Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Здоровые дети – здоровая страна».
методическая разработка
Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста "Здоровые дети- здоровая страна".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 «Василёк» города Смоленска
(полное наименование образовательной организации)
Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Здоровые дети – здоровая страна».
(направление и название разработки)
Подлипаева Виктория Исмаиловна, старший воспитатель
2022 год
Содержание проекта:
- Пояснительная записка.
- Актуальность проекта.
- Аннотация.
- Цель и задачи проекта.
- Принципы реализации проекта.
- Принципы реализации проекта.
- Гипотеза.
- Участники проекта.
- Ожидаемый результат.
- Тип проекта.
- Этапы реализации проекта.
- Полученный результат реализации проекта.
- Список используемой литературы.
Приложения.
- Пояснительная записка
Главная стратегическая задача развития страны строится на формировании здорового образа жизни растущего поколения. На сегодняшний день главное направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», в данном документе определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка».
В настоящее время заинтересованность людей в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста. Решение данного вопроса требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Стоит отметить, что в дошкольном возрасте необходимо целесообразное воздействие на формирование здоровья, при этом формируется привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Успешное формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Любую систему необходимо усовершенствовать, развивать, обновлять, модернизировать, вводить в работу более новые инновационные технологии, чтобы она прослужила эффективно и долго. Поэтому актуальной и немало важной задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности.
Оснований для модернизации и усовершенствования содержания физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным выделим следующее:
- Необходимость развития и становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
- Необходимость преодоления устаревших подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
В укреплении и сохранении собственного здоровья главную роль играет сам человек. С этим связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:
- Знание правил гигиены и ухода за своим телом;
- Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Данная педагогическая технология формирования у детей представлений о здоровом образе жизни основывается на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях: совместная работа педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми, родителей и детей.
2. Актуальность проекта.
Для каждого родителя важно видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он улучшает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.
Изучение состояния здоровья детей дошкольного возраста показало, что за последние годы увеличилось количество часто болеющих детей, они все чаще остаются дома и реже посещают дошкольное учреждение, что негативно сказывается на других областях, в которых развивается дошкольник.
Процент детей, болеющих простудными заболеваниями, остается в целом достаточно высоким. С каждым годом в дошкольное учреждение поступает все больше детей со второй и третьей группой здоровья.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что именно в дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни, прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.
3. Аннотация.
Данный социально-значимый проект разработан с целью создания системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Новизна заключается в разработке модели здоровьесберегающего образовательного пространства ДОО, предусматривающей создание системы работы на основе дифференцированного подхода к организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей, содействующей формированию здоровьесберегающего образа жизни участников образовательного процесса.
4. Цель и задачи проекта:
Цель проекта: создание условий для целостного развития ребенка и формирования здоровьесберегающего образа жизни участников образовательного процесса, направленных на улучшение состояния здоровья детей посредством интегрированного использования средств двигательной, познавательной, оздоровительной направленности.
5. Задачи проекта:
Задачи, направленные на работу педагогов ДОО:
- Овладение здоровьесберегающими технологиями;
- Реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с воспитанниками и их родителями;
- Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
Задачи, направленные на работу с воспитанниками:
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх;
- Обобщение и расширение знаний о здоровом образе жизни;
- Приобщение к общечеловеческим ценностям.
Задачи, направленные на родителей /законных представителей/ воспитанников:
- Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
- Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совершенствовании функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания.
- Поддержка у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.
6. Принципы реализации проекта
1. Доступность
- учет возрастных особенностей детей
- адаптированность материала к возрасту;
2. Систематичность и последовательность
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных правил и норм;
3. Дифференциация
- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
4.Динамичность
- интеграция образовательных областей (Приложение 1).
7. Гипотеза:
Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.
8. Участники проекта:
Воспитанники детского сада, родители воспитанников, педагоги (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учителя-логопеды), администрация детского сада, медицинская сестра.
9. Ожидаемый результат:
- Улучшение соматических показателей здоровья
- Обеспечение запланированных показателей развития движений и двигательных способностей
- Сформированность гигиенической культуры
- Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения
- Индивидуализация физического развития
- Овладение навыками самопомощи в соответствующих ситуациях
- Осмысленное преобразовательное отношение к собственному физическому и психическому здоровью как единому целому, расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма к современным условиям жизни.
10. Тип проекта:
Долгосрочный. С 10.01.2022 гг. по 28.02.2022 гг.
11. Этапы реализации проекта:
I этап – диагностический:
- Проведение мониторинга развития представлений о здоровом образе жизни у дошкольников на начало проекта.
Результаты мониторинга развития представлений о здоровом образе жизни у дошкольников на начало проекта
В мониторинге участвовало 157 детей.
