Программа кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе"С чего начинается Родина?"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Короткова Елена Михайловна

Данная разработка поможет организовать воспитателям работу по формированию социально-активной личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе

«С чего начинается Родина ?»

                                                                      Составитель:

                                                                                 Короткова Е.М. воспитатель

Староюрьево 2014 г.

Пояснительная записка

       Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности со всем окружающим  и приумножать богатство своей страны.

         Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным тогда, когда освоена родная культура, включающая  много различных аспектов, традиций и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие.

         Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.

          Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами воспитывать будущего  гражданина своей страны.

          Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни, особенности языка и быта.

          Большая Родина всегда начинается с малой – своей семьи, двора, дома, детского сада, школы, речки расположенной рядом. Именно по этому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

         Чтобы дети хорошо знали свое прошлое, уважали культуру народа, своего края, знали историю  страны и своего села, создана эта программа.

          Программа предназначена для детей подготовительной группы и реализуется в течении одного учебного года.

Научное обоснование

       Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:

       - нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;

       - понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;

       - нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;

       - в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;

        - истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

Актуальность проблемы

         Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

         Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

         Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Цель программы

         - формирование социально-активной личности;

         - развитие чувства национальной гордости, гражданского достоинства;

         - воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его         защите.

Задачи :

- гармоническое развитие личности ребенка;

- формирование человека высоконравственного, развитого как интеллектуально, так и физически;

- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою малую родину.

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы ребенок должен:

- проявлять элементарный интерес к родному краю, русской культуре;

- знать загадки, считалки, уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами, делать соответствующее умозаключение.

- принимать осмысленное и активное участие в русских народных праздниках, знать некоторые их названия;.

- узнавать в произведениях былинных и сказочных героев;

- стремятся больше познать о своей стране, ее истории, природы.

     Ребенок должен уметь:

- применять полученные знания в добрых делах и поступках на благо родине;

- принимать активное участие в выставках, дискуссиях, различных видах деятельности.

Тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому, социально- личностному развитию в подготовительной группе ДОУ.

                         Основные задачи и разделы

раздел

             задачи

  1. Мой дом – моя семья

Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.

2.Приобщение к истокам

Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

3.Родной край

Расширять знания детей об истории посёлка; воспитывать любовь к родному краю, его жителям.

4.Земля наш – общий дом

Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны.

5.Защитники Отечества

Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

6.Беседы о правах ребёнка

Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка».

7.Открой себя

Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Способствовать успешной социализации детей.

      Отбор содержания занятий по разделам, с учётом патриотического воспитания детей дошкольного возраста, осуществляется через включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, эколого-краеведческого компонентов, знание истории и традиций Отечества.     

           Перспективное планирование

Сентябрь

Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.

Цель: определение уровня знаний детей о Родине.

Октябрь

1. «Давайте познакомимся»

2. «Земля – наш общий дом»

3. «Наша – Родина Россия, наш язык – русский»

4. «Дымковская игрушка»

Цель: уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества.

Цель: формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.

Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному посёлку, народному творчеству.

Цель:  познакомить с глиняной игрушкой как одним из видов народного творчества.

Ноябрь

1. «Малая родина. За что мы любим свой село»

2. «Щедрые дары природы»

3. «Экскурсия в краеведческий музей»  

4. «Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

Цель: уточнить представление детей о родном посёлке, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями,  дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Цель:  продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного села. Вызвать желание познавать историю села. Развивать умение вести себя в общественном месте..

Цель: закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.

Декабрь

1. «Экскурсия к мемориалу «Скорбящая мать»

2. «Что такое генеалогическое  дерево»

3. «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию»

 4. «Право ребёнка жить и воспитываться в семье»

Цель: продолжать ознакомление детей с историческим прошлым Родины. Воспитывать чувство гордости за своих земляков. Воспитывать уважение к прошлому, учить чтить память погибших.

Цель: поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким , осознание важности семьи для человека.

Программное содержание:

1.Ребёнок имеет право на имя, отчество, фамилию.

