Доклад к презентации "Стили воспитания в семье и их влияние на речевое развитие ребенка"
консультация (старшая группа)
В докладе кратко, доступно изложена информация для родителей о стилях воспитания в семье. Описана их роль в речевом развитии ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelko_o._v._stili_vospitaniya_v_seme._ih_vliyanie_na_rechevoe_razvitie_rebenka.docx | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Стили воспитания в семье. Их влияние на речевое развитие ребенка
О.В. Неделько учитель-логопед МБДОУ «Д/с №6 «Малышка»
Добрый день, уважаемые родители. И поговорим мы сегодня о том, какие существуют стили воспитания в семье, где растет ребенок с нарушениями речи. (На слайде тема и цель выступления).
Общение в семье является наиглавнейшим условием развития речи ребенка дошкольного возраста. Если в семье наблюдаются дисгармоничные отношения между ее членами, то это в значительной степени скажется на формировании и развитии всей личности ребенка, и в частности на речевом развитии.
Обычно родители замечают только неправильное произношение, и очень редко обращают внимание на лексико-грамматическую сторону речи. Многие родители преувеличивают серьезность дефекта, а некоторые, наоборот, недооценивают всю серьезность ситуации.
В зависимости от того, как относятся к речевому дефекту родители, выделяют различные стили воспитания.
Может кто-то из вас знает, какие существуют стили семейного воспитания? (ответы родителей)
Давайте, посмотрим, какой стиль воспитания преобладает в вашей семье. Для этого я предлагаю вам заполнить анкету. (Анкета «Стиль воспитания в семье»)
Итак, каждый из вас определил, какой стиль воспитания преобладает в вашей семье. А теперь давайте рассмотрим каждый стиль более подробно. Как Вы уже поняли, существует три основных стиля воспитания детей в семье. Это:
1. Авторитарный стиль
2. Демократический стиль
3. Либерально-попустительский стиль.
Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью. Неумение сдерживать свой гнев и раздражение, холодность или отстраненность от проблем ребенка, перекладывает ответственность на других – вот главные средства этого стиля. Дети начинают испытывать страх перед родителями, чувствуют себя незащищенными. Все это может привести к внутреннему сопротивлению, которое проявляется в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.
Демократический стиль сочетает в себе поощрение и наказание, свободу выбора и ограничение, осознание не только прав, но и обязанностей. При демократическом стиле воспитания создаётся обстановка доверия между родителями и ребёнком. Ребенку четко поясняется для чего необходимо выполнить то или иное требование, способность решать конфликты на рациональном уровне способствует эмоциональной стабильности ребёнка, выработке тех качеств личности, которые позволят ему в будущем проще пройти социальную адаптацию.
Либерально-попустительский стиль воспитания отменяет наказания, порицания, нравоучения и требования. Родители предоставляют ребёнку все возможности для его развития. Рамки дозволенности расширены до крайних пределов. С ребёнка полностью снимается ответственность. Эти дети могут заниматься всем, чем только пожелают: смотреть телевизор, играть в телефон и компьютерные игры. Все это приводит, с одной стороны, к психической и эмоциональной перегрузке, а с другой стороны – к гиподинамии.
Кроме выше перечисленных стилей воспитания детей в семье существуют типы неправильного воспитания. Эти типы наиболее четко можно проследить в семьях, где растут и воспитываются дети с нарушениями в развитии. К таким типам относятся гиперпротекция и гипопротекция.
Гиперпротекция, или гиперопека - характеризуется чрезмерной опекой родителей, выражается в сверхзаботливом отношении к ребенку. Родители жалеют ребенка, балуют, оберегают его от трудностей и социального окружения, стремятся все выполнить за него, не отпускают ребенка от себя. В результате ребенок растет беспомощным, пассивным, безынициативным, безответственным, зависимым от взрослых, с заниженной самооценкой, не стремится общаться со сверстниками, что приводит к еще большему отставанию в развитии. Ребенок становится «удобным» для родителей и для общества.
И противоположенный тип воспитания – гипопротекция. Проявляется в недостатке внимания и заботы к ребенку. Родители не уделяют должного внимания, ребенок предоставлен сам себе. Это приводит к еще большему отставанию в развитии, появлению у ребенка неадекватных реакций. Дети в таких семьях чаще всего нежеланны. В результате одни дети замыкаются, отстраняются от своих родителей, ищут близкого человека среди чужих взрослых. Другие дети придумывают себе друзей, семью. Некоторые дети пытаются всячески понравиться своим родителям, ведут себя льстиво и угодливо, а при неудаче начинают обращать на себя внимание другими доступными способами – истериками, агрессией, грубостью.
А сейчас, давайте немного отвлечемся и рассмотрим несколько ситуаций, связанных со стилем воспитания в семье. (На слайдах появляются ситуации, вопросы к ним, идет обсуждение).
На этом мое выступление подходит к концу. И закончить его мне хотелось бы словами великого русского педагога Василия Александровича Сухомлинского «От того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Мы желаем вам успехов в воспитании, благодарю вас за сегодняшнее плодотворное сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "Влияние семьи на речевое развитие ребенка"
Даны рекомендации о том, на что следует обращать внимание при общении с ребенком дома....
Взаимодействие семьи и специалиста в коррекции речевого развития ребенка
Если ваш ребенок занимается с логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребе...
Взаимодействие семьи и специалиста в коррекции речевого развития ребенка
Если ваш ребенок занимается с логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей....
консультация для родителей "Влияние речевого окружения на раннее речевое развитие ребенка"
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка. Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, владеющими культурой ...
Влияние речевой среды на речевое развитие ребенка
Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насы...
Доклад " Влияние музыки на развитие ребенка"
Доклад " Влияние музыки на развитие ребенка"...