«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»
консультация
Консультация для воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Большеалексеевская СОШ»
городского округа Ступино
Московской области
Консультация для воспитателей
«Формирование привычки к здоровому образу жизни
у детей дошкольного возраста
в процессе исследовательской деятельности»
Составитель: воспитатель
Правдина Наталья Алексеевна
февраль 2025 год
Важной задачей в процессе образования и воспитания дошкольников остается укрепление и сохранение здоровья детей. Каждый из нас знает, что здоровье купить нельзя. Поэтому мы должны формировать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни. Работа должна быть направлена на приобретение знаний о здоровье и развитие индивидуального здоровья. Ребенку необходимо знать особенности своего организма. Он должен получить знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни. В решении данной проблемы важным направлением является исследовательская деятельность. Это вызывает интерес и желание познать и беречь свой организм. В игровой форме дети обучаются способам его укрепления, формируется правильное отношение к своему здоровью. В наглядно-практической форме дети обогащают свои представления о частях тела, всех внутренних органах и приходят к выводу, что ненужных органов нет. Исследовательно-поисковая работа проводится систематически в повседневной свободной деятельности детей и не ограничена по времени. В процессе проведения экспериментальной детской деятельности пользуюсь структурой, которая включает:
- постановка проблемы, которая должна быть понятной, доступной, но и содержать что-то новое;
- поиск ответа на вопрос (что надо сделать, чтобы решить проблему) и отбор решения;
- проверка решений, предложенная детьми (это может быть книга или познавательный рассказ, опыт или эксперимент, наблюдение);
- формулировка выводов;
- зафиксировать результат (проанализировать явление и выделить главное).
Мы можем провести экспериментирование в любом режимном моменте дня. Например, сделать настоящую радугу в умывальной комнате во время мытья рук с помощью зеркала, убедиться, что вода не имеет формы. Можно ли пить воду из-под крана? Опыт по очистке воды.
Перед зарядкой пробуем сжимать и разжимать пальцы в кулаке в течение 18 секунд. Устали пальцы, а сердце, не уставая, работает всю жизнь. Вот каким тренированным должно быть сердце. Занимаясь физкультурой и спортом, мы укрепляем не только мышцы, но и сердце.
Перед приемом пищи определяем ее по запаху (показываем взаимосвязь органов вкуса и запаха), выясняем для чего нужно есть (ты ешь, поэтому растешь).
При проведении зрительной гимнастики знакомим с функциями частей глаза, выясняем, как лучше смотреть, одним глазом, или двумя.
На занятиях мы убеждаемся, что мозг может запомнить много разной полезной информации. Мозг все может, он главный орган. Он может нарисовать любую картинку в вашей голове без помощи бумаги и карандашей.
На прогулке мы можем закрыв глаза определить предметы тыльной поверхностью кисти, затем кожей ноги, и наконец пальцами . Убеждаемся, что самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Кожу называют вторыми глазами человека.
Перед сном в спальне на кроватках можно проверить, хороший ли у детей слух. Когда лучше слышно: когда говорила тихо или громко? Что вы делали, чтобы услышать тихий голос?
В процессе совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей можно успешно решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной, познавательной и творческой работы, появления и усиления интереса у детей к здоровому образу жизни, повышения уровня знаний о культуре здоровья.
Исследовательская деятельность может стать эффективным инструментом в этом процессе. Вот несколько подходов и рекомендаций, которые могут помочь воспитателям:
1. Создание интересных тем для исследований
- Исследуйте природу: организуйте экскурсии на улицу, в парк, где дети смогут наблюдать за растениями и животными. Обсуждайте, как заботиться об экосистеме.
- Здоровое питание: проведите занятия по изучению разных продуктов, их полезных свойств, и как правильно составлять рацион.
2. Проведение экспериментов
- Простые эксперименты: например, можно изучать, как цветы реагируют на воду и свет, что поможет детям понимать важность ухода за растениями как аналог уходу за своим здоровьем.
- Исследование физической активности: проведите занятия, на которых дети будут изучать, как различные виды активности влияют на их самочувствие.
3. Разработка игровых форматов
- Игра «Здоровье в наших руках»: дети могут проходить виды активности (пробежки, зарядки) и зарабатывать "монеты здоровья".
- Создание «Здорового чемоданчика», куда дети будут собирать предметы, связанные со здоровым образом жизни (спортивный инвентарь, фрукты, овощи).
4. Вовлечение родителей
- Организуйте мастер-классы для родителей, где они смогут узнать, как поддерживать здоровый образ жизни у детей дома.
- Проводите совместные мероприятия, такие как семейные спортивные дни, где все могут участвовать в активностях.
5. Информационная работа
- Используйте визуальные материалы: плакаты, буклеты о здоровом образе жизни.
- Поделитесь с детьми интересными фактами о здоровье и питании, которые они могут обсудить друг с другом.
6. Оценка результатов
- Проводите беседы с детьми о том, что они узнали, и как они могут применять знания на практике.
- Замечайте изменения в поведении детей: стали ли они больше интересоваться физической активностью или здоровым питанием.
Заключение
Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста — это долгосрочная задача, требующая времени и терпения. Используя исследовательский подход, воспитатели могут создать увлекательную и развивающую среду, способствующую этому процессу.
Список используемой литературы
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом.» Москва Творческий центр, 2004
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. - М.: Педагогическое общество России, 2003
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Веракса .Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. и др.-М.:Мозаика-Синтез
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации для работников ДО / Л.Н.Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2011
- Региональная программа «Основы здорового образа жизни» Под ред. Ю.Ю.Барыльникова, Н.В. Дмитриевой, Ю.Ю.Елисеева
- Тагушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование привычки здорового образа жизни детей дошкольного возраста с использованием социально-культурных и национальных традиций в дополнительном образовании
выступление на педагогическом совете...

Проект во второй группе раннего возраста «Формирование привычки к здоровому образу жизни детей младшего возраста»
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превра...
Проект «Формирование привычки к здоровому образу жизни детей младшего возраста»
Актуальность данной проблемы в том, что дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной ...

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА- КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА- КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ДЕТ...

Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Здоровые дети – здоровая страна».
Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста "Здоровые дети- здоровая страна"....

Содержание деятельности по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Мы предлагаем рекомендации по проведению "Занимательной деятельности" с детьми в условиях семьи, игры по познавательному, речевому развитию детей дошкольного возраста, краеведческие игры, ви...

« Содержание деятельности по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
laquo; Содержание деятельности по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста»...