«Художественная литература , фольклор и мультипликация в трудовом воспитании дошкольников»
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : «Художественная литература , фольклор и мультипликация в трудовом воспитании дошкольников»
Радость труда – могучая воспитательная сила.
В годы детства каждый ребёнок должен
пережить это благородное чувство.
В. А. Сухомлинский
Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, целеустремленным. Трудовая активность неразрывно связана с познавательной деятельностью, ведь во время труда ребенок узнает много нового и интересного, получает важные знания и навыки.
Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью усиливается эмоциональное воздействия на детей. Подводя детей к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества - быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.
Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривать картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех ?кто трудиться, понять важность и общественную значимость труда
Уже с младшего дошкольного возраста нужно начинать работу по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых.
Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания (умывание, одевание и т. д., широко используются потешки например:
Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся.
стихи например как А. Барто «Девочка чумазая», где детей побуждают следить за своей опрятностью, р. н. с «Репка» - трудовой коллективизм.
При организации наблюдений за трудом взрослых, воспитатель каждый раз продумывает приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку-труженику. Приемы эти разнообразны: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание определенного стихотворения. Дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря этому малыши узнают о том, что доктор -- это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают
В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к труженику продолжается. Дети этого возраста самостоятельнее, у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознанны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада (музыкальный работник, швея, прачка, воспитатель) .
Расширяется кругозор детей путем ознакомление: «Кем работают мамы и папы»; «О труде людей транспортных профессий» например, труд шофера, регулировщика, водителя автобуса, кондуктора, летчик, стюардесса и др., «О труде строителей» - маляр, каменщик и т. д. Педагог рассказывает детям о содержании труда, его общественной значимости.
Таким образом, в формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц, потешек. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Есть среди русских народных сказок такие, в которых герои проявляют хоть какие-то трудовые навыки, например:
«Морозко» - «Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету»
«Маша и медведь» - «Напекла она пирожков… »
«Колобок» - «Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила».
«Двенадцать месяцев» (народная сказка, а не её обработка Маршаком) - «… падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи».
«Мужик и медведь» (другое название - «Вершки и корешки») - мужик сеет сначала репу, а на следующий год - рожь.
«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» - «Марья-царевна села ткать. Всю ночь ткала и выткала ковер, какого в целом свете не видывали: на нем все царство расписано, с городами и деревнями, с лесами и нивами, и птицы в небе, и звери в горах, и рыбы в морях; кругом луна и солнце ходят. »
«Репка» - «Посадил дед репку».
«Зайкина избушка» - «Решили они избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик - из сыпучего песка».
«Дочь и падчерица» - «Пришла ночь. Красная девица затопила печь, заварила кашу; откуда ни возьмись, мышка… »
«Кривая уточка» - «… уточка обернулась девушкой, избу вымыла, воды наносила и пирогов испекла».
«Лиса и журавль» - «А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке… На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком… »
«Волшебная дудочка» - «С петухами сирота вставала, слезами умывалась, до полуночи по хозяйству управлялась. И пряла, и ткала, и по воду ходила, и дрова носила, и коров доила».
В некоторых сказках главные персонажи сами не трудятся (сказалась, видимо, мечта многих жить хорошо и при этом ничего не делать) : работу за них выполняют другие, например:
«По щучьему веленью» - «Щука ему говорит:
- Запомни мои слова: когда что тебе захочется - скажи только: "По щучьему веленью, по моему хотенью"».
«Царевна-лягушка» - «Уложила царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу - и обернулась душой-девицей, Василисой Премудрою; вышла на красное крыльцо и закричала громким голосом: «Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я, кушала у родного моего батюшки». То же самое с ковром - сама палец о палец не ударила.
«Сказка о Василисе Прекрасной» («Василиса Прекрасная») - «Василисе помогала её куколка. Без этого, где бы девочке сладить со всею работою!. .Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису, та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Куколка еще укажет Василисе и травку от загару. »
«Крошечка-Хаврошечка» - Ей корова помогала. «А коровушка ей в ответ:
- Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сделано.
Вылезет Хаврошечка из ушка, а у нее уж все готово: и наткано, и набелено, и скатано».
Обсуждая эти навыки дети высказывают своё отношение к труду : хорошо это или плохо; надо ли этому учиться, пригодится это в жизни или нет.
В с\р играх можно использовать любой сюжет из сказки ( давайте напечём пирожков, сварим кашу, нарубим дрова, принесём водицы), играя дети воображают как это сделать и придумывают варианты
.
В воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.
Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают - леность. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей!
