Интегрированное занятие "В гостях у Хозяйки Медной горы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Гунбина Галина Владимировна

 

Интегрированное занятие с использованием регионального компонента «В гостях у Хозяйки Медной горы» предназначено для детей 6 – 7 лет.

Оно способствует развитию речи, образного мышления посредством театрально – игровой деятельности, стимулирует творческую активность детей, воспитывает любовь к малой родине. Занятие реализует не только учебные задачи образовательной программы, но и может выполнять консультационную роль при работе с родителями на предмет: «Развитие творческих способностей детей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc999 КБ

Предварительный просмотр:

Ребёнок – солнце, вокруг которого должны вращаться все средства образования.

                                        Дж. Дьюи

Интегрированное занятие

«В гостях у Хозяйки Медной горы»

Цель: 

 

Развитие речи и познавательных способностей детей средствами совместного творческого взаимодействия  ДОУ и семьи.

Задачи:

  • Упражнять детей в составлении творческих рассказов от собственного лица с опорой на схему.
  • Обогащать словарный запас детей образными выражениями, эпитетами.
  • Формировать  умения эмоционально и выразительно общаться, развивать фантазию и память, передавать образы персонажей посредством мимики, жестов, движений.
  •  Совершенствовать   интерес к художественному слову и театрализованной деятельности.
  • Воспитывать любовь к малой родине.

Оборудование:

  • Макет пещеры с куклой «Хозяйкой Медной горы» и «малахитовой» шкатулкой;
  • Выставка камней (более 30 видов натуральных камней),  изделий: броши, серьги, браслеты, статуэтки, картины;
  • Книги, открытки;  
  • Слайды  с изображением камней и украшений;
  • Аудиокассеты и диски с использованием произведений: Франц Шуберт «Аве Мария», А. Буренина «Коммуникативные танцы», Е. Поплянова  «Игровые танцы»;
  • Стихотворение  М.Я. Балашовой (февраль 2001 год);
  • Карта  России;
  • Схемы – помощницы;
  • Избушка деда  Коковани;
  • Маски: девочки, деда, кошки и «Серебряного копытца»;
  • Искусственные «камни – самоцветы»;
  • Музыкальный  центр.

Предварительная работа:

Накопление и активизация словаря по теме:

  • Воспитатели знакомят детей  с творчеством П.П. Бажова, читают и анализируют  его художественные произведения.
  • Групповое посещение  выставки «Симфония Уральского камня».
  • Дети совместно с родителями подбирают  материал на заданную тему.  С логопедом

составляют описательный    рассказ,  схематично изображая каждое предложение.

Музыкальный руководитель готовит  детей  к театрализованной деятельности:

  • Ведёт работу над развитием эмоциональной сферы и интонационной стороной речи в играх, сценическом действии.

Совместная работа педагогов и родителей:

  • Оформление выставки камней и изделий из камня.
  • Изготовление макета пещеры.

Ход занятия

Звучит музыка Франца Шуберта «Аве Мария», дети входят в зал. Их встречает Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, гости мои дорогие.

Вы узнали меня?

Ответы детей: Хозяйка медной горы.

Хозяйка Медной горы:  Правильно. Я – Хозяйка Медной горы. Как меня ещё называют?

Ответы детей: Каменной девой; Малахитницей, повелительницей  ящериц.

Хозяйка Медной горы: Совершенно верно.

Прибыла я к вам с Уральских гор, там владения мои и приглашаю вас в сказку дивную, изумрудную, Малахитовую.

Уральские горы, закаты, рассветы,

Черемух - рябиновый край,

Родыгиным в песнях Урал наш воспетый,

И мы воспоем наш Урал.

Солнце осушит алмазные росы,

Раскроют цветы лепестки,

Уральских камней драгоценную россыпь

Покажет "хозяйка горы".

Подводит детей к карте России. (Рисунок 1)

 Хозяйка Медной горы: Эти строки об Уральских горах. Давайте вспомним их месторасположение.

В каком направлении вытянуты Уральские горы?

Дети: С севера на юг: от берегов Северного Ледовитого океана на юг на тысячи километров. (Дети показывают указкой на карте расположение Уральских гор.)

Хозяйка Медной горы: Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли Русской», а знаете почему?

Дети: Потому что он  перепоясывает Россию.

Рисунок 1

Хозяйка Медной горы: Что значит, перепоясывает,  как вы понимаете это слово?

