Доклад "Эффективные формы построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сапожковский детский сад №3 Сапожковского муниципального района.
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
« ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА»
Секция августовской конференции
для воспитателей Сапожковского района.
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории
Афанасьева Ирина Николаевна.
Р.п. Сапожок, 2024 год.
(Слайд №1)
Приказом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 N 875 2024 год объявлен Годом семьи. Год семьи – это не только один год в жизни, но и фундамент, на котором строится наше будущее. (Слайд №2)
Семья является источником любви, понимания и поддержки, учит детей быть добрыми, честными и справедливыми. В Год семьи особое внимание уделено проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями. Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В тоже время, многое зависит от складывающихся отношений между педагогом и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и родителями не сложились. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Поэтому одной из основных задач нашего образовательного учреждения является установление партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.
Современная модель социального партнёрства ДОУ и семей воспитанников понимается, как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребёнка. В современном мире актуальны такие партнёрские отношения между педагогами и родителями, которые позволяют объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательские умения родителей и повысить эффективность работы детского сада. Именно такие партнёрские отношения позволяют выстроить систему взаимодействия: «РОДИТЕЛЬ - РЕБЁНОК - ПЕДАГОГ»
Выстраивая модель социального партнёрства: «РОДИТЕЛЬ-РЕБЁНОК-ПЕДАГОГ» наряду с традиционными формами взаимодействия, мы используем современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников.
Взаимодействие педагогов и родителей детей осуществляется в полноценном формате в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
(Слайд №3)
- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
(Слайд №4)
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
(Слайд №5)
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
(Слайд №6)
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
(Слайд №7)
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
(Слайд №8)
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
(Слайд №9)
Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от нас, педагогов, и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия педагога с родителями, основанных на сотрудничестве в режиме диалога (беседы, семейные клубы, дискуссии: круглые столы ,семинары – тренинги, интерактивные игры, мастер – классы, реализуется принцип доверительного партнерства. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.
Начиная свой путь социального партнерства, педагогам нашей группы пришлось столкнуться с многочисленными трудностями. Это такие трудности как: занятость родителей, нехватка времени у многих родителей, пассивность родителей. Тяжело поддерживать постоянный интерес к образовательному процессу в детском саду у родителей, каждый раз приходится использовать инновационные формы общения и привлечения родителей к участию в жизни детского сада. Доверительные отношения между педагогами и родителями устанавливались в нашей группе постепенно, в ходе совместной деятельности. Родители в нашей группе всегда желанные гости. Они не наблюдатели, они являются участниками. Родители ощущают личную причастность к педагогическому процессу и принимают на себя часть ответственности за его успех. Они не только больше узнают о своём ребёнке, но и меняется их мнение о работе педагога, они получают реальное представление о ней и начинают испытывать к воспитателю уважение
Родители полностью уверены в том, что их ребенок в детском саду под надежным присмотром, что об их ребенке позаботятся, обучат, поиграют. Но педагоги также должны быть уверены в надежности родителей (поддержат, помогут). К сожалению это не всегда так.
Чтобы помочь родителям занять активную позицию и вызвать интерес к личностному развитию ребенка и вооружить их необходимыми знаниями и умениями в этом направлении мы используем такую форму работы с родителям, как информационно-ознакомительная. К этой форме работы относятся:
- родительский уголок, где размещена полезная для родителей информация: режим дня, расписание занятий, меню;
(Слайд № 10)
- стенд с выставкой детских рисунков, аппликаций, поделок из пластилина и природного материала, по которым родители могут увидеть результаты освоения детьми области художественно-эстетического развития;
(Слайд № 11)
- папки передвижки формируются по сезонным изменениям, правилам дорожного движения, пожарной безопасности.
(Слайд№ 12)
- так же используется такая форма работы с родителями как привлечение родителей к участию в различных конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней;
(Слайд№ 13,14)
Из современных форм используем досуговые формы. Среди предлагаемых в ДОО современных форм взаимодействия с родителями можно выделить следующие:
- Нетрадиционные родительские собрания с чаепитием, показом фильмов, фотоколлажей.
(Слайд № 15)
- Досуговое направление во взаимодействии с родителями.
(Слайд № 16)
- Проектный метод в работе с родителями
(Слайд № 17,18)
Один из вариантов проектной деятельности, который мы используем как эффективную форму общения - это виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.
- Использование социальных сетей как формы современного взаимодействия с родителями.
(Слайд № 19)
Современная и актуальная форма работы: это фотоотчеты для родителей о жизни в детском саду в мессенджерах WhatsApp, ВКонтакте. Здесь работа идет как в групповом направлении, когда формируется отчет о занятиях для всех родителей, так проводится и индивидуальная работа. К примеру, в период адаптации детей к детскому саду для установления доверия между родителем и воспитателем. Индивидуальные фотоотчеты используются, чтобы поделиться с родителем новыми достижениями ребенка.
- Использование сайта ДОО как формы современного взаимодействия с родителями.
(Слайд № 20)
Презентация дошкольного Учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, бесплатных услугах. Наличие у ДОО собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОО, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.
Так же используется такая популярная форма работы как совместные праздники «Праздник осени», «Встреча Нового года», «8 марта».
(Слайд № 21)
Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.
Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками и помощниками воспитателя, создается атмосфера взаимоуважения, партнерства.
(Слайд № 22)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
Включение родителей в образовательный процесс ДОУ;Объединение усилий по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста;Психолого-педагогическое просвещение родителей....

«Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
Рассмотрены технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада...
Статья «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важней...

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА
Согласно ФОП ДО одной из главных задач взаимодействия педагогов с семьями является вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс. В связи с этим, каждый педагог в своей педа...

«Эффективные формы построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
Выстраивание диалогической тактики партнерства между педагогами дошкольных учреждений и родителями — задача, требующая не только организационных усилий, но и глубокого понимания психолого-...

"Эффективные формы построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада"
выступление на педагогическом совете...
«Эффективные формы построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
Благодаря активному вовлечению семьи в жизнь детского сада мы создаём пространство для развития ребёнка, где и педагоги, и родители становятся партнёрами, разделяя ответственность за его воспитание и ...