Режим дня | Личная гигиена | Представления о здоровом образе жизни | Отношение к вредным привычкам |
Высокий:24 чел.-16% Средний:92 чел.-58% Низкий:41 чел.-26% | Высокий:21 чел.-13% Средний:84 чел.-53% Низкий:52 чел.-34% | Высокий:23 чел.-15% Средний:51 чел.-32% Низкий:83 чел.-53% | Высокий:26 чел.-16% Средний:75 чел.-47% Низкий:56 чел.-37% |
Разработка перспективного плана.
Подготовка цикла тематических мероприятий.
II этап – практический:
Проведение цикла тематических мероприятий.
2-я неделя января:
-Познавательное занятие с детьми «Наше тело» в старшей группе.
3-я, 4-я неделя января:
- Составление интеллект-карты «Азбука здоровья» в младших группах;
- Разработка книжки-малышки для детей «Интересные факты» в младших и средних группах;
- Консультация для родителей «Гигиеническая безопасность» во всех возрастных группах.
1-я неделя февраля:
- Выставка коллажей, выполненных совместно с родителями «Я хочу здоровым быть» во всех возрастных группах.
2-я неделя февраля:
- Познавательное занятие «Сбереги свое здоровье сам» во всех возрастных группах.
3-я неделя февраля:
- Проведение во всех возрастных группах гигиенической акции «Чистые руки-залог здоровья!»;
- Занятие по познавательному развитию «Где живут витамины?» в средней группе.
III этап – заключительный:
4-я неделя февраля:
- Проведение оздоровительного состязания зимняя олимпиада «Будущие олимпийцы» во всех возрастных группах.
- Проведение мониторинга развития представлений о здоровом образе жизни у дошкольников по окончании проекта.
Результаты мониторинга развития представлений о здоровом образе жизни у дошкольников по окончании проекта
Режим дня | Личная гигиена | Представления о здоровом образе жизни | Отношение к вредным привычкам |
Высокий:54 чел.-34% Средний:97 чел.-61% Низкий:6 чел.-5% | Высокий:86 чел.-54% Средний:63 чел.-40% Низкий:8 чел.-6% | Высокий:56 чел.-35% Средний:86 чел.-54% Низкий:15 чел.-11% | Высокий:83 чел.-53% Средний:62 чел.-39% Низкий:12 чел.-8% |
IV этап – презентационный: Презентация инновационного опыта педагогическому коллективу.
12. Полученный результат реализации проекта:
Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
Получение детьми знаний о ЗОЖ.
Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
Сформированность гигиенической культуры;
Улучшение соматических показателей здоровья;
Моральное удовлетворение.
13. Список используемой литературы:
1) Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО, Воронеж 2007.
2) Журнал «Дошкольное воспитание» №4 2008.
3) Журнал «Дошкольное воспитание» №9 2005.
4) «Инструктор по физкультуре» научно - практический журнал №1 2009.
5) Голицина Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» - М., «Скрипторий 2003», 2010.
6) Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В. «В стране здоровья» - М., «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2011.
7) В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Младший, средний, старший дошкольный возраст»- Волгоград, Учитель, 2011.
8) Утробина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников»- М., Гном, 2003.
9) Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье» - М., «Сфера», 2008.
Приложение 1
Интеграция образовательных областей
Образовательная область | Интегрированное содержание |
Физическое развитие
| Техника безопасности при движении, прогулках, спортивных играх. Назначение специальной спортивной одежды и обуви. Понятие об экологической безопасности. |
Социально-коммуникативное развитие | Воспитание активной жизненной позиции. Правила спортивных игр. Забота о себе – обязанность гражданина. Освоение культурно-гигиенических норм. Развитие умения понимать словесную инструкцию, подчиняться определенным правилам, участвовать в коллективных действиях, общаться. |
Речевое развитие | Развитие речи как средство общения и культуры. Обогащение активного словаря. |
Познавательное развитие | Строение человеческого организма. Способы передвижения человека. Развитие сенсорики, мелкой моторики (дорожки здоровья). Пополнение словаря. Математические представления, связанные с движением: бег с ускорением, прыжки в длину и высоту, количество повторений, ориентирование по плану и т.д. Формирование пространственных представлений и ориентации в пространстве. Материаловедение (из чего сделан спортивный инвентарь и одежда). |
Художественно-эстетическое развитие | Чтение произведений по теме («Мойдодыр», «Веселый турист», «Румяные щеки», «Два Мороза» и др. Музыкальное оформление всех спортивных мероприятий. Ритмические движения и упражнения. Развитие положительных эмоций (коррекция психологических стрессов). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"...
ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА: «Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
Проект "Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности"...
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Развитие речи детей в дошкольном возрасте. Сочинительство детей дошкольного возраста
Выступление на семинаре-практикуме по теме "Речевое развитие детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста" Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром...
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста" Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в нар...