Ответы детей:  Уральские горы похожи на пояс, который делит Россию на две части.

Хозяйка Медной горы: А ещё  и потому, что раньше люди на Руси носили широкие пояса  и за этим поясом хранили деньги и драгоценности, то есть казну свою, своё богатство. Вот и в моих владениях – уральском поясе богатств не сосчитать. Каких только камней самоцветов у меня нет.

 

 В своё царство приглашаю и богатством удивлю.

Малахитом усыпаю и пещеру покажу.

Хозяйка Медной горы подводит детей к макету пещеры. (Рисунок 2)                

Рисунок 2

Вот и вход в мою пещеру изумрудную. При входе вас встречают ящерицы - подружки мои, помощницы  верные. Они - то и укажут путь – дорогу к  камням моим. Ну что, за ними?

Хозяйка горы приглашает детей на выставку камней. (Рисунок 3)

Хозяйка Медной горы: Давайте вспомним, какими камнями самоцветами богат наш Урал.

Об этом нам с  вами рассказывали в музее.

Дети: Селенит, малахит, пирит, агат, алмаз, кварц и т.д.

Хозяйка Медной горы: Полюбуйтесь и на мои камни:

Вот самый тяжёлый – свинец, а это кварцы.

Вот кварц «Волосатик». Посмотрите на свет, видите волосы внутри?

По легенде, богиня любви Венера, купаясь в горном источнике, потеряла прядь своих чудесных золотых волос. Обнаружила пропажу, когда наступила зима и вода замерзла вместе с волосами. Вначале Венера очень расстроилась. Но волосы в замерзшей воде выглядели так красиво, что богиня решила не забирать их, а чтобы никто не смог посягнуть на божественные   локоны, превратила лед в прозрачный камень. И с тех пор люди находят диковинный хрусталь, хранящий волосы Венеры.

                                                                Рисунок 3

Красивая  легенда?

Почти про каждый камень  создана легенда. Так люди пытались  объяснить  появление камней.

Жизнь человека на Урале связана с камнями: и характер, и силу сравнивали с ними и даже голос. Например:

Если голос звонкий, говорили как?

Дети: Серебряный голос.

Хозяйка Медной горы: Если глаза голубые?

Дети: Бирюзовые глаза.

Хозяйка Медной горы: Если человек сильный?

Дети: То у него стальные мышцы.

Хозяйка Медной горы: Ну, а если характер хороший?

Дети: Золотой характер.

Хозяйка Медной горы: А что ещё у человека может быть золотым? Как вы думаете?

Дети: Сердце (что значит - сердце золотое?), доброе, чуткое, внимательное….

Руки (что значит - руки золотые?) ….

Хозяйка Медной горы: Молодцы, мне понравились ваши ответы.

Теперь  вам я предлагаю пофантазировать.

Представьте, что вы камень. И о себе вы должны рассказать так, что бы вызвать интерес.

Вот послушайте мой рассказ:

Я  - яшма.

Цвет мой  красный, синий, зеленый, фиолетовый, белый и даже черный. Бываю одноцветной, но чаще  пятнистой или с разноцветными полосками.  

Ни один камень в мире не имеет такой полной палитры красок.

Я очень твёрдая, но если  откалываюсь, то создаю очень тонкие и острые режущие кромки.          

В настоящее время из меня делают  ювелирные украшения, скульптуры,  посуду, шкатулки и вазы.

Меня используют и в технике, я приношу пользу человеку.

Перед вами находятся камни и схемы – помощницы, по которым вы сейчас составите свои рассказы.

Дети демонстрируют свои рассказы, используя схемы – помощницы.

МАЛАХИТ (Приложение 1)

Я - малахит.

Я единственный в мире узорчатый  зелёный минерал.

В Древнем Египте меня измельчали в порошок и использовали для приготовления косметических и глазных мазей.

В Древнем Риме из меня вырезали детские амулеты.

В России -  мелкие декоративные предметы и украшения, в том числе и пуговицы.

Большими глыбами в Зимнем дворце отделаны Малахитовый и Георгиевский залы.

Я  защищаю от опасностей маленьких детей.

Если верить легендам, я  могу сделать человека невидимым, а тот, кто пьет из чаши, способен понимать язык животных.

Хозяйка Медной горы: Ребята, а что значит большие глыбы? Как вы понимаете?

