Конспект интегрированного занятия "В гости к хозяйке Медной горы"
методическая разработка (подготовительная группа)

Цель: Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с творчеством уральского писателя П. П. Бажова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие "В гостях у Хозяйки Медной горы"

Подготовительная группа

Цель: Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с творчеством уральского писателя П. П. Бажова.

Задачи:

Обучающие: Продолжать учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, характер поверхности, вес, температура, плавучесть.)

Развивающие: развитие памяти, внимания, мышления, связной речи.

Воспитательные: учить детей внимательно слушать ответы своего товарища, не перебивать его. Работать за столом, не мешая другим, также уметь работать в коллективе.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Да).

Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие в гости к самой Хозяйке Медной горы. Согласны? (Да).

Сегодня, когда я пришла на работу, то на столе я нашла вот что. (Показываю письмо). Послушайте, что написано в этом письме.

 «Здравствуйте ребята, я узнала, что вы собираетесь ко мне в гости, посмотреть мои сокровища. Но попасть ко мне не просто. Вы должны  пройти сложный путь и ответить на вопросы которые приготовили вам. За каждое правильно выполненное задание вы получите по камню самоцветному.  В помощь вам - карта.

Ну что ребята отправимся в путешествие? (Да).

Чтобы у нас все получилось, мы с вами должны встать в круг и сказать волшебные слова.

"Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся"

Когда ладошки наши касаются, душа с душою встречаются,

И сердце добром наполняется – так красота на земле рождается.

Воспитатель: Ну что готовы? (Да)

Итак первое испытание которое нам приготовила «Голубая змейка»

  Это «Продолжи пословицы» :

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

За морем теплее, а на родине светлее.

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужой сторонушке рад своей воронушке. 

Где кто родится, там и пригодится.

Нет на свете ничего краше, чем Родина наша. 

В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит.

Родина краше солнца, дороже золота.

Молодцы, знаете пословицы.

Воспитатель: И так смотрим на карту и отправляемся дальше в путь.

Воспитатель: А попали мы с вами ребята в гости к Бажова.

(на экране слайд с текстом, воспитатель читает).

А кто был самым знаменитым сказителем на Урале?

Павел Петрович не понаслышке знал о металле, руде, самоцветах, ведь его дед и отец были горнозаводскими мастерами. Он очень любил свой край, его природу. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам. Кто помнит, что такое сказ? Правильно. (сказ – это сказка на основе достоверных фактов, легенд с некоторым вымыслом).

П.П.Бажов много сказов подарил не только уральскому народу, но и всему миру.

Следующее задание: Отгадайте загадки по сказам Бажова.

1.Кто-то сидит у окошка в избушке, 
А маленький козлик стоит на опушке. 
Ударит копытцем - каменья летят, 
И россыпи их под луною блестят. 
С козликом рядом кошка Муренка, 
И смотрит на них из окошка …….Даренка

2. «Змейка эта не ползает, как другие, а свернётся колечком, головку выставит, а хвостиком упирается и подскакивает, вправо от неё золотая струя сыплется, а влево чёрная-пречёрная». Кто это?

3.Как кукленка, девочка 
Спляшет вам с припевочкой. Появляется в огне. 
Как зовут? Скажи-ка мне. Огневушка – поскакушка.

4. «У большого камня женщина какая-то сидит: коса сизо- чёрная и не болтается, а ровно прилипла к спине, на конце ленты, не то красные, не то зелёные, сквозь косу просвечивают и позванивают будто листовая медь. А одежда у ней такая, что другой на свете не найдёшь. Камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить. И вокруг неё ящерок видимо- невидимо». Кто это? 

6."Малахитовая шкатулка": "Танюшка побегала много - мало по хозяйству и забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник, серьги повесила… "

Воспитатель: Молодцы  и с этим заданием справились.

И так в путь, смотрим на нашу карту, и мы с вами отправляем к «Серебрянному копытцу» и смотрим какое задание приготовила для нас.

А задние «Эксперименты»: (Дети проводят вместе с воспитателям опыты с камнями).