2.Имя ребёнку даётся по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца.

3.Фамилия ребёнка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей - по их соглашению.

Программное содержание: 

1.Ребёнком признаётся лицо, не достигшее 18 лет.

2.Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье.

3.Ребёнок имеет право на общение с родителями и другими родственниками.

Январь

Февраль

1. «Право ребёнка на охрану физического здоровья»

2. « Право ребёнка на охрану духовного и нравственного здоровья»

3. «Право ребёнка на воспитание в образовательном учреждении»

4. «Права и    обязанности  ребёнка»

1. «Как жили славяне»

2. «Забавы вокруг  печки»

3. «Защитники  земли русской»

4. «Есть такая профессия – Родину защищать»

Программное содержание:

1.Ребёнок имеет право на охрану здоровья.

2.Детям оказывается бесплатная медицинская помощь, предусматривающая профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-профилактическую работу, санаторно-курортное лечение.

Программное содержание:

1.Ребёнок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред духовному здоровью, нравственному и психическому развитию.

Программное содержание:

1.Дети имеют право на воспитание в образовательных учреждениях.

2.Образовательные программы должны быть направлены на формирование у детей:

  • гражданственности, патриотизма;
  • представлений о нравственности;
  • трудолюбия;
  • экологической культуры;
  • эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное;
  • коммуникабельности в общении со сверстниками и взрослыми людьми;
  • физической культуры и навыков здорового образа жизни.

Цель: закрепить знание прав детей; дать понятие об обязанностях детей дома и в детском саду.

Цель: познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине.

Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы; формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок; воспитывать любовь к своей Родине.

Цель: формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Цель: познакомить детей с условиями жизни солдат в воинской части, с их воинской службой, особенностями быта; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.

Март

1. «Мужчины и женщины в семье»

2. «Отражение народных традиций в национальном   костюме»

3. «Русские народные  промыслы»

4. «Как живут в деревне? Добрые избы»

Цель: закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу.

Цель: продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране.

Цель: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

Цель: вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка-брёвнышка , украшать её оконцами; воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской деревни.

Апрель

1. «Многонациональная Родина»

2. «Что такое    героизм?»

3. «Боевая слава нашего народа»

4. «Знаменитые земляки»

Цель: формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.

Цель: формировать представление о героизме; уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них.

Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и  уважение к защитникам Родины.

Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

Май

1. «День Победы»

2. «Мой село: вчера и сегодня»

3. « Поляна детства»

4. «Мы – патриоты»

Цель: закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну.

Цель: познакомить детей с историей возникновения села Староюрьево, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма.

Цель: диагностическое обследование детей целью выявления знаний о себе, своей семье, малой родине.

Цель: диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике.

  • Продолжительность занятий – 30 минут
  • 2 подгруппы по 12 человек
  • 1 занятие в неделю для каждой подгруппы

Литература:

1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера»,  2004

2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. -  Волгоград: изд. «Учитель», 2007

3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. -  М.: ТЦ  « Сфера»,2005

4.Шорыгина Т.А. Беседы о правах  ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой работы по Художественно эстетическому развитию "Веселые капельки" подготовительная группа

составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. КомаровойСрок реализации програ...

Программа кружковой работы по нравственно -патриотическому воспитанию "Всезнайки"

В настоящее время актуальность проблем, связанных с нравственно- патриотическим воспитанием детей, приобретает чрезвычайную значимость. Современные дети мало знают о родном городе, стране,...

Программа кружковой работы по экспериментальной деятельности "Маленькие учёные" в подготовительной группе

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...

План-программа кружковой работы по нравственно-патриотическому воспитанию «Люби и знай родной край»

Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностямЗадачи: Развивать интерес и уважение к истории, традициям и обычаям малой РодиныЗнакомить детей с культур...

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «С чего начинается Родина»

  Закрепление знаний детей о своей Родине - Рссии. Формирвание представлений  детей о государственной символике: гербе и флаге. Развитие внимания, памяти, умения вести диалог, поддерж...