Ответы детей:  Камни больших размеров, большие камни.

Хозяйка Медной горы: Малахит считается «русским камнем». В сказке П. Бажова «Хозяйка Медной горы» волшебница преподносит  Даниле – мастеру малахитовую шкатулку с дарами Уральских гор.

СЕЛЕНИТ, ГИПС, АЛЕБАСТР (Приложение 2)

 У меня много названий: селенит, гипс, алебастр.

Я   – прекрасный поделочный камень.

Очень мягкий, меня можно поцарапать ногтем.  

Именно с меня началось камнерезное искусство.

Я  белого и медового цвета!

Во мне  переливаются и солнечный луч, и электрический свет, которые проходят через мою матовую поверхность.

Я  считаюсь священным камнем.

Из меня  изготавливают круглые бусы или статуэтки с нежным натуральным переливом, различные фигурки и изделия.

Я приношу в дом доброту и радость.

Хозяйка Медной горы:  Что значит  камнерезное искусство?

Ответы детей:  Резьба по камню, много делают поделок из камня.

ПИРИТ (ЗОЛОТАЯ ОБМАНКА)  (Приложение 3)

Меня зовут Серный колчедан или золотая обманка, научное моё название - пирит.

Я  ярко-желтого золотистого цвета.

Без меня  не обходится ни одна коллекция минералов.

При нагревании на огне образую сероводород (газ с запахом тухлых яиц).

Боюсь ударов, но  достаточно тверд, способен царапать стекло. Древние люди  для высекания огня и искр ударяли мной о кремень.

Первые спички человека это я.

Из меня получают серную кислоту, которую используют для приготовления удобрений и взрывчатых веществ.

Хозяйка Медной горы: Ребята, почему народ называл пирит – золотой обманкой?

Ответы детей: При солнечном свете он  похож на золото.

Хозяйка Медной горы: А для древнего человека, что было важнее золото или пирит?

Ответы детей: Пирит, потому что использовали для высечения огня. Огонь нужен для жизни.

ЛАЗУРИТ (Приложение 4)

Я  мягкий и хрупкий минерал, легко обрабатываюсь и полируюсь.

Мой цвет от синего до голубовато-серого или зеленовато-серого, но больше всего я люблю  синий или сине-фиолетовый цвет.

Нет у меня прозрачности и яркого блеска.

Яркий и сверкающий на солнечном свету, становлюсь тёмным и мрачным при свечах и электрическом освещении.

Находят меня только очень высоко в горах.

Я очень дорогой камень.

В наше время из меня  делают различные украшения: кольца, броши, серьги, кулоны, бусы, шары и шкатулки.

Хозяйка Медной горы: Уважаемый лазурит, а какую пользу вы приносите человеку?

Ответы детей: Я самый богатый камень.

Хозяйка Медной горы: В древние времена лазурит называли сапфиром. Это очень красивый и дорогой камень.

Мы с вами прослушали ребят, рассказ о каком камне вас больше всего заинтересовал.

Ответы детей. Дети обосновывают свои ответы и выбирают самого лучшего рассказчика.

Хозяйка Медной горы: Молодцы ребята, вы хорошо поработали, у вас получились замечательные рассказы.

А сейчас мои ящерицы приглашают вас на игру «Мы в пещере побывали» (исполняется на мотив русской народной мелодии «Ах, вы сени»).

Дети под музыку  исполняют песню и в соответствии с текстом  выполняют движения.

Вход в пещеру мы нашли                             Дети идут простым шагом.

И как ящерки ползли.                                                                Двигаются вприсядку, разводят

Вы ползли                                                                 руками в стороны.

И мы ползли,

Вход в пещеру мы нашли.

По пещере мы идём                                Идут простым шагом.

И по камушку найдём.                        Приседают, поднимают

Вот один,                                                                «воображаемый» камушек правой рукой.

Вот другой,                                        поднимают левой рукой.

Потанцуем мы с тобой.                                                                Кружатся с вытянутыми в стороны ладошками.

                                                                «Кладут».

Мы в пещере побывали,                        Останавливаются,

Сталактиты увидали.                                Смотрят вверх.

Капля раз,                                                                Шлёпают правой ладошкой о левую ладошку.

Капля два,                                                                Шлёпают левой ладошкой о правую ладошку.

Сверху капает вода.                                                                Держат перед собой раскрытые ладони.

