Кружковая работа по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе
материал (средняя группа)

Алленова Наталья Федоровна

Пояснительная записка

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

 

    Воспитание-процесс, протяженный во времени. Будучи педагогически процессом, в качестве необходимого условия успешности, он предпочитает формировании определенных психологических по своей природе предпосылок и качеств. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостности личности, подлинно самостоятельной, способной создать собственное представление о своем жизненном пути и реализовать его в реальных условиях и обстоятельствах. При общении детей к традициям, истории культуре Отечества помогут детям расширить социальный и исторический кругозор ребенка, активно развивать речь, совершенствовать эстетический вкус.

    Средний дошкольный возраст должен быть сориентирован на:

    1. Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

    2. Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

    3. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

    Таким образом, применительно к ребенку 4-5 определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

    Актуальность проблемы

    Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

    Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье

    Цель - воспитать гуманную, духовно- нравственную личность, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, знающих историю своей страны.

    Задачи:

    - формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;

    воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите;

    - освоение ребенком общечеловеческих ценностей — культурных, моральных, социальных, лежащих в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам,

    - формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким,

    - формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

    Перспективный план работы

    № Тема Задачи Оборудование

    Октябрь

    1. «Жили – были дед и баба»

    - познакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, орудиями труда, одеждой);

    воспитывать интерес к русской бытовой культуре. Иллюстрации русской избы, домашней утвари, орудий труда. Мультимедийная презентация «Русская изба».

    2. «Теремок»

    - познакомить детей с традициями строительства избы (художественные и символические особенности, с ее внешним и внутренним убранством;

    воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, интерес к быту и обычаям России. Картинки и иллюстрации русской избы.

    Чтение сказки «Теремок».

    Аппликация «Домик».

    3. «Ой, вы, гости – господа»

    - познакомить детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях;

    - продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой: домашней утварью;

    воспитывать любовь к русской народной культуре. Мультимедийная презентация:

    «Правила поведения в гостях».

    Набор посуды, домашней утвари.

    4. «Чудесный сундучок» - закрепить названия и различия овощей; - развивать умение различать овощи по цвету, вкусу, величине и форме, наиболее распространенные в нашей местности: огурец, перец, помидор, репа, баклажан, свекла, капуста, Дидактическая игра «Определи на вкусу», свежие овощи, дидактические игры «Какой формы»«На что похоже».

    морковь;

    - формировать умение отгадывать описательные загадки, находить соответствующие отгадкам картинки.

    воспитывать интерес к устному народному творчеству, интерес и уважение к сельскохозяйственному труду.

    Ноябрь

    1. «Матрешка – красавица»

    -познакомить детей с русской деревянной игрушкой – матрешкой.

    -показать разнообразие видов данной игрушки.

    - формировать эстетический вкус. Набор матрёшек разных мастеров. Мультимедийная презентация«Вот она какая русская красавица». Шаблоны матрешек для пальчикового рисования, гуашь, салфетки.

    2. «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча».

    -продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа.

    -познакомить детей с русской печкой, предметами быта: кочергой, ухватом, чугунком, горшком. Рисование, конструирование из коробков «Русская изба» (спичечные коробки, клей, цветная бумага, пословицы о печке.

    3. «Волшебная дудочка» -познакомить детей с шумовыми инструментами: погремушкой, бубном, барабаном, колокольчиком, деревянными ложками.

    -воспитывать у детей интерес к народной мелодии. Погремушки, бубны, барабан, колокольчики, деревянные ложки, аудио плеер.

    4. «Баю – баю – баю – баю – бай, поскорее засыпай» -продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой.

    -познакомить с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и Картинки и иллюстрации с изображением люльки и колыбели. Сборник

    колыбельными песнями (объяснить назначение и особенности колыбельной песни).

    -воспитывать интерес к русской бытовой культуре, к устному народному творчеству. «Колыбельные песенки». Коляски для кукол.

    Декабрь

    1. «Веселые ложки»

    -продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой.

    -познакомить с предметами быта: деревянными ложками.

    -воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. Деревянные ложки разных мастеров.

    2. «Деревянная забава» -познакомить детей с филимоновской игрушкой.

    -вызвать у детей эмоциональный отклик, удовольствия от игры с ними. Иллюстрации, открытки филимоновской игрушки. Игра с глиняными свистульками, погремушками, зайчиками.

    3. «Фока воду кипятит и

    как зеркало блестит»

    -продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. -познакомить детей с русским самоваром и чаепитием на Руси.

    -воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. Самовар, чайная пара, сахар кусковой, картинки с изображением чаепития на Руси.

    4. «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» -познакомить детей с зимним праздником народного календаря: Новым годом.

    -рассказать детям об обычаях и обрядах (ряжение, гадание) на Новый год.

    -привлечь детей к изготовлению гирлянд и елочных Беседа на тему«Как раньше украшали ёлку и отмечали Новый год».

    Цветная бумага, клей, ножницы, трафареты, салфетки.

