Главные вкладки
Конспект мастер-класса в средней группе на тему: «Влияние на речевое развитие модельно – схематических средств»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Конспект мастер-класса в средней группе на тему:
«Влияние на речевое развитие модельно – схематических средств»
Подготовила
Воспитатель
Коновалова О.Е.
Если ребенок молчит,
покажите ему картинку, и он заговорит».
Ушинский К. Д.
Актуальность
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
- связные высказывания короткие;
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности очень низкий.
- большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Цели мастер класса :
1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;
3. Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников.
Задачи мастер класса
Продемонстрировать модельно – схематические средства и методы, применяемые в работе с воспитанниками средней группы, а именно :
1) Методы, используемые при подготовке к обучению грамоте , которые позволят решить следующие задачи:
- познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;
- научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой
2) Методы, используемые при формировании лексико – грамматического строя речи, с помощью которых решаются следующие задачи:
- формировать умение анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка.
- осознавать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм,
- уточнять и обобщать понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков,
- способствовать расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
3) Методы, используемые при формировании связной речи, которые помогают:
- Расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности.
- Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Развивать умение наблюдать, видеть в наблюдаемых объектах части и признаки.
- Развивать наглядно-образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение.
Ход мастер – класса
Игры и упражнения, методы .
Разминка – демонстрация одного из стихотворений, разученного с помощью мнемотаблицы.
Раздел 1. Подготовка к обучению грамоте.
1. Веселый паравозик
Дети учатся делить слова на слоги (части слова). Для этого ладонь ставится под подбородок при произнесении слова. Сколько раз открылся рот, столько и слогов в слове.
Дошкольникам предлагается рассадить фигурки животных в соответствующие вагоны поезда: с одним окном — с одним слогом, с двумя окнами — с двумя слогами, с тремя окнами — с тремя слогами.
2. Куда перелетела пчелка?
Дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на карточке-схеме с помощью пчелки.
Дошкольникам предлагается карточка, разделенная на три части, и пчелка на магните. Воспитатель называет слова, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит пчела: если звук в начале слова — в первый квадрат, если в середине — во второй, если в конце — в третий.
Раздел 2. Формирования лексико-грамматического строя речи.
Метод моделирования предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
1. Кубы "Приставки" способствует умению различать по смыслу глаголы с общей корневой частью и разными приставками с помощью схемы на каждой грани куба. Задание: Ребенок, переворачивая куб, должен с помощью игрушки или сам выполнить действие по схеме (Собака подбежала, перебежала, забежала, отбежала, выбежала, убежала).
2. Кубы "Сосчитай-ка" помогает детям овладеть согласованием существительных с количественными числительными в роде, числе, падеже. Для этого на гранях куба изображены предметы (от 1 до 6). Задание: Дети, по очереди переворачивая куб, называют сколько предметов им выпало. Например: "У меня два шарика". Другой ребёнок: "А у меня пять машин".
3. Упражнение «Гараж»
Дети учатся употреблять в речи предлоги «на», «под» и другие, правильно строить предложение и соотносить предлоги со схемой.
Дошкольникам предлагается поставить машину относительно гаража
в соответствии со схемой , проговаривая то, куда едет машина.
4. Упражнение «Подбери действия»
Дети учатся подбирать слова, обозначающие действия, к предмету.
По три шага прошагать —
По три действия назвать:
Как с игрушками играть?
Раздел 3. Обучение связной речи.
В данном разделе широко используется мнемотехника.
В данном случае моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания (описание, сравнение двух объектов по схеме, пересказ, составление рассказов по картине и серии картин)
На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:
— усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;
- овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
— обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.
1. «Прогноз погоды». Детям предлагается составить рассказ о сегодняшней погоде по выбранным тематическим карточкам.
2. Упражнение «составь предложение по схеме». Предварительно нужно изучить с детьми схематические обозначения.
3. Загадки-описания (например , овощи – фрукты)
Дети учатся по признакам, описанным с помощью знаков, определять объект.
Дошкольникам предлагается по схеме (О/Ф – форма – цвет – вкус ) загадать загадку а остальным детям и догадаться, какой фрукт / овощ загадал ребенок
4. Рассказы по модели (описание, сравнение) (например, о животных)
Дошкольникам предлагается с помощью картинок составить рассказ «О животном» по мнемокарточкам.
Что ест – травоядное / хищник
Величина — большая
Цвет — рыжий
Мех — пушистый
Живет — в норе
Сравнительное описание 2х животных:
Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.
5. Волшебные картинки (пересказ)
Дети учатся осмысленно запоминать не только отдельные предметы, но и целые тексты.
Дошкольникам предлагается при прочтении сказки или рассказа разложить картинки-символы и, пользуясь записью, пересказать услышанное.
