Исследование "Применение модельно-схематических средств в конструктивной деятельности детей"
опыты и эксперименты по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему
Объект исследования:
Конструирование с детьми 4-5 лет.
Предмет исследования:
Развитие конструктивных умений на основе применения модельно-схематических средств в продуктивной деятельности. Методы исследования:
Анализ.
Педагогический эксперимент.
Анализ детских работ.
Анализ данных.
Экспериментальная база:
МАДОУ « Детский сад №33 комбинированного вида».
Опытно- экспериментальная работа проводилась с детьми средней группы в количестве 16 человек. (с марта по май месяц).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 993.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение модельно-схематических средств в конструктивной деятельности дошкольников. Парфилова Ольга Петровна. Воспитатель 1 категории. Стаж работы 25 лет. МАДОУ «Детский сад №33 комбинированного вида». Казань 2015 г. Содержание. 1. Введение. 2. Организация теоретического и практического исследования. 3. Выводы. Рекомендации воспитателям. Литература. « Авторская разработка»
Объект исследования: Конструирование с детьми 4-5 лет. Предмет исследования: Развитие конструктивных умений на основе применения модельно-схематических средств в продуктивной деятельности. Методы исследования: Анализ. Педагогический эксперимент. Анализ детских работ. Анализ данных. Экспериментальная база: МАДОУ « Детский сад №33 комбинированного вида». Опытно- экспериментальная работа проводилась с детьми средней группы в количестве 16 человек. (с марта по май месяц).
Введение. Одно из любимых занятий детей является конструирование. Создает основу для всестороннего воспитания дошкольника и повышает уровень подготовки к школьному обучению, в процессе развиваются сенсорные и умственные способности, конструктивно-технические умения: соединять детали, складывать бумагу или делать перекрытия. Формируется умение рассматривать, анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять общее и различное, делать обобщение, творчески мыслить. Анализировать условия задачи, поставленной взрослым, поиск способов ее решения подводят к учебной цели, учат планировать. Контролировать. Организовывать свою деятельность. Конструирование дает возможность знакомства дошкольников со свойствами геометрических тел и пространственных отношений, в речи появляются термины и понятия: куб, конус, цилиндр, пирамида. Дети начинают видеть месторасположение, направление движения. Все это позволяет воспитывать личные качества: трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе. Изготовление игрушек, поделок, макетов…формирует умение доставлять радость окружающим, помогает формировать эстетическое отношение ребят к тому, что они делают и видят. Воспроизведение, например, архитектурных исторических строений, развивает художественный вкус, развивает кругозор об окружающем мире, знакомит с историей родного края. Изготовление поделок из природного материала формирует особое отношение к окружающему. Дети замечают красоту природы, окраску, причудливые формы растений.
Задачи исследования: 1.Выяснить возможности усвоения детьми знаний, способов, необходимых для подготовки их к школьному обучению по новым программам. 2. Определить наиболее эффективные пути обучения, при которых усвоенные знания создают основу для формирования творческих компонентов мышления, подготавливают к деятельности в различных областях. 3. Учитывая уровень развития мышления детей, создать условия для более легкого перехода от наглядного-образовательного мышления к абстрактному. 4. Изучения особенностей применения схем в конструктивной деятельности в средней дошкольной группе, проверка полезности и целесообразности такого пути обучения. В чем заключается значение использования модельного образца в конструктивной деятельности. На эффективность использования образца в конструктивной деятельности указывал А.Р.Лурия. Он отмечал, что в модельном образце, невидно ничего кроме общего контура. Это ставит в необычные условия самостоятельно –творческую деятельность и способствует повышению и развитию творческого мышления. В экспериментах он использовал объемный образец. Этапы работы, задачи, трудности и решения каждого этапа а). После сообщения темы ( поделки), детям давала готовую схему, вычерченную на листе бумаги и предлагала сравнить схему с представленными реальными объектами. На данном этапе было два типа трудностей. Детям было нужно анализировать схематическое изображение и сложно представить реальные предметы для сравнения их со схемой, так как представления у детей развито еще недостаточно. На начальной стадии дети не справились с заданием, на следующем 5% из общего количества детей смогли выполнить. После нескольких подобных занятий они смогли самостоятельно построить по схеме и справились с заданием 85% детей и 15% испытывали трудности, с которыми впоследствии, занималась индивидуально. б). Наблюдение за построением созданием схемы: вычерчивала схему соответствий постройки на доске, дети воспринимали, как из частей создается общая схема, необходимого предмета, анализировали ее и сравнивали с предметом обучения, затем приступали к постройке. С заданием справились большинство детей 90% в). На следующем этапе работы, выставляла один и тот же предмет и на него заранее заготовленные индивидуальные схемы ( различные по величине). Изготовленные поделки детьми сравнивались, анализировались с имеющейся схемой. Дети привыкали к видоизмененным схемам одного и того же предмета. Это вносило в их работу творческую инициативу. г). Дальнейшая работа на применение детьми, усвоенных знаний, умений в понимании схемы, использовании в творческой деятельности. Каждому дошкольнику предлагала самостоятельно выбрать объект для поделки, начертить схему на доске, а затем изготовить игрушку. Сразу не все дети смогли начертить схему соответственно предмета. Было трудно заменить реальные части предмета схематически изображенными элементами. Не у всех детей в достаточной мере сформировались навыки графического изображения. В процессе соответствующей работы, упражнений, анализа, сравнении, были получены хорошие результаты 