    игрушек к Новому году.

    -воспитывать интерес к русским народным праздникам, к обычаям России.

    Январь

    1. «Кто же в гости к нам пришел?» -познакомить детей с домовенком Кузей. Игрушка домовёнок Кузя. Видеоплеер, мультфильм «Домовёнок Кузя».

    2. «Пришла Коляда – отворяй ворота».

    -продолжать знакомить детей с зимними праздниками народного календаря: Рождеством, Святками.

    -воспитывать интерес к русским народным праздникам. Мультимедийная презентация: изображение гуляний и колядок.

    Хоровод с еловыми веточками.

    Февраль

    1. «Хозяйкины помощники».

    -продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа.

    -познакомить детей с «хозяйкиными помощниками» : ведрами, коромыслом, корытом, стиральной доской.

    -воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. Ведро, коромысло, корыто, стиральная доска. Чтение сказки «Федорино горе», рассматривание картинок к сказке.

    2. «Волшебная Дымка». -продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством.

    –расширять представления детей о народной игрушке.

    -познакомить с Дымковской игрушкойее характерными элементами и цветовой гаммой Дымковская игрушка: барышня, лошадка, наездник, индюк.

    росписи.

    3. «Глиняное чудо»

    (русская свистулька)

    -расширять представления детей о народной игрушке.

    - познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров.

    воспитывать интерес к русской глиняной игрушке. Картинки с изображением игрушек филимоновских мастеров.

    4. «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая».

    -продолжать знакомить детей с праздниками народного календаря – Масленицей. -рассказать детям об обычаях и обрядах (соломенной кукле – Масленице, угощение блинами, проводах зимы, встречи весны). -воспитывать интерес к русским народным праздникам. Соломенная кукла, блины, стихотворения о проводах русской зимы. Хороводы с колокольчиками, с платками.

    Март

    1. «Этот чудесный мир природы»

    -Расширить первоначальное представления о лесе, его обитателях.

    -Развивать логическое мышление.

    -Закрепить знания о домашних и диких животных, деревьях, птицах, о временах года.

    -Развивать интерес, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    -Дать понятие о нормах поведения в лесу. -Совершенствовать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

    Дидактическая игра

    «Когда это бывает?»;

    «Найди детёныша»

    Мяч, игрушка-персонаж Колобок, письмо, мультимедийное пособие.

    2. «Жаворонки» - формировать интерес к традициям своего народа. - воспитание художественного вкуса, любви к народному творчеству. Прослушивание аудиозаписи песенки – заклички «Жаворонок».

    Аппликация «Жаворонок».

    3. «Волшебные спицы». -познакомить детей с предметами обихода – со спицами и вязанием на них.

    -рассмотреть шерстяные изделия, рассказать о том, откуда берется шерсть (козья, овечья).

    -воспитывать интерес к русской бытовой культуре. Спицы вязальные, нитки, вязаные вещи.

    4. «Красная горка».

    -познакомить детей с весенним праздником народного календаря: Пасха.

    -рассказать о праздновании Пасхи, обычае на Пасху обмениваться крашеными яйцами, о праздновании последнего дня пасхальной недели – Красной горки.

    Расписные пасхальные яйца, картинки с изображением куличей. Мультимедийная презентация«Пасхальный праздник»

    Апрель

    1. «Берёза символ России» - расширить знания детей о берёзе, обратить внимание на использовании в хозяйственных целях. - воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Демонстрация картинок, открыток, фотографий. Рисование:

    «Русская берёзка».

    2. «Русская балалайка» -познакомить детей с музыкальным инструментом:

    русской балалайкой.

    -воспитывать у детей интерес к народной мелодии. Балалайка, аудиозапись игры на народных инструментах

    3. «Дружат дети всей земли» - формировать у детей понятие дружбы между людьми разных национальностей.

    - закреплять знания о разных национальностях. Подвижная игра под музыку «Чунга – Чанга». Презентация «Разные расы».

    4. «Шутку шутить – людей -познакомить детей с потешным фольклором – Книги со скороговорками.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе"С чего начинается Родина?"

    Данная разработка поможет организовать воспитателям работу по формированию социально-активной личности....

    Программа кружковой работы по нравственно -патриотическому воспитанию "Всезнайки"

    В настоящее время актуальность проблем, связанных с нравственно- патриотическим воспитанием детей, приобретает чрезвычайную значимость. Современные дети мало знают о родном городе, стране,...

    План работы кружковой работы по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе

    Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...

    План-программа кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию «Люби и знай родной край»

    Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностямЗадачи: Развивать интерес и уважение к истории, традициям и обычаям малой РодиныЗнакомить детей с культур...

    Отчёт по кружковой работе по духовно - нравственному воспитанию в средней группе «Если добрый ты»

    Духовно–нравственное развития детей дошкольного возраста определяется тем, что духовно–нравственное развитие – является одной из важнейших сторон воспитания личности ребенка. В насто...