косуля и олень, гроза здешних лесов – кабан со своим выводком — был не против отведать самой чистой и вкусной студёной воды.

 Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся неподалёку у воды.

А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши и взрослые устроили на Реке каток и теперь скользили по сверкающему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость.

Всё это было. Но было, кажется, так давно!

 За столько лет Капелька многое повидала. Узнала она и то, что родники и реки не неиссякаемы. А Человек, тот самый Человек, который так любил бывать на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски.

Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее.

«А есть ли у меня будущее? – с ужасом подумала Капля. – Ведь я отправляюсь, кажется, в никуда»

 

Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды)

Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.

 — Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое жёлтенькое…

Налетел ветер, выровнял песчаные холмы.

— Как тут красиво! – вновь подумала Тучка.

– Всё такое ровненькое…

 Сильнее стало припекать солнце.

 — Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка.

– Всё такое тёплое… Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне.

Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.

Не было здесь только одного – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке.

Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.

Нет здесь самого главного – ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.

 

Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды)

Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка.

 — Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя нет уж-ж-же много дней.

Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики. Ромашки сложили белоснежные лепестки. С надеждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки. Их листочки постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца.

 Надоела жара. А Дождя всё не было.

— Дедушка Медведь, — прожужжала Пчёлка, — подскаж-ж-жи, как быть. Нет спасения от ж-ж-жары. Дож-ж-ждик, наверное, забыл про нашу луж-ж-жайку.

— А ты найди вольный Ветер — ветерок, — ответил старый мудрый Медведь, — он гуляет по всему миру, знает обо всём, что делается на свете. Он поможет.

Полетела Пчёлка на поиски Ветерка.

А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде. Поспешили они на забытую Дождиком лужайку, а по пути прихватили с собой лёгкое Облачко, отдыхающее на небосводе. Не сразу поняло Облачко, почему потревожили его Пчёлка и Ветерок. А когда увидело засыхающие леса, поля, луга, несчастных животных, заволновалось:

— Помогу лужайке и её обитателям!

Нахмурилось Облачко и превратилось в дождевую Тучку. Тучка начала раздуваться, застилая собой всё небо. Дулась – дулась, пока не разразилась тёплым летним Дождём.

 Дождик лихо отплясывал по ожившей лужайке. Он шёл по Земле, и всё вокруг питалось водой, сверкало, радовалось, пело гимн дождю и дружбе.

А Пчёлка, довольная и счастливая, в это время сидела под широким листом Одуванчика и думала о живительной силе воды и о том, что часто мы не ценим этот удивительный дар природы.

 

 

История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе)

Маленький Лягушонок скучал. Все Лягушки вокруг были взрослыми, и ему не с кем было играть. Сейчас он лежал на широком листе речной лилии и внимательно смотрел в небо.

— Небо такое синее и живое, словно вода в нашем пруду. Должно быть, это и есть пруд, только наоборот. А раз так, то там наверняка водятся лягушки.

Он вскочил на тоненькие лапки и закричал:

— Эй! Лягушата из небесного пруда! Если вы меня слышите, отзовитесь! Давайте дружить!

Но никто не отозвался.

— Ах, так! – воскликнул Лягушонок. – Вы со мной в прятки играть?! Вот вам!

И он скорчил забавную гримасу.

Мама – Лягушка, неподалёку выслеживающая комара, только рассмеялась.

— Глупыш! Небо ведь не пруд, и там нет лягушат.

— Но ведь с неба часто капает дождь, а ночью оно темнеет, как и наша вода в пруду. И эти вкусные комары так часто взмывают ввысь!

— Какой ты у меня маленький, — вновь засмеялась Мама. – Комарикам ведь нужно спасаться от нас, вот они и поднимаются в воздух. А вода в нашем пруду в жаркие дни испаряется, поднимается в небо, а потом снова возвращается в наш пруд в виде дождя. Понял, малыш?

— Угу, — кивнул зелёной головкой Лягушонок.

А про себя подумал:

— Всё равно когда-нибудь найду себе друга с неба. Ведь там есть вода! А значит, есть и Лягушата!!!

Все живое нуждается в воде

Жил был заяц. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но зайчику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет зайчик, гуляет и в друг ему навстречу ему ежик не головы не ножек.

— «Здравствуй ежик! Ты что такой грустный?»

— «Здравствуй зайчик! А чему радоваться то, ты посмотри какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».

— «Ежик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце». — «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!

— «Ага ежик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».

 — «Да ну заяц, я тебе не верю».

— «А давай проверим»?

— « И как же это мы будем проверять»?

— «Очень просто, вот держи ежик букет цветов, это тебе подарок от меня».

— «Ой спасибо зайчик, ты настоящий друг»!

— « Ежик и ты мне подари цветы».

 — «Да запросто на держи».

— «А теперь ежик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты ежик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».

 — «Хорошо заяц. До свидания»!

Прошло три дня. Заяц как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет зайчик и вдруг на встречу ему ежик не головы не ножек.

 — «Ежик, ты что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».

 — «Да чему заяц радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок». — «Ежик, а ты понял почему твои цветы засохли»?

— «Конечно понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды». — «Да ежик, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».

— «Зайчик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!

 

Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле

Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Старший сын принес золото и серебро, средний сын  принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду. Стали над ним все смеяться, а он и говорит:

— Вода – самое большое чудо на Земле. За глоток воды готов был отдать мне все свои драгоценности путник, которого я встретил. Он мучился от жажды. Напоил я его чистой водой и с собой еще в запас дал. Не нужны мне были его драгоценности, понял я, что вода дороже всякого богатства.

А в другой раз видел я засуху. Без дождя высыхало целое поле. Ожило оно лишь после того, как пошел дождь, наполнив его живительной влагой. В третий раз пришлось мне помогать людям лесной пожар тушить. Много от него зверушек пострадало. Не останови мы пожар, могло бы и село целое сгореть, если бы он на него перебросился. Много нам воды понадобилось, но справились мы всем миром. На том и закончились мои поиски.

А теперь, я думаю, и вы все поняли, почему вода – чудо чудесное, ведь без нее не было бы ничего живого на Земле. И птицы, и звери, и рыбы, и люди ни дня без воды не проживут. А еще вода имеет силу волшебную: превращается и в лед, и в пар, — закончил младший сын свой рассказ и показал всему честному народу свойства воды чудесные.

 Послушал царь младшего сына и объявил воду самым большим чудом на земле.

 Повелел он в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять!

 

        Пальчиковая гимнастика

 

«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел дождик погулять.

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько:

- ОХ!

И ушел.

Газон засох.

 

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий.

 

 «Плыли, плыли осьминожки»

Плыли, плыли осьминожки,

Опустились на дорожку,

Быстро, быстро побежали

И три ножки потеряли.

Но зато осталось пять –

Можно всё пересчитать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Формирования экологической культуры и любви к родным местам у детей дошкольного возраста на экологической тропе».

Цель: Создание экологической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к родным местам....

проект по экологическому воспитанию. Путешествие по экологической тропе.

Путешествие по экологической тропе вокруг детского сада....

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Конспект проекта по экологическому воспитанию в старших группах ДОУ «Экологическая полянка»

Актуальность проекта:Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды.Умение &laqu...

«Реализация проекта «Предупреждающие экологические знаки» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Для ребёнка с ограниченными возможностями проективные технологии являются эффективными для развития экологической культуры при условии, что они, прежде всего, станут средством для развития ребёнка, ег...

Проект «Сохраним мир в капле чистой воды»

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания, экологической культуры дошкольников.Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей по...