-Ну что, приступаем? Ребята! Перед вами на столе находятся разные предметы, думаю, вы все знаете, для чего они нам будут нужны. Так как мы сегодня с вами будем исследовать камни, обратите внимание на таблицу исследования камня и посмотрите на загадочные значки в таблице: (большую таблицу прикрепить к доске).

  1. Первый опыт: «Определение цвета и формы», 

вам нужно будет определить цвет и форму ваших камней, внимательно посмотрите, какой формы ваши камни и в пустой ячейке таблицы, нужно будет закрасить соответствующие изображения в нужный цвет. И помогут нам в этом наши… (глазки). Молодцы! Приступайте! Дети рассматривают камни. Опрос детей: дети называют признаки. Вызвать одного ребенка для заполнения таблицы. Вывод: камни бывают разной формы и цвета.

- Справились! Молодцы!

2) Второй опыт: «Определение характера поверхности».

 Нужно определить на ощупь, какие ваши камешки, гладкие или шероховатые? И в этом нам помогут наши…(пальчики). Молодцы! Дети ощупывают камни. Опрос детей: дети называют признаки. Вызвать второго ребенка для заполнения таблицы. Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. У вас все прекрасно получается! Умнички!

3) Третий опыт: «Рассматривание камней через лупу». 

Ребята, а для чего нужная лупа? ( чтобы лучше было видно, ведь она увеличивает в несколько раз). - Да, действительно, лупа - это увеличительное стекло и пригодится нам в нашем исследовании. Внимательно рассмотрите ваши камни и обязательно обратите внимание, есть ли на ваших камнях трещинки, крапинки, дорожки, выемки, дырочки, узоры? Дети рассматривают камни. Опрос детей: дети делятся своими исследованиями. Вызвать третьего ребенка для заполнения таблицы. Если есть - поставь плюс, если нет - минус. Вывод: исследуемые камни имеют трещинки, крапинки, выемки, узоры. Молодцы! Я очень довольна вашей работой!

4) Четвертый опыт будет заключаться в следующем:

 «Определение веса камней». У меня есть очень интересное предложение…на несколько минут стать весами я предлагаю … (вызвать ребенка). Ты согласен (а)? Скажи пожалуйста, а для чего нужны весы? ( чтобы взвешивать)… Правильно, мы с помощью весов может определять вес. Ну что, (имя ребенка) справишься? Ребенок кладет разные камни в руки и взвешивает их (несколько раз). Заполнить таблицу ( отметить, что камни бывают легкие и тяжелые). Вывод: камни бывают легкие и тяжелые. Молодцы! Мне очень нравится, как вы сегодня все работаете.

5) Переходим к пятому опыту: « Определение температуры».

-Ребята! Возьмите камень в руки и посмотрите, холодный он или теплый? Дети берут камни, определяют (камни холодные). А теперь подумайте, при каких условиях камень может стать теплым? (ответы детей - на солнышке, согреть в руках) .Правильно! Молодцы! Давайте все вместе попробуем согреть наши камешки в руке (греют). А теперь возьмем другой камень и сравним ( какой теплый, какой холодный). Молодцы! Вызвать пятого ребенка для заполнения таблицы. Закрасить двумя цветами круги (голубым - холодный камень, красным- теплый). Вывод: камни могут быть теплыми и холодными.

6)Шестой опыт: «Определение твердости».

Ребята, давайте сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожмем в одном кулачке пластилин, а в другом камень, что произойдет? (ответы детей). Я предлагаю проверить наши предположения. Проводят опыт.-Что произошло? (пластилин изменил форму, а камень нет).А почему так произошло? (ответы детей: пластилин мягкий, а камень твердый). Вот мы с вами определили еще одно свойство камней. Вывод: камни твердые. Вызвать шестого ребенка для заполнения таблицы. Галочкой отметить остался камень в своем первоначальном состоянии или изменился.

7) Переходим к седьмому опыту: «Определение плавучести».

