«Эффективные формы построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
консультация
Выстраивание диалогической тактики партнерства между педагогами дошкольных учреждений и родителями — задача, требующая не только организационных усилий, но и глубокого понимания психолого-педагогических нюансов. Ключевым элементом этой задачи является создание особой формы общения между родителями и воспитателями — доверительного делового контакта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 10 «Малыш» г. Мичуринск, Тамбовской области
Доклад для педагогов на тему: «Эффективные формы построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
Подготовила: Кицан Анжела Ильинична, воспитатель
Выстраивание диалогической тактики партнерства между педагогами дошкольных учреждений и родителями — задача, требующая не только организационных усилий, но и глубокого понимания психолого-педагогических нюансов. Ключевым элементом этой задачи является создание особой формы общения между родителями и воспитателями — доверительного делового контакта. Однако на практике педагогам ДОО не всегда удается эффективно наладить партнерские отношения с родителями воспитанников. Препятствия во взаимодействии между педагогами и семьями детей вызываются целым рядом причин, создавая непростые барьеры на пути к взаимному пониманию и сотрудничеству. Какие же трудности возникают в общении педагога и родителя? 1. Недоверие со стороны родителей: родители могут испытывать недоверие к педагогам, основанное на предыдущем негативном опыте, стереотипах, или же просто на недостатке информации о работе ДОО. Это недоверие может проявляться в отсутствии открытости, нежелании участвовать в мероприятиях и сомнениях в профессионализме педагогов. 2. Отсутствие мотивации к сотрудничеству: не всегда родители осознают важность и пользу от сотрудничества с ДОО. Они могут быть заняты своими делами и считают, что воспитание ребенка целиком лежит на плечах педагогов. Такое отношение может привести к пассивности, нежеланию участвовать в совместных проектах и отсутствию интереса к жизни ребенка в ДОО. 3. Естественное сопротивление родителей: любые изменения в жизни ребенка могут вызывать у родителей сопротивление. Это может быть связано с тревогой за ребенка, боязнью "потерять контроль" над его развитием, или же с просто нежеланием изменять устоявшиеся привычки. 4. Потребительское отношение к дошкольному учреждению: некоторые родители рассматривают ДОО как просто место, где их ребенок проводит время в отсутствие взрослых. Они не считают необходимым участвовать в жизни ДОО, игнорируют предложения педагогов о сотрудничестве и ограничиваются формальным выполнением требований учреждения.
Почему возникают эти трудности? 1. Неумение педагога передать свои знания взрослым. Педагоги не всегда готовы к диалогу с родителями в формате партнерства. Они могут перегружать родителей информацией, использовать специальную терминологию, не учитывать различия в образовательном уровне родителей и их ожиданий. 2. Нескоординированность и разобщенность специалистов ДОО. Если внутри учреждения нет единого подхода к взаимодействию с родителями, это может создавать путаницу и недоверие. Разные педагоги могут использовать разные стили общения, что приводит к несогласованным действиям и негативно сказывается на общей атмосфере взаимодействия. 3. Функциональная загруженность, внутренняя тревожность. Педагоги часто перегружены работой, что может ухудшать их способность к эффективной коммуникации. Внутренняя тревожность, опасения за свою профессиональную компетентность и неуверенность в себе также могут мешать педагогу строить доверительные отношения с родителями. 4. Барьеры непонимания между взрослыми. Существуют различные барьеры непонимания, которые могут возникать в общении между педагогами и родителями. а) Фонематический барьер: связан с невнятной речью, чрезмерной жестикуляцией, использованием жаргонов, непонятными словами или неправильным произношением. б) Семантический барьер: возникает из-за использования специальной терминологии, научных понятий, которые не понятны родителям. в) Стилистический барьер: проявляется в несоответствии словесной формы эмоциональному содержанию. Например, несовпадение тона голоса с содержанием высказывания. г) Логический барьер: возникает из-за неправильных или неразделяемых логикой аргументов собеседника.
