Доклад "Эффективные формы построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада"
методическая разработка

Афанасьева Ирина Николаевна

Выступление на секции августовской конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сапожковский детский сад №3 Сапожковского муниципального района.

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

« ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА»

                                               

 Секция августовской конференции

для воспитателей Сапожковского района.

                                                           Подготовила воспитатель высшей        квалификационной категории

Афанасьева Ирина Николаевна.

Р.п. Сапожок, 2024 год.

(Слайд №1)

Приказом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 N 875 2024 год объявлен Годом семьи.  Год семьи – это не только один год в жизни, но и фундамент, на котором строится наше будущее. (Слайд №2)

 Семья является источником любви, понимания и поддержки, учит детей быть добрыми, честными и справедливыми. В Год семьи особое внимание уделено проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями. Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В тоже время, многое зависит от складывающихся отношений между педагогом и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и родителями не сложились. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Поэтому одной из основных задач нашего  образовательного учреждения является установление партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье. 

Современная модель социального партнёрства ДОУ и семей воспитанников понимается, как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребёнка. В современном мире актуальны такие партнёрские отношения между педагогами и родителями, которые позволяют объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательские умения родителей и повысить эффективность работы детского сада. Именно такие партнёрские отношения позволяют выстроить систему взаимодействия: «РОДИТЕЛЬ - РЕБЁНОК - ПЕДАГОГ»

Выстраивая модель социального партнёрства: «РОДИТЕЛЬ-РЕБЁНОК-ПЕДАГОГ» наряду с традиционными формами взаимодействия, мы используем  современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников.

Взаимодействие педагогов и родителей детей осуществляется в полноценном формате в основном через: 
- приобщение родителей к педагогическому процессу; 

(Слайд №3)

- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения; 

(Слайд №4)

- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время; 

(Слайд №5)

- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей; 

(Слайд №6)

- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой; 

(Слайд №7)

- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей; 

(Слайд №8)

- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка; 

(Слайд №9)

Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от нас, педагогов, и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия педагога с родителями, основанных на сотрудничестве в режиме диалога (беседы, семейные клубы, дискуссии: круглые столы ,семинары – тренинги, интерактивные игры, мастер – классы, реализуется принцип доверительного партнерства. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяет  воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.

    Начиная свой путь социального партнерства, педагогам нашей группы пришлось столкнуться с многочисленными трудностями. Это такие трудности как: занятость родителей, нехватка времени у многих родителей, пассивность родителей. Тяжело поддерживать постоянный интерес к образовательному процессу в детском саду у родителей, каждый раз приходится использовать инновационные формы общения и привлечения родителей к участию в жизни детского сада. Доверительные отношения между педагогами и родителями устанавливались в нашей группе постепенно, в ходе совместной деятельности. Родители в нашей группе всегда желанные гости. Они не наблюдатели, они являются участниками. Родители ощущают личную причастность к педагогическому процессу и принимают на себя часть ответственности за его успех. Они не только больше узнают о своём ребёнке, но и меняется их мнение о работе педагога, они получают реальное представление о ней и начинают испытывать к воспитателю уважение

 Родители полностью уверены в том, что их ребенок в детском саду под надежным присмотром, что об их ребенке позаботятся, обучат, поиграют. Но педагоги  также должны быть уверены в надежности родителей (поддержат, помогут). К сожалению это не всегда так.

Чтобы помочь родителям занять активную позицию и вызвать интерес к личностному развитию ребенка и вооружить их необходимыми знаниями и умениями в этом направлении мы используем такую форму работы с родителям,  как информационно-ознакомительная. К этой форме работы относятся:

- родительский уголок, где размещена полезная для родителей информация: режим дня, расписание занятий, меню;

(Слайд № 10)

- стенд с выставкой детских рисунков, аппликаций, поделок из пластилина и природного материала, по которым родители могут увидеть результаты освоения детьми области художественно-эстетического развития;

(Слайд № 11)

- папки передвижки формируются по сезонным изменениям, правилам дорожного движения, пожарной безопасности.

(Слайд№ 12)

- так же используется такая форма работы с родителями как привлечение родителей к участию в различных конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней;

(Слайд№ 13,14)

Из современных форм  используем досуговые формы. Среди предлагаемых в ДОО современных форм взаимодействия с родителями можно выделить следующие:

  1. Нетрадиционные родительские собрания с чаепитием, показом фильмов, фотоколлажей.

(Слайд № 15)

  1. Досуговое направление во взаимодействии с родителями.

(Слайд № 16)

  1. Проектный метод в работе с родителями

(Слайд № 17,18)

Один из вариантов проектной деятельности, который мы используем как эффективную форму общения - это виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

  1. Использование социальных сетей как формы современного взаимодействия с родителями.

(Слайд № 19)

Современная и актуальная форма работы: это фотоотчеты для родителей о жизни в детском саду в мессенджерах WhatsApp, ВКонтакте. Здесь работа идет как в групповом направлении, когда формируется отчет о занятиях для всех родителей, так проводится и индивидуальная работа. К примеру, в период адаптации детей к детскому саду для установления доверия между родителем и воспитателем. Индивидуальные фотоотчеты используются, чтобы поделиться с родителем новыми достижениями ребенка.

  1. Использование сайта ДОО как формы современного взаимодействия с родителями.

(Слайд № 20)

Презентация дошкольного Учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, бесплатных услугах. Наличие у ДОО собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОО, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

Так же используется такая популярная форма работы как совместные праздники «Праздник осени», «Встреча Нового года», «8 марта».

(Слайд № 21)

 Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.

Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками и помощниками воспитателя, создается атмосфера взаимоуважения, партнерства.

(Слайд № 22)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»

Включение родителей в образовательный процесс ДОУ;Объединение усилий по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста;Психолого-педагогическое просвещение родителей....

«Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»

Рассмотрены технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада...

Статья «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важней...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА

Согласно ФОП ДО одной из главных задач взаимодействия педагогов с семьями является вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс. В связи с этим, каждый педагог в своей педа...

«Эффективные формы построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»

Выстраивание диалогической тактики партнерства между педагогами дошкольных учреждений  и родителями — задача, требующая не только организационных усилий, но и глубокого понимания психолого-...

«Эффективные формы построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»

Благодаря активному вовлечению семьи в жизнь детского сада мы создаём пространство для развития ребёнка, где и педагоги, и родители становятся партнёрами, разделяя ответственность за его воспитание и ...