Пословицы и поговорки, созданные русским народом о труде, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к труду, к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание в работе с детьми.
В ходе режимных моментов, оценивая работы ребёнка, можно подчеркнуть качество исполнения:
- Какие труды – такие и плоды;
-Золотые ручки – золотые дела;
-Каков мастер – такова и работа;
-Кто работы не боится, у того работа спорится.
- Воля и труд дивные всходы дают.
- Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
-Труд человека кормит, а лень портит.
Воспитатель пословицей может побудить ребёнка к действию, или выполнению трудового поручения:
-Под лежачий камень вода не течёт;
-Руки не протянешь, так и с полки не достанешь;
- Не бравшись за топор – избы не срубить.
Чтобы ребёнок не отвлекался во время работы его пословицами можно подзадорить:
- Большой говорун – плохой работун;
-Дела на вершок, а слов –мешок:
- Играй , играй, а дело знай.
Поговорки : не бей баклуши, поработал, как кот наплакал, тоже могут помочь ребёнку собраться и закончить дело до конца.
Пословицы, поговорки и стихи о труде, хранят в себе некие моральные стандарты, и противоречия в работе с детьми, они просто необходимы. Эти народно-традиционные жанры прививают у детей положительное отношение к труду.
Художественная литература и Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова, отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Использование художественной литературы и фольклора предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям. Они обогащают словарный запас детей , развивают интерес к объяснению новых слов. И прежде всего это весело и интересно .
Современный ребенок живет в мире, где все чаще используются мультимедиа технологии. Мультимедиа – это разнообразие интерактивных медиа систем, в которые входят звук, видеоряд, компьютерная графика. Детские мультфильмы являются яркими представителями данных технологий.
Мультфильм — наиболее эффективный воспитатель, поскольку сочетает в себе слово, музыку и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Для восприятия информации детьми дошкольного возраста необходимо сочетание информации и визуального ряда. Недаром, использование наглядных материалов при обучении и воспитании детей является одним их дидактических принципов.
Просмотр мультфильма ребенок расценивает как приятное время проведения, развлечение, отдых. Но содержание мультфильма, как и литературного произведения всегда имеется смысл, ценность, воспитательный или развивающий эффект.
В мультфильмах происходит радость открытия нового, неведомого мира.
Герои оживают на экране, наделяются своим неповторимым характером, чувствами, привычками и образами. Этот мир – реальный, сказочный, фантастический, волшебный.
Советские мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
10 ПОУЧИТЕЛЬНЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ О ТРУДЕ И ЛЕНИ
1. В лесной чаще.
2. Шапка-неведимка.
3. Терехина таратайка.
4. Мороз Иванович.
5. Дудочка и кувшинчик.
6. Фока - на все руки дока.
7. Так сойдет.
8. Сказка про лень.
9. Первая скрипка.
10. Маша больше не лентяйка.
Итак, мультфильмы обладают воспитательным потенциалом и могут быть использованы как дополнительное средство формирования представлений о труде как способе достижения результата. Если просмотр мультфильма будет сопровождаться беседами, обсуждениями, упражнениями, то это использование станет более эффективным.
Список литературы
1. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности / В.В. Толмачева // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция. - Шадринск, 2007.
2. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003. -160с.
3. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
4. Волоков В.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. - М.: Гуманит. изд. центр Владом, 2003. - 256 с.
1. "Нехочуха" ЭКРАН, 1986 г.
2. "Как ослик грустью заболел" Союзмультфильм, 1987 г.
3. "Волшебный магазин" Союзмультфильм, 1953 г.
4. "Маша больше не лентяйка" Союзмультфильм, 1978 г.
5. "Сказка про лень" Союзмультфильм, 1976 г.
6. "Стрекоза и муравей" Союзмультфильм, 1961 г.
7. "Песенка мышонка" Союзмультфильм, 1967 г.
8. "Колосок" КИЕВНАУЧФИЛЬМ, 1982 г.
9. "Отцовская наука" КИЕВНАУЧФИЛЬМ, 1986 г.
10. "В лесной чаще" Союзмультфильм, 1954 г.
11. "Спортландия" Союзмультфильм, 1958 г.
12. "В яранге горит огонь" Союзмультфильм, 1956 г.
13. "Вовка в тридевятом царстве" 1965 г.
14. "Дудочка и кувшинчик" Союзмультфильм,1950 г.
15. "Лень" Союзмультфильм,1981 г.
16. "Так сойдёт" Союзмультфильм,1946 г.
17. "Пирожок" Союзмультфильм,1956 г.
18. "Шапка - невидимка" Союзмультфильм,1973 г.
19. "Терёхина таратайка" Союзмультфильм,1985 г.
20. "Мороз Иванович" Союзмультфильм,1981 г.
21. "Первая скрипка" Союзмультфильм,1958 г.
22. "Фока - на все руки дока" Союзмультфильм,1972 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.На сегодняшний день одной из ос...

Консультация "Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста"
Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, це...

Консультация с сообщением опыта работы «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста»
Ярко и образно говорится в народном творчестве о труде. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, о...

Отчет из опыта работы «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшего возраста»
Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характе...

Педагогический совет деловая игра №4: Тема: «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы» (из опыта работы).
1.Обучение трудовым умениям и навыкам 2.Воспитание интереса к труду и трудолюбия, ответственности и самостоятельности 3.Ознакомление с трудом взрослых, воспитание и уважение к труженик...

Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство».В. А. Сухомлинский....

Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста....