Влияние на речевое развитие модельно- схематических средств.
материал

Птушкина Галина Анатольевна

 На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelno-_setaticheskie_shemy.docx440.45 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние на речевое развитие модельно- схематических средств.

 На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

- Употребление нелитературных слов и выражений.

- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

- Плохая дикция.

          Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

  Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Некоторые схематические средства для развития речи в ДОУ:

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. - блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

https://fs.znanio.ru/d5af0e/47/15/8d70954985ae2f9074b14febaf0c295c23.jpg

     Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.          

       На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

- пересказ;

- составление рассказов по картине и серии картин;

- описательный рассказ;

- творческий рассказ.

Опорные схемы. Помогают детям выделять главное, находить взаимосвязи. Они помогают ребёнку усвоить материал занятия, запомнить его, а затем воспроизвести.

 Области использования опорных схем:

-Пересказ художественных произведений. 

-Составление описательных рассказов.

- Составление рассказа по картине

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/12/11/s_61b4cd03036f6/phpcaTSaA_Tematicheskie-mnemotablicy_html_2fdf1d271cff5e67.jpg https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/k/kyfYPuq23igmvZ4rjcGWUshCJRdDTlKtB587LM/slide-25.jpg https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/03/17/k_58cc04a7806f7/img_user_file_58cc04a7e83b4_35.jpg

В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы).

Пиктограммы-  это знаки, отображающие важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений, чаще всего в схематическом виде. 

Picture background

Такой метод позволяет детям быстрее запоминать новые слова и применять их в построении фраз и предложений. Пиктограммы помогают ребёнку разобраться в последовательности событий и выстроить последовательность рассказывания.

Также с помощью пиктограмм можно изучать и запоминать эмоции. Для этого подготавливают картинки с разными эмоциями и чувствами. Задание — узнать то или иное состояние, дать ему название.

Некоторые этапы обучения работе с пиктограммами:

Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания. Ребёнку показывают пиктограммы и предлагают опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине.

Использование пиктограмм в работе с детьми по развитию речи https://avatars.mds.yandex.net/i?id=14283c959cf76eec1b7ef3413c811635_l-6503679-images-thumbs&ref=rim&n=13&w=800&h=800

Выбор нужной пиктограммы из ряда других. Из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый.

Конструирование фразы с помощью пиктограмм. Ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза.

Предметные картинки. Схематические (контурные, теневые) изображения знакомых предметов, животных, людей приучают детей мыслить, запоминать и соотносить форму, величину, цвет.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=c6645de81b648a548b5025d3471bd36c_l-5220420-images-thumbs&n=13

 Дидактические игры. Например, «Скажи какой?», «Угадай по описанию», «Чудесный мешочек» и т.д. Они помогают научить называть характеристики, признаки, качества, действия и многое другое.

Влияние модельно-схематических средств на речевое развитие заключается в следующем:

     Облегчает овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы чёткими, связными и последовательными.

    Помогает ребёнку самостоятельно определять главные свойства и признаки предметов и явления. Он устанавливает последовательность изложения этих факторов и удерживает в памяти эту последовательность, которая является планом описательного и творческого рассказов.

     Облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов. При этом включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы: дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

       Расширяет словарный запас. При активном использовании модельно-схематических средств у воспитанников обогащается круг представлений, растёт словарный запас.

      Развивает наблюдательность, внимание, память, воображение.      Упорядочиваются впечатления, которые дети получили при взаимодействии с внешним миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование "Применение модельно-схематических средств в конструктивной деятельности детей"

Объект исследования: Конструирование с детьми 4-5 лет. Предмет исследования: Развитие конструктивных умений на основе применения модельно-схематических средств в продуктивной деятельнос...

Влияние т«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»елевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников

laquo;Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свид...

Подготовка детей раннего возраста к играм-драматизациям и их влияние на речевое развитие детей.

Раннее детство – самая прекрасная пора в жизни человека, так как самые маленькие дети очень доверчивы, непосредственны, эмоциональны и охотно вступают с взрослыми в игровые действия. Самое перво...

Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»

С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных  технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...

Доклад к презентации "Стили воспитания в семье и их влияние на речевое развитие ребенка"

В докладе кратко, доступно изложена информация для родителей о стилях воспитания в семье. Описана их роль в речевом развитии ребенка....

Конспект мастер-класса в средней группе на тему: «Влияние на речевое развитие модельно – схематических средств»

Конспект мастер-класса в средней группе  на тему:«Влияние на речевое развитие модельно – схематических средств»      ПодготовилаВоспитательКоновало...