6. Игры с символами – заместителями. Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качества, действия; побуждают к активному участию детей высказывать своё мнение; формируют умение связно и последовательно описывать предмет.
Заместители в моделях могут быть по размеру, цвету, форме или смешанные. Могут быть с элементами движения (разыгрывания сказки). Также в более старшем возрасте модели могут составляться с детьми с использованием придуманных ими символов.
а) Игра «Овощной магазин» (смешанная модель, используются заместители как по форме, так по размеру и по цвету)
Предложить детям использовать для моделирования заместители – фигуры разных цветов и размеров.
При прочтении стихотворения «Овощи» Ю. Тувима (в переводе С.Михалкова) дошкольникам предлагается выбрать овощи, названия которых они услышат. В конце прочтения нужно попросить обосновать свой выбор.
б) Знакомство со сказкой «Репка» можно выбрать заместители по величине. В центр прикрепить бумажную репку, в угол шесть полосок разной длины, ребенок подбирает заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор: большая полоска – дедушка, полоска поменьше - бабушка, самая маленькая полоска - это мышка. Таким образом, в основе пересказа сказки «Репка» выступает наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой большой до самой маленькой).
Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки. Интересно, что если до проведения таких занятий большинство детей на вопрос «Кого надо пригласить, если мышка не поможет вытянуть репку?» – отвечали: «медведя, он сильный», то после моделирования большинство детей стали отвечать, что надо пригласить муху или комара, то есть дети начали следовать логике сказке.
Можно также предложить детям представить , что теперь полоски - герои сказки «Теремок» и предложить определить героев сказки в новых условиях.
7. Рассказ по сюжетной картине по теме «Зима»
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.
На практике "рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины. Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
1. выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
2. определение взаимосвязи между ними;
3. объединение фрагментов в единый сюжет.
В ходе мастер – класса мы продемонстрируем 3 приема при описании сюжетной картины на тему «Зима»
1) "Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.
2) Фрагментарное рассказывание по сюжетной картине «контрастная рамка»
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.
3) «Волшебное окошко». Педагог передвигает окошко по картине, обращая внимание ребенка на значимые моменты.
Предполагаемый результат
Эффективность проведенной работы подтверждают следующие результаты:
- Дети стали более активны в речевом общении, отвечают на вопросы, сами задают вопросы.
- Научились проявлять творческую активность, самостоятельность.
- Научились обследованию предметов, выделению их основных признаков.
- Научились составлять описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года.
- У детей улучшилась память, внимание стало более устойчивым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №185»
Конспект мастер-класса в средней группе №4 на тему:
«Влияние на речевое развитие модельно – схематических средств»
Подготовила
Воспитатель
Коновалова О.Е.
Воронеж
Декабрь 2024
Если ребенок молчит,
покажите ему картинку, и он заговорит».
Ушинский К. Д.
Актуальность
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
- связные высказывания короткие;
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности очень низкий.
- большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Цели мастер класса :
1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;
3. Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников.
Задачи мастер класса
Продемонстрировать модельно – схематические средства и методы, применяемые в работе с воспитанниками средней группы, а именно :
1) Методы, используемые при подготовке к обучению грамоте , которые позволят решить следующие задачи:
- познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;
- научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой
2) Методы, используемые при формировании лексико – грамматического строя речи, с помощью которых решаются следующие задачи:
- формировать умение анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка.
- осознавать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм,
- уточнять и обобщать понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков,
- способствовать расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
3) Методы, используемые при формировании связной речи, которые помогают:
- Расширять представления об окружающем мире, явлениях действительности.
- Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Развивать умение наблюдать, видеть в наблюдаемых объектах части и признаки.
- Развивать наглядно-образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свое суждение.
Ход мастер – класса
Игры и упражнения, методы .
Разминка – демонстрация одного из стихотворений, разученного с помощью мнемотаблицы.
Раздел 1. Подготовка к обучению грамоте.
1. Веселый паравозик
Дети учатся делить слова на слоги (части слова). Для этого ладонь ставится под подбородок при произнесении слова. Сколько раз открылся рот, столько и слогов в слове.
Дошкольникам предлагается рассадить фигурки животных в соответствующие вагоны поезда: с одним окном — с одним слогом, с двумя окнами — с двумя слогами, с тремя окнами — с тремя слогами.
2. Куда перелетела пчелка?
Дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на карточке-схеме с помощью пчелки.
Дошкольникам предлагается карточка, разделенная на три части, и пчелка на магните. Воспитатель называет слова, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит пчела: если звук в начале слова — в первый квадрат, если в середине — во второй, если в конце — в третий.
Раздел 2. Формирования лексико-грамматического строя речи.
Метод моделирования предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.
1. Кубы "Приставки" способствует умению различать по смыслу глаголы с общей корневой частью и разными приставками с помощью схемы на каждой грани куба. Задание: Ребенок, переворачивая куб, должен с помощью игрушки или сам выполнить действие по схеме (Собака подбежала, перебежала, забежала, отбежала, выбежала, убежала).
