План по самообразованию на 2023-2024 учебный год Тема: "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования развития дошкольников"
материал

Борисова Анжела Николаевна

Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_na_2023-2024.docx47.59 КБ

Предварительный просмотр:

1667840355600.jpg

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №75 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» муниципального образования

города Чебоксары – столицы Чувашской Республики

План по самообразованию на 2023-2024 учебный год

Тема: "Нейроигры - средство активизации межполушарного

взаимодействия и стимулирования развития дошкольников"

                                Воспитатель: Борисова Анжела Николаевна

                     первая квалификационная категория

Чебоксары, 2023

Актуальность.

Данное направление актуально в современных условиях ,т.к  в последнее время возросло количество детей  с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития, когнитивными нарушениями и даже аутизмом, возросло количество  детей посещающих ДОУ, которым неврологи ставят диагноз ММД, СДВГ, дефицит внимания. Одной из причин данных нарушений может быть несформированность межполушарного взаимодействия.

   Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что произошло? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.

   Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

   Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки. Поэтому я решила углублённо работать на эту тему.

    Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте 3-12 лет.

   Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.

 

Цель: изучение и использование нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками.

Задачи:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

-использовать современные технологии и методы работы с дошкольниками;

-познакомить детей с нейроиграми как мотивационной готовности к познанию и исследованию;

-активизировать познавательные и мыслительные процессы  дошкольников. 

С помощью нейропсихологических игр у детей сформируется:

•        Развитие памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;

•        Развитие межполушарного взаимодействия;

•        Повышение умственной работоспособности;

•        Оптимизация интеллектуальных процессов;

•        Совершенствование способности к концентрации внимания;

•        Стабилизация эмоционального фона;

•        Оптимизация мышечного тонуса, снятие телесных зажимов;

•        Оздоровление организма, мобилизация ресурсов;

•        Ребенок становится более самостоятельным и уверенным;

•        Лучше ориентируется в окружающем мире;

•        Повышается работоспособность;

•        Повышается развитие двигательной и пространственной сферы;

•        Повышается  самооценка ребенка;

•        Повышается развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания. 

Основные вопросы:

- изучение методической литературы по использованию нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений;

- актуальность применения в образовательном процессе с дошкольниками;

- цели и задачи нейропсихологических игр в обучении детей дошкольного возраста;

- этапы работы по внедрению нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в образовательный процесс;

- особенности нейропсихологических игр для детей дошкольного возраста;

- роль родителей в освоении с детьми нейропсихологических игр;

- изучение педагогического опыта других воспитателей, педагогов-логопедов, педагогов-психологов;

- внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста.

Этапы работы:

1. Изучение методической литературы

2. Обогащение предметно-развивающей среды

• Разработка картотеки «Нейропсихологические игры»

3. Взаимодействие с дошкольниками

• Подбор нейропсихологических игр в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

• Включение нейропсихологических игр в режимные моменты и образовательную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников.

• Работа с иллюстрированной картотекой.

4. Взаимодействие с родителями

• Индивидуальные и групповые консультации для родителей: «Что такое – нейроигры?» «Нейропсихологические игры– это просто и весело»

• Мастер-класс для родителей «Зарядка для ума и тела»

• Оформление стенда для родителей папками-передвижками: «нейроигры в повседневной жизни», «Что такое –нейропсихологические игры?»

• Помощь родителей в создании картотеки «Нейропсихологические игры»

5. Ожидаемые результаты

Для воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

-умение активизировать познавательные, социально-коммуникативные способности и умения;

- распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации образовательной деятельности.

Для воспитанников группы:

• Снижение тревожности детей

• Повышение стрессоустойчивости организма• Высокая способность к произвольному контролю

• Развитая координация движений, точное выполнение движений

• Высокая познавательная активность

• Развитые память, внимание, творческое мышление.

Первый этап (организационно-теоретический)

Период

Реализация

сентябрь – декабрь 2023г

изучение возможностей внедрения нейропсихологических игр и упражнений в образовательный процесс с дошкольниками;

анализ имеющихся условий, повышение квалификации, сбор информации

 

Второй этап (накопительно-практический)

январь 2024г. – март 2024г.

Практическое осуществление деятельности по внедрению нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений:

- Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление картотек с нейроиграми.

- Создание предметно-пространственной среды и оборудования для проведения игр и упражнений.

- Создание авторских нейроигр.

- Консультация для родителей “Нейропсихологические игры для детей”, «Польза нейропсихологических

упражнений для дошкольников».

- Консультация для педагогов «Что такое НЕЙРОИГРЫ?»

- Мероприятие для педагогов детских садов с использованием нейропсихологических игр.

Третий этап (заключительный)

апрель – май 2024г.

Осуществление распространения опытом.

Мастер-класс «Применение нейроигр в образовательном процессе».

Доклад о проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности.

Значение и виды кинезиологических упражнений. Презентация некоторых упражнений для практического использования на различных занятиях с детьми....

Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности

Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной деятельности...

Тема по самообразованию "Нейроигры - средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №97»               Тема по самообразова...

План по самообразованию "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"

Тема: "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"Актуальность.В современном обществе сложн...

Мастер - класс для воспитателей Тема: "Нейропрописи как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной активности у дошкольников"

Нейропрописи - уникальный комплекс веселых и познавательных упражнений, которые постепенно приучат дошкольника к правильному положению руки во время письма, усидчивости во время занятия. Упражнения по...

Отчет по самообразованию "Нейроигры как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования речевой активности у детей второй младшей группы"

Актуальностью моей темы по самообразованию является:В современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что ...