ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА
методическая разработка (старшая группа)
Согласно ФОП ДО одной из главных задач взаимодействия педагогов с семьями является вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс. В связи с этим, каждый педагог в своей педагогической деятельности стремится так выстроить свою деятельность, чтобы решить эту задачу. Многие молодые педагоги, особенно только что пришедшие в профессию после окончания профессионального учебного заведения, встают перед вопросом: с помощью каких педагогических технологий можно сделать сотрудничество с родителями эффективным, как правильно доносить до родителей нужную информацию, чтобы получить от всех обратную связь, как привлечь родителей к участию в жизни детей в детском саду. Чтобы решить данные проблемы, можно использовать такой инструмент развития ребенка дошкольного возраста, как говорящую среду.
Под говорящей средой педагоги дошкольного образования подразумевают такой способ построения образовательной среды, которая выполняет такие функции: мотивации, обучения, воспитания и развития детей и взрослых. Данная среда зачастую создается усилиями детей и педагогов и позволяет проявить свою «сущность» детям и взрослым, четко обозначить свою позицию, высказаться, в то же время используя элементы развивающего пространства. (2 слайд)
И тут появляется интересный вопрос: какие интерактивные инструменты предлагает «говорящая среда» для взаимодействия с родителями дошкольников? Одним из инструментов интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса является информационная доска. Ее цель заключается в том, чтобы дать родителям советы, рекомендации, предупредить о возможных опасностях в жизни. Мы с детьми оформили доску по теме «Безопасность на воде»: каждый ребенок нарисовал рисунок в качестве ответа на вопрос, почему нужно соблюдать правила безопасности на воде. (3 слайд)
В нашем детском саду прошла акция «Письмо солдату», в которой приняли участие как родители, так и их дети, узнав о ней посредством информационного стенда. Дошкольники нарисовали рисунки, родители написали добрые слова и пожелания солдатам, которые защищают всю нашу страну. Также, мы приняли участие в акции по сбору макулатуры «Ветераны и дети фронту!» Все вырученные средства, полученные в период проведения акции, перечислены на счет, открытый для помощи солдатам СВО. (4-5 слайд)
Наши родители всегда прислушиваются к рекомендациям воспитателей, касающихся развития детей. В данном случае ребенок под контролем матери отрабатывал навык аккуратного раскрашивания рисунков. (6 слайд)
В честь осеннего праздника в нашей группе прошла выставка творческих работ «Осень глазами детей». Каждая семья подготовила работу. Делая работу вместе с родителями, ребенок разносторонне развивается, также происходит укрепление семейных уз. (7 слайд) Родители вместе с детьми приняли участие в конкурсе рисунков «Берегите природу!!!». На занятии по рисованию дети изображали любимое повышающее настроение семейное дело летом: употребление арбуза. (8 слайд)
Наши педагоги собственными руками создали макеты жилых комнат, куда поместили кукол, для того, чтобы дети играли в сюжетно-ролевую игру «Семья». Играя в нее, дети учились выстраивать гармоничные отношения с членами семьи, не ссориться и помогать друг другу. Например, дети играли в игру «Семейный обед», где папа помогал маме в приготовлении пищи. (9 слайд)
Играя в дидактическую игру «Семья - самое теплое место на земле!», мы побеседовали вместе с детьми о значимости семьи в жизни человека. Затем дети расположили членов семьи в семейном домике. Также мы проводили еще сюжетно-ролевую игру «Я садовником родился», в ходе которой каждый игрок выбирал себе имя – название цветка и сообщил это садовнику-водящему и другим игрокам. Здесь можно провести сравнение с семьей каждый цветок – это ребенок, а садовник – родитель. (10 слайд) У каждой семьи есть любимые семейные игры, которые проводятся и в детском саду: отгадывание загадок и другие. Мы придумали интересную игру «Слова», в которую можно играть как в детском саду, так и дома. Принцип игры простой: кто больше слов назовет на заданную букву, тот и победил. (11 слайд)
Зимой мы украсили групповой участок цветными льдинками. Получилось очень красиво, необычно, а, самое главное, дети вместе с родителями делали украшения своими руками, и это больше всего ценится. Также родители вместе с педагогами организовали детскую мини-лабораторию на участке для проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми. (12 слайд)
После окончания новогодних каникул в нашем детском саду прошел конкурс «Расскажи о своих праздничных днях», где каждая семья представила фотоколлаж о семейных праздничных днях.
В группе мы с детьми оформили центр дежурства, родители приобрели все необходимое для этого: фартуки, косынки, настенные стенды. Дети обучались навыкам дежурства в группе, и дома закрепляли полученные знания, помогая маме в домашних делах. (13 слайд)
Чтобы помочь детям раскрыться, выявить уникальные черты личности, мы попросили их раскрасить так майку, чтобы глядя на нее можно было рассказать о себе. Таким образом мы помогаем родителям лучше узнать своего ребенка, когда они будут рассматривать работу ребенка.
Также мы предложили детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Кукольный театр», закрепляя знания детей о формах проведения семейного досуга. В процессе этой деятельности проводилась ранняя профориентация, дети узнавали и закрепляли названия профессий работников театра: кассир, билетер, артист, гардеробщик и т.д. (14 слайд)
Интересной задумкой для родителей является такая: когда они приходят в сад забирать ребенка с внутренней стороны дверцы шкафчика весит подсказка для мам и пап о том, как продуктивно построить диалог. Задавая вопросы ребенку, указанные на шкафчике, мы побуждаем детей делиться впечатлениями о прошедшем дне, в то же время развивая их связную речь.
Таким образом, приёмы «говорящей» среды помогают организовать интерактивное взаимодействие с родителями дошкольников, вовлечь их в образовательный процесс, а в итоге – добиться главного целевого ориентира по ФГОС – всестороннего развития детей. (15 слайд)
Список использованных источников
- Большакова Е. Н. Говорящая среда как инструмент индивидуализации и организации самостоятельной деятельности детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/57432?ysclid=luqntcwmfs97663012 (Дата обращения 08.04.2024).
- Приходько И. П., Жигалова Т. Н. Вовлечение родителей в образовательный процесс: приемы «говорящей среды» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosprosvet.ru/material/pub_34665/?ysclid=luqnmr67ku530994312 (Дата обращения 08.04.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ".
Выписка из протокола №4.Заседание городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возраста....
Консультация «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
Включение родителей в образовательный процесс ДОУ;Объединение усилий по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста;Психолого-педагогическое просвещение родителей....
«Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
Рассмотрены технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада...
Статья «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важней...
Консультация для родителей «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей являются партнерские отношения. Партнерство – это определенная форма взаимодействия, сот...
Методическая консультация для родителей «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
17.11.2020г. в МАДОУ ЦРР - д/с №24 "Сказка" была проведена методическая консультация для родителей «Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада...
«Эффективные формы построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
Выстраивание диалогической тактики партнерства между педагогами дошкольных учреждений и родителями — задача, требующая не только организационных усилий, но и глубокого понимания психолого-...