Как преодолеть эти трудности? 1. Стройте открытый диалог; 2. Развивайте коммуникативные навыки; 3. Уделяйте внимание информированию родителей; 4. Организуйте совместные мероприятия; 5. Используйте инструменты психологического сопровождения; 6. Создавайте единую политику в доу по взаимодействию с родителями:** Все члены педагогического коллектива должны придерживаться единого подхода к работе с родителями, чтобы избежать путаницы и недоразумений.
Взаимодействие между педагогами и родителями — это ключевой фактор успешного развития ребенка в дошкольном возрасте. Создавая атмосферу доверия и взаимопонимания, мы создаем основу для гармоничного и эффективного образовательного процесса.
Умение общаться с рассерженным взрослым: ключевой навык для педагога дошкольного учреждения В современном мире, где взаимодействие с родителями играет все более значимую роль в воспитании детей, умение педагога дошкольного учреждения справляться с гневом взрослых является одним из ключевых навыков профессиональной компетенции. Не секрет, что работа с маленькими детьми предполагает тесное общение с их родителями. И хотя в большинстве случаев взаимодействие проходит гладко, бывают ситуации, когда родитель приходит в дошкольное учреждение в состоянии эмоционального возбуждения. Первое и самое важное – это сохранять спокойствие. Ответ гневом на гнев только усугубит ситуацию, выведя ее из-под контроля. Вместо того, чтобы поддаваться эмоциям, важно проявить уважение к собеседнику и показать, что вы готовы его выслушать. Какие же конкретные шаги может предпринять педагог, чтобы справиться с конфликтной ситуацией? Начать стоит с того, чтобы признать факт существования раздражения у собеседника. "Вижу, что вы рассержены. Давайте попробуем разобраться в ситуации." Предоставить возможность выговориться. Слушайте внимательно, не перебивая. Это позволит вам понять суть проблемы и найти точки соприкосновения. Важно также обозначить границы, в рамках которых вы готовы общаться. Например: "Я готов вас выслушать, но я не стану терпеть оскорбления." Предложить практическую помощь. В зависимости от ситуации, предложите собеседнику действия, которые помогут ему успокоиться. Например, предложите стакан воды, возможность присесть или просто перевести дыхание. В случае возникновения конфликта, не оставляйте ситуацию без внимания. На следующий день встретьтесь с родителем и подтвердите, что отношения восстановлены. Постоянное напряжение от общения с родителями и детьми может привести к эмоциональному истощению. Это состояние, когда человек теряет интерес к работе, испытывает эмоциональную пустоту и становится менее отзывчивым.
Как же построить долгосрочные партнерские отношения между дошкольным учреждением и семьей? 1.Регулярное информирование. 2.Проведение открытых мероприятий. 3.Создание группы поддержки.
Такой подход способствует более тесному контакту с родителями, превращая их в единомышленников, что делает педагогический процесс более эффективным. Основным результатом этой диалогической тактики становится активная позиция родителей в воспитании, их готовность пересматривать свои установки, которые передаются детям.
Список литературы
1.Давыдова О., Майер А. Детский сад - семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 5. - С. 52 - 55. 2.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 60 - 68. 3.Костогладова А.Ю. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей [Электронный ресурс]: http://www.neuch.ru/referat/175316.html 4.Калина М. А. Родительское собрание в нетрадиционной форме // Практика управления ДОУ. - 2012. - № 6 (10). - С. 29 - 32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
Включение родителей в образовательный процесс ДОУ;Объединение усилий по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста;Психолого-педагогическое просвещение родителей....
«Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
Рассмотрены технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада...
Статья «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важней...
Консультация для родителей «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей являются партнерские отношения. Партнерство – это определенная форма взаимодействия, сот...
Методическая консультация для родителей «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
17.11.2020г. в МАДОУ ЦРР - д/с №24 "Сказка" была проведена методическая консультация для родителей «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада...
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА
Согласно ФОП ДО одной из главных задач взаимодействия педагогов с семьями является вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс. В связи с этим, каждый педагог в своей педа...
"Эффективные формы построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада"
выступление на педагогическом совете...