Из пещеры мы идём,                                Идут маршевым шагом 

Песню звонкую поём.                                и поют.

Ля-ля-ля,        

Ля-ля-ля,

Из пещеры мы идём.

(По окончании игры дети садятся на стульчики).

Хозяйка Медной горы: Мы с вами знаем, что про камни люди складывали легенды. А донёс события тех времён до нас Павел Петрович Бажов. С творчеством Павла Петровича Бажова мы с вами знакомы. В этом году ему бы исполнилось 130 лет.

С какими городами Урала была связана его жизнь?

Ответы детей.

Хозяйка Медной горы: Правильно. Ребята, давайте вспомним сказы П.П. Бажова.

Ответы детей: Малахитовая шкатулка, Каменный цветок, Хрупкая веточка, Две ящерки,

Огневушка – поскакушка.

 Хозяйка Медной горы: Вы ребята, одевайтесь и в героев превращайтесь. 

(Дети надевают маски и показывают отрывок из сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце».)

(Рисунок 4)        

                                                                                Рисунок 4

В избушке сидят Дарёнка и кошка Мурёнка. Дарёнка выглядывает в окно.

Дарёнка: Что–то деда Коковани уже два дня нет. Обещал быстро с лошадью вернуться. Наверное, завтра непременно будет.

Мурёнка: Правильно говоришь, правильно.

Дарёнка: Так хочется Серебряное копытце увидеть. Видела, как он по лужкам бегал, и рожки показал, и копытце. Не видела только, как он этим копытцем драгоценные камушки выбивает. В следующий раз видно покажет.

Мурёнка: Правильно говоришь, правильно.

Звучит сказочная мелодия, появляется Серебряное копытце, разбрасывает камушки. Приглашает Мурёнку и они исполняют польку (аудиокассета «Коммуникативные танцы А. Бурениной»).

Выходит  Кокованя, удивляется.

Кокованя:  Красота - то какая. Собрать бы надо богатство – то.

Собирает в шапку «самоцветы».

Дарёнка: Оставь, дедо, ещё завтра полюбуемся.

Кокованя: А ещё лучше пусть ребята соберут да гору самоцветную сделают, чтобы память об этом осталась.

Дети собирают рассыпанные «самоцветы» и аппликационным способом создают гору самоцветов.

Хозяйка Медной горы: Как вы работаете быстро да умело, всех бы вас взяла к себе в мастера.

Хранит Урал в своих горах преданья старины глубокой,

В дремучих пихтовых лесах озёра прячет синеокие.

Здесь каждый камень сказку знает и тихо шепчет песнь свою.

                                Рисунок 5

Вот и побывали вы у меня в гостях, полюбовались пещерой и самоцветами моими.

Пусть ваша гора останется мне на память, а вам я дарю шкатулку с камнями (сладкий сюрприз).

Серебряное копытце, ты ребяток посади и с собою увези.

До свидания.

Под музыку (диск «Игровые танцы» Е. Попляновой) дети «уезжают» на Серебряном копытце. (Рисунок 5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого комплексного занятия «В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с ЗПР

Конспект открытого комплексного занятия «В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с ЗПР ...

конспект занятия с элементами экспериментирования "В гостях у Хозяйки Медной горы" в подготовительной группе детского сада

Занятие для старших дощкольников по познавательному развитию, содержит элементы экспериментальной деятельности, что делает его более интересным и содержательным....

конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "В гости к Хозяйке Медной горы!"

Конспект интегрированного затнятия в подготовительной группе "В гости к Хозяйке Медной горы!"подготовила воспитатель 1 кв. категории  Васильева Татьяна Сергеевна  МБДОУ детский сад "Березка"...

Интегрированное занятие в старше-подготовительной группе «В гостях у Хозяйки Медной горы».

1.Формировать творческие и музыкальные способности детей дошкольного возраста.2. совершенствовать развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.3. Расширять представления де...

Комплексно-тематическое планирование«В гостях у Хозяйки Медной горы» (неделя Урала, уральские горы, сказы Бажова, культура и традиции нашего края, народы, животный и растительный мир Урала)

Воспитывать патриотические чувства, приобщать к культурному наследию родного края; формировать чувство гордости за свой родной край. Формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Б...

Конспект открытого интегрированного занятия на тему "В гостях у Хозяйки Медной горы"

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы...