«Эффективные формы построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
статья

Благодаря активному вовлечению семьи в жизнь детского сада мы создаём пространство для развития ребёнка, где и педагоги, и родители становятся партнёрами, разделяя ответственность за его воспитание и образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №25 компенсирующего вида»

«Эффективные формы построения

партнерских взаимоотношений

семьи и детского сада»

                                                                                                                               

                                                                                                                                  Подготовила:

                                                                                                                                воспитатель

Суранова А.В.

Мончегорск, 2024г.

Каждый дошкольник — маленький исследователь, который открывает для себя мир с радостью и удивлением. Наша задача — поддержать его в этом. Чем теснее будет контакт детского сада и семьи, тем комфортнее будет ребёнку и тем быстрее он будет развиваться. Сотрудничество с родителями играет ключевую роль в воспитании детей в дошкольном учреждении. Успех работы с детьми во многом зависит от организации взаимодействия с семьями.

Партнерские отношения между педагогами и родителями важны для объединения усилий в воспитании, создания атмосферы общности и повышения эффективности работы детского сада. Такое взаимодействие позволяет выстроить систему «родитель — ребенок — педагог».

Для эффективного сотрудничества важно продумать формы и методы работы с учетом задач и особенностей партнеров, чтобы активизировать участие родителей в жизни детей и детского сада.

Для успешного взаимодействия необходимо использовать как традиционные, так и новые формы работы с родителями.

Традиционные формы работы с родителями:

1.Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем: изучение специфики семьи, наблюдение за общением родителей с детьми, анкетирование. Благодаря индивидуальной работе можно наметить конкретные пути совместного воздействия на ребенка.

2. Беседа воспитателя с родителями — наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью, другими членами семьи. Цель беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

3.Консультации. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой — побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Консультации по своему характеру близки к беседам. Разница в том, что беседа — это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать им квалифицированный совет. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется потребностями взрослых, какие вопросы они задают, какие трудности испытывают. Консультацию также могут проводить специалисты: логопед, дефектолог, психолог.

4.Информационно-наглядные. Стенды - в них представлена ​​повседневная жизнь, расписание занятий, задачи и содержание воспитательной работы, а также запланированные или прошедшие мероприятия в группе: конкурсы, совместные проекты, выставки детско-родительских и детских работ, фотовыставки. Информационные листки могут содержать объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; информацию о событиях в детском саду; обсуждение текущих событий в группе;

рекомендации по проведению домашних занятий; благодарность добровольным помощникам. Памятки для родителей, папки-передвижки формируются по тематическому принципу: «Чтобы ваши дети не болели», «Занятия с детьми дома», «Роль отца в воспитании детей» и др. Папки-ширмы содержат краткие советы и рекомендации родителям по конкретным вопросам.

5.Родительские собрания – это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Практика показывает, что если педагоги творчески готовятся к собранию, активно привлекают к участию в нем родителей, приводят примеры организации жизнедеятельности детей в семьях, в группе, то оно проходит живо, интересно, результативно. Его участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. С целью большей заинтересованности родителей применяют новые формы проведения родительских собраний - круглый стол, викторина, квест. Например, круглый стол «Воспитываем маленького патриота», квест игра «Занимательное путешествие в страну игр».

Нетрадиционные формы взаимодействия:

1.Информация о группе, детском саде на сайте в Интернете.

2.Проектная деятельность носит характер сотрудничества воспитанников, педагогов, родителей и других членов семьи. Родители могут быть не только источниками информации, помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности.

Проекты:

2022 - 2023 год (средняя группа) - «Осень – чудная пора», «Удивительный мир животных», «Подводный мир», «Страна добрых дел», «Береза – русская красавица». 

2023 – 2025 год (старшая, подготовительная группы) – «Все профессии важны, все профессии нужны». В рамках проектной деятельности:

-Гости группы (родители о своих профессиях): «Профессии санитарной службы», «Контролер продукции цветной металлургии на КГМК»

-макет «КГМК»

 -выставка детско-родительских работ - рисунков «Кольская ГМК в рисунках детей»

-альбом «Профессии моих родителей».

3.Мастер-класс направлен на то, чтобы познакомить родителей с детскими играми, освоить методы семейного воспитания и навыки конструирования, научиться изготавливать игрушки и учебные пособия, организовывать развивающую среду.

Мастер-классы – это занятия, на которых родители и педагоги демонстрируют свои умения и навыки. В современном мире более актуально проведение мастер-класса родителями.

Мастер-класс «Я – исследователь», «Профессия – пекарь», фестиваль опытов и экспериментов в кругу семьи, в рамках Всероссийского урока «Эколята – молодые защитники природы» мастер-класс «Здоровая еда»: родители поучаствовали в домашнем кулинарном мастер-классе.

4.Участие родителей в тематических досугах, викторинах, квестах, развлечениях (с использованием современных IT-технологий).

5.Мероприятия выходного дня.

-проведение тимбилдинг квеста «В поисках волшебного сундучка»(с q-кодами)

-экскурсия в музей «Дети войны»

-мастер-класс «ЭкоМода – 2024»

-военно-патриотическая квест-игра «Зарница»

6. Вовлечение родителей в творческие конкурсы различного уровня, акции.