2. Кубы "Сосчитай-ка" помогает детям овладеть согласованием существительных с количественными числительными в роде, числе, падеже. Для этого на гранях куба изображены предметы (от 1 до 6). Задание: Дети, по очереди переворачивая куб, называют сколько предметов им выпало. Например: "У меня два шарика". Другой ребёнок: "А у меня пять машин".
3. Упражнение «Гараж»
Дети учатся употреблять в речи предлоги «на», «под» и другие, правильно строить предложение и соотносить предлоги со схемой.
Дошкольникам предлагается поставить машину относительно гаража
в соответствии со схемой , проговаривая то, куда едет машина.
4. Упражнение «Подбери действия»
Дети учатся подбирать слова, обозначающие действия, к предмету.
По три шага прошагать —
По три действия назвать:
Как с игрушками играть?
Раздел 3. Обучение связной речи.
В данном разделе широко используется мнемотехника.
В данном случае моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания (описание, сравнение двух объектов по схеме, пересказ, составление рассказов по картине и серии картин)
На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:
— усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;
- овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
— обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.
1. «Прогноз погоды». Детям предлагается составить рассказ о сегодняшней погоде по выбранным тематическим карточкам.
2. Упражнение «составь предложение по схеме». Предварительно нужно изучить с детьми схематические обозначения.
3. Загадки-описания (например , овощи – фрукты)
Дети учатся по признакам, описанным с помощью знаков, определять объект.
Дошкольникам предлагается по схеме (О/Ф – форма – цвет – вкус ) загадать загадку а остальным детям и догадаться, какой фрукт / овощ загадал ребенок
4. Рассказы по модели (описание, сравнение) (например, о животных)
Дошкольникам предлагается с помощью картинок составить рассказ «О животном» по мнемокарточкам.
Что ест – травоядное / хищник
Величина — большая
Цвет — рыжий
Мех — пушистый
Живет — в норе
Сравнительное описание 2х животных:
Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.
5. Волшебные картинки (пересказ)
Дети учатся осмысленно запоминать не только отдельные предметы, но и целые тексты.
Дошкольникам предлагается при прочтении сказки или рассказа разложить картинки-символы и, пользуясь записью, пересказать услышанное.
6. Игры с символами – заместителями. Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качества, действия; побуждают к активному участию детей высказывать своё мнение; формируют умение связно и последовательно описывать предмет.
Заместители в моделях могут быть по размеру, цвету, форме или смешанные. Могут быть с элементами движения (разыгрывания сказки). Также в более старшем возрасте модели могут составляться с детьми с использованием придуманных ими символов.
а) Игра «Овощной магазин» (смешанная модель, используются заместители как по форме, так по размеру и по цвету)
Предложить детям использовать для моделирования заместители – фигуры разных цветов и размеров.
При прочтении стихотворения «Овощи» Ю. Тувима (в переводе С.Михалкова) дошкольникам предлагается выбрать овощи, названия которых они услышат. В конце прочтения нужно попросить обосновать свой выбор.
б) Знакомство со сказкой «Репка» можно выбрать заместители по величине. В центр прикрепить бумажную репку, в угол шесть полосок разной длины, ребенок подбирает заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор: большая полоска – дедушка, полоска поменьше - бабушка, самая маленькая полоска - это мышка. Таким образом, в основе пересказа сказки «Репка» выступает наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой большой до самой маленькой).
Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки. Интересно, что если до проведения таких занятий большинство детей на вопрос «Кого надо пригласить, если мышка не поможет вытянуть репку?» – отвечали: «медведя, он сильный», то после моделирования большинство детей стали отвечать, что надо пригласить муху или комара, то есть дети начали следовать логике сказке.
Можно также предложить детям представить , что теперь полоски - герои сказки «Теремок» и предложить определить героев сказки в новых условиях.
7. Рассказ по сюжетной картине по теме «Зима»
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.
На практике "рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины. Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
1. выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
2. определение взаимосвязи между ними;
3. объединение фрагментов в единый сюжет.
В ходе мастер – класса мы продемонстрируем 3 приема при описании сюжетной картины на тему «Зима»
1) "Оживлялки” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции.
2) Фрагментарное рассказывание по сюжетной картине «контрастная рамка»
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.
3) «Волшебное окошко». Педагог передвигает окошко по картине, обращая внимание ребенка на значимые моменты.
Предполагаемый результат
Эффективность проведенной работы подтверждают следующие результаты:
- Дети стали более активны в речевом общении, отвечают на вопросы, сами задают вопросы.
- Научились проявлять творческую активность, самостоятельность.
- Научились обследованию предметов, выделению их основных признаков.
- Научились составлять описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года.
- У детей улучшилась память, внимание стало более устойчивым.