90% детей справились. д). Завершающим этапом исследования по конструированию поделок с применением схем было участие детей в «Мастерской по макетостроению», где появились большие возможности решить свои замыслы, показать умения конструировать, творчество, инициативу. Фото макета совместной работы с детьми «Кремль Казани» Выводы при сравнении развитости мышления у детей группы А и Б Главное различие в изготовлении поделок детьми этих двух групп состояло в особенностях их мыслительной деятельности. Дети группы А проявляли большое творчество, создавая поделки, самостоятельно анализировали особенности данного предмета, выделяли его элементы. Объединяли части в целое-результаты поделки. Детям группы Б сложно было спланировать свою работу по изготовлению той или иной поделки. Некоторые дети совершенно не могли справиться с данной задачей. Для организации их работы необходима была помощь воспитателя. Роль речи и связь ее с развитием мышления дошкольника. Речь является одним из показателей развития умственной деятельности дошкольника. Дети группы А, которые в развитии конструктивной деятельности находятся на такой стадии, по сравнению с группой Б и в мыслительной деятельности, и в развитии речи они также преобладают: делают выводы, воплощают данный замысел в реальный продукт, подробно называю не только материал для поделки, но и операции, которые необходимо было осуществить. В группе Б некоторые дети не смогли объяснить элементарные действия. У них не наблюдалось в объяснении обобщенных знаний, закономерностей, способов операций. Общие выводы по исследованию. Исследования подтвердили. Что применение схем дает положительные результаты для работы детей в предметной ситуации. Детям 4- 5 лет доступно применение модельно-схематических средств в процессе конструирования поделок. Систематическое применение схем дает эффективные результаты в изменении уровня мышления дошкольников.
Рекомендации воспитателям. 1). Непосредственно-образовательная деятельность дошкольников проходит в игровой форме. 2). Наглядные модели, схемы, рисунки применять после усвоения знаний о материалах, применяемых в поделках. 3). Вызывать у детей любопытство к конструированию, как интересному виду деятельности. 4). Систематически пополнять методическую копилку для занятий по конструктивной деятельности с детьми. 5). Сбор необходимого материала для детского творчества с привлечением родителей. 6). Вызвать интерес к домашнему экспериментированию с родителями. 7). Совместные игры с детьми: со строительным набором (конструкторами), игрушками.
Диагностика уровня сформированности творческой деятельности с применением схем и рисунков (на начало исследовательской деятельности). Экспериментальная группа в количестве 16 человек. Высший уровень 5%. Средний 55%. Низкий 40%. На конец исследовательской деятельности. Экспериментальная группа в количестве 16 человек. Высший уровень 85%. Средний 11%. Низкий 4%. Результативность. Была проведена в начале эксперимента диагностика уровня развития творческих способностей детей, выявлено, что с высоким уровнем 5% детей, со средним 55%, с низким 40%. Основной формой работы с дошкольниками выбрана непосредственно образовательная деятельность и дополнительно кружковая работа «Мастерская по макетостроению». Дети научились делать поделки из подручного, бросового материала, комбинированных с конструктором «Лего», деревянным конструктором, глядя на схемы хорошо ориентировались, планировали свою работу. Это доставляло радость как детям, так и воспитателю. Развитие творческих способностей на конец эксперимента в динамике выросло, что говорит об эффективности проведенной работы. Диагностические данные показали результат работы: высокий уровень составил 85%, средний 11%, низкий 4%. Улучшились показатели: внимание, умение слушать, находить способы решения задач.
Литература. 1.Организация экспериментальной деятельности дошкольника.
Г.Б. Горбашева, Н.В. Кузнецова, Т.А. Балакшина Москва 2005 г. 2. Построение графических моделей, как средство развития способности к наглядному моделированию. Л.А. Венгер 3. Комбинированное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом. А.И. Поддъяков. 4. Декоративно- прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. О.В. Корчинова. Ростов на Дону. 2002г. 5.Конструирование и ручной труд в детском саду Л.В.Куцакова Москва 1990 г. 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа саморазвития воспитателя II группы раннего возраста Шеиной Валентины Анатольевны на 2015-2016 год тема «Развитие конструктивной деятельности детей раннего возраста средствами игровых приемов»
Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета, его структуры и ст...
Программа профессионального саморазвития воспитателя 1 младшей группы "Развитие конструктивной деятельности детей 1 младшей группы средствами игровых приемов".
Программа профессионального саморазвития....
Опыт работы по теме «Техника «Оригами» как средство развития конструктивных способностей детей дошкольного возраста»
Опыт работы по теме «Техника «Оригами» как средство развития конструктивных способностей детей дошкольного возраста»...
ТИКО-моделирование как средство формирования навыков конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста
ТИКО-моделирование как средство формирования навыков конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возрастаАвтор: Пархоменко Лиана СергеевнаОрганизация: МБДОУ д/с 76 «Везелица»Нас...
Теоретическое основы использования неоформленных материалов как средства развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста
Теоретическое основы использования неоформленных материалов как средства развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности детей дошкольного возраста по средством Лего – конструирования
Картотека дидактических игр по развитию конструктивной деятельности детей дошкольного возраста по средством Лего – конструирования...
Статья "Робототехника как средство развития конструктивной деятельности детей в ДОУ"
Ребенок по своей природе – это маленький изобретатель и исследователь. Эта особенность, заложенная природой, которая особенно быстро реализуется и совершенствуется в конструировании, как излюбле...