Конкурсы различного уровня: публикация авторского материала в журнале «Колокольчик+» в рубрике «Письма Чып-Чып», XVI Областной конкурс чтецов «Счастливое время с  Олегом Бундуром», XVIII Областной конкурс чтецов «Профессия, что всем дает начало», региональный фестиваль поэтического творчества по стихам Ольги Николаевны Пархоменко «Здравствуйте, дети!», XIX Областной конкурс чтецов «Если вместе, если дружно», Межмуниципальный конкурс «Старт в науку» МБОУ «ИМЦ», интернет-конкурс детских рисунков «Знакомьтесь, вот моя семья!» на базе МБДОУ №1 г. Апатиты, городской дистанционный конкурс «Пусть всегда будет мама!», посвященный Международному женскому дню 8 марта, открытый городской конкурс детского рисунка «Мир начинается с мамы», открытый городской конкурс детского рисунка «Мамой быть – больное счастье!», посвященный Дню матери, Всероссийский детский творческий конкурс «Мамино тепло», XXVII Международный конкурс детской рукописной книги «Все краски Севера»:  коллективная работа «Жемчужинки Заполярья», «История маленького ветерка», фестиваль детского художественного творчества «Дорога и дети», фестиваль детско-юношеского творчества «Рождественский перезвон», творческий конкурс поделок из бросового материала «Творю в стиле «Эко» ГОАУСОН «Мончегорский комплексный центр социального обслуживания населения», конкурс детских рисунков «Красота северной природы» межмуниципального фестиваля по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Мы живем в России!», творческий конкурс детского рисунка «Сохраним природу от лесных пожаров!» в рамках акций «Всемирные дни охраны окружающей среды» и Года семьи в России, Министерство финансов МО «Бюджет для граждан», конкурс «Работник финансового органа в прошлом, настоящем и будущем», конкурс детского экологического рисунка и плаката на тему: «Жизнь бездомных кошек и собак» в рамках проведения городской экологической акции «Неделя в защиту животных – 2023», конференция по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Поделись улыбкою своей» на базе МАДОУ №15 г. Апатиты, всероссийский творческий конкурс по экологическому воспитанию «Поколение ЭКО. Зеленая планета», общероссийский конкурс детских тематических рисунков «Разноцветные капли – 2023» Министерство труда и социального развития Мурманской области Конкурс фотографии «Семья Заполярья».

Акции:  «Дарите книги с любовью», «Покормите птиц зимой», Всероссийская военно-патриотическая акция «Верни герою имя», Международная экологическая акция «Неделя в защиту животных – 2023, 2024», Всероссийская акция «Память священна», приуроченная ко Дню памяти и скорби, Всероссийская акция «Нарисуй защитника Отечества», организованная государственным фондом поддержки участников СВО «Защитники Отечества» в преддверии празднования Дня защитника Отечества, Всероссийская акция «Крепка семья – сильна Россия» проекта «Мир возможностей» международного движения «Сделаем вместе».

Мероприятия ДОУ: выставка совместных работ родителей и детей (поделки из природного материала) «Чудеса осени», «Осенние фантазии"; семейный творческий конкурс «Новогодняя открытка»; творческий конкурс «Военная техника», посвященный празднику 23 февраля; творческий конкурс «Цветочная фантазия»; выставка рисунков «Мончегорск глазами детей», «Зимушка зима»; конкурс детско-родительских работ «Символ года 2024 в сказочных сюжетах»; разработка символики семейного спортивного клуба выходного дня «Стартуем вместе»; «Мы читаем стихи про Россию».        

7.Особой популярностью среди родителей пользуются дни открытых дверей - это возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия на ребёнка. День самоуправления: мастер-класс «Изготовление семейной фоторамки», викторина по сказкам А. С. Пушкина «В тридевятом царстве».

Таким образом, благодаря активному вовлечению семьи в жизнь детского сада мы создаём пространство для развития ребёнка, где и педагоги, и родители становятся партнёрами, разделяя ответственность за его воспитание и образование.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка "Эффективные формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников."

Особенности развития коммуникативной деятельности дошкольников..Формы и методы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников……………………………………………….....

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ «ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ – ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ»

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обе...

Прогулочные карты как эффективная форма организации прогулки в детском саду.

Прогулочные карты как эффективная форма организации прогулки в детском саду....

Консультация для педагогов. Эффективные формы взаимодействия семьи и детского сада

Дошкольная организация призвана помогать семье в вопросах воспитания и развития детей. Поэтому от согласованности действий родителей и педагогов зависит не только эффективность их взаимодействия, но и...

Эффективные формы работы по поддержке детской инициативы

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования, является поддержка детей в различных видах деятельности.Поддержка инициативы является также условием, необходимым для со...

«Эффективные формы работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы»

laquo;Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодн...

Статья "Дуальное обучение как эффективная форма наставнической деятельности в детском саду"

В статье раскрыта система дуального обучения, как форма наставнической деятельности и сопровождения студентов.Представлены некоторые технологии взаимодействия.Также раскрыт подход к проведению рефлекс...