Ребята, как вы думаете, а камни могут плавать на поверхности воды, или они тонут? (ответ детей). Сейчас мы с вами проверим это. Дети опускают камень в емкость и наблюдают. Обратить внимание детей на дополнительные явления - камень поменял цвет и стал ярче. Вынимаем камень ложечкой их емкости и вытираем салфеткой. Вызвать седьмого ребенка для заполнения таблицы. Выбрать правильный ответ. Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.

-Ребята, посмотрите на нашу таблицу. Проводя опыты с камнями и, заполняя таблицу, мы составили целый рассказ о камнях. Давайте подведем итоги нашего исследования. Для этого мне потребуются 2 помощника. Одеть детям шапочки бакалавра и подвести итоги:

1. «Определение цвета и формы»

Вывод: камни бывают разной формы и цвета.

2. «Определение характера поверхности»

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

3. «Рассматривание камней через лупу»

Вывод: исследуемые камни имеют трещинки, крапинки, выемки, узоры.

4. «Определение веса камней»

Вывод: камни бывают легкие и тяжелые.

5. «Определение температуры»

Вывод: камни могут быть теплыми и холодными.

6. «Определение твердости»

Вывод: камни твердые.

7. «Определение плавучести»

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.

Молодцы! Ребята, вы наверное немного устали работать в лаборатории и поэтому я предлагаю вам немного подвигаться.

Физкультминутка.

Мы шли, шли, шли (дети идут простым шагом)

Вход в пещеру мы нашли,

Но не знаем, как войти? (поживают плечами).

Постучали тук- тук- тук (стучат)

Где-то слышен странный звук ( поднести руки к ушкам)

Вдруг пещера отворилась (развести руки в стороны)

И хозяйка появилась (делают поклон)

Пригласила в гости нас (встают в цепочку)

Посмотреть Тигровый глаз.

По пещере мы идем (идут простым шагом),

Много камушков найдем.

Вот один, а вот другой (приседают и поднимают воображаемый камень)

А вот третий под ногой.

Мы в пещере побывали (останавливаются)

Много нового узнали,

Малахиты, изумруды

Так сияли, просто чудо (прикладывают ладошки к щекам)

Нас хозяйка проводила (идут цепочкой и машут на прощание)

На прощанье одарила (подставляют руки)

Много сказочных камней (перекладывают из ладошки в ладошку)

Для воспитанных детей (прижимают руки к груди).

на слайде появляется хозяйка медной горы , в руках у неё «Малахитовая шкатулка».

Хозяйка медной горы:

Молодцы, ребята! Я очень горжусь вами, что вы сегодня так хорошо поработали и за это я вам покажу свои владения и сокровища.

Презентация «Уральские самоцветы».

А затем дети рассматривают разноцветные камни, переданные в малахитовой шкатулке.

 Рефлексия.

  Воспитатель:

Дети, вам понравилось наше путешествие?

Ребята, какое задание было самым интересным? Какое задание вам показалось самым сложным? А какое было самым легким? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Потому что вы очень дружные, и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие. Угощайтесь сладкими камешками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "В гостях у Хозяйки Медной горы"

Интегрированное занятие с использованием регионального компонента «В гостях у Хозяйки Медной горы» предназначено для детей 6 – 7 лет.Оно способствует развитию речи, образного мышления посредство...

Конспект открытого комплексного занятия «В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с ЗПР

Конспект открытого комплексного занятия «В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с ЗПР ...

конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "В гости к Хозяйке Медной горы!"

Конспект интегрированного затнятия в подготовительной группе "В гости к Хозяйке Медной горы!"подготовила воспитатель 1 кв. категории  Васильева Татьяна Сергеевна  МБДОУ детский сад "Березка"...

Интегрированное занятие в старше-подготовительной группе «В гостях у Хозяйки Медной горы».

1.Формировать творческие и музыкальные способности детей дошкольного возраста.2. совершенствовать развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.3. Расширять представления де...

Конспект открытого интегрированного занятия на тему "В гостях у Хозяйки Медной горы"

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы...

Конспект ООД "В гости к Хозяйке Медной горы" по познавательному развитию

Занятие для детей подготовительной к школе группы. Можно использовать в качестве итогового по математике. Это интегрированное занятие с  художественно-эстетической направленностью....