Шахматный клуб
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
1.1. Актуальность
Правительство РФ уделяет колоссальное внимание вопросу популяризации шахматного образования, что отмечается в Программе развития шахмат в Российской Федерации на 2020-2025 годы.
В связи с одной из ключевых задач модернизации в системе образования является поиск, апробация и интеграция в образовательный процесс дисциплин, способствующих интеллектуальному развитию молодого поколения. Большой опыт, накопленный во многих странах, позволяет считать шахматы одним из таких учебных предметов.
Вице Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, выдвигая инициативу "Наша новая школа", подчеркнул, что к концепции четырех "И" (в которую входят институты, инвестиции, инфраструктура и инновации) следует добавить пятую составляющую – Интеллект.
Исследования наших ученых свидетельствуют, что шахматы являются мощным катализатором развития детского интеллекта.
Выдающийся российский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти». Шахматная деятельность влияет на формирование у детей произвольных психических процессов, в игре у них развиваются произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества и поведение. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре в формировании логического мышления дошкольников.
Актуальность проблемы обучения дошкольников игре в шахматы обусловлена созданием педагогических условий для формирования интеллектуальных способностей.
Анализ результатов опроса родителей показал: 100% родителей считают, что игра в шахматы положительно влияет на развитие детского интеллекта, 100 % родителей хотели бы, чтобы их ребенок научился играть в шахматы и 70% считают, что начинать обучение игре в шахматы можно уже в детском саду.
1.2. Аннотация проекта
Проект предназначен руководителям, методистам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, рекомендован педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов, так как направлен на оказание практической помощи педагогическому коллективу дошкольных учреждений в разработке модели методической работы и планирования по шахматному образованию, включающей создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, координирование педагогического взаимодействия, организацию различных видов детской деятельности интеллектуальной направленности, популяризацию шахматной игры у родителей.
Материал проекта по организации шахматной деятельности, является одним из основных аспектов интеллектуального развития. Показаны пути решения задач создания педагогических условий для интеллектуального развития воспитанников средствами шахматной деятельности, при
реализации которых очевидны проявления интеллектуальных способностей у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Особенностью представленного материала является его системность при организации работы по шахматной деятельности в детском саду (ближайшее социальное окружение), ресурсное обеспечение педагогического процесса, материально-техническое оснащение, связь с социумом.
Материал ориентирован на развитие интеллектуальных способностей ребенка в процессе шахматной деятельности.
Основными направлениями проекта являются: создание психолого-педагогических условий для успешной популяризации шахмат среди детей дошкольного возраста и родителей, обеспечение единства образовательного пространства на территории округа, овладение дошкольника азами шахматной игры; формирование предпосылок для осознанного отношения дошкольника к такому виду спорта как шахматы.
1.3. Новизна
Особенностью данного проекта являются: интеграция шахматной деятельности в Образовательную программу не только в непосредственно образовательную деятельность, а в разные виды детской деятельности в соответствии ФГОС ДО. Организация шахматной деятельности, дополняется посредством интеграции образовательных направлений: практической, исследовательской, образовательной деятельности, в том числе и в рамках дополнительного образования.
1.4. Цели и задачи проекта
Цель проекта: разработать и реализовать педагогические условия для формирования интеллектуальных способностей дошкольников средствами шахматной деятельности.
Цель конкретизируется следующими задачами:
1. создать условия для ознакомления и освоения педагогами современных интеллектуальных игр по обучению детей игре в шахматы и определить систему работы по их внедрению в совместную образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста;
2. разнообразить формы и средства популяризации интеллектуальных игр, сопряженных с шахматным образованием, в сотрудничестве с семьями воспитанников;
3. разработать методические рекомендации для педагогов по использованию интеллектуальных игр шахматной направленности в работе с детьми старшего дошкольного возраста;
4. обеспечить подготовку педагогов к внедрению интеллектуальных игр шахматной направленности в образовательную деятельность, организовать активные формы обмена педагогическим опытом;
5. обеспечить методическое сопровождение использования интеллектуальных игр по шахматной деятельности в ДОУ, трансляцию и тиражирование инновационного опыта, обеспечить проведение мониторинга эффективности проекта.
1.5 Практическая значимость проекта
Практической значимостью представляемого проекта являются материалы, которые могут быть использованы при разработке содержания обучения шахматной деятельности в дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, для выработки практических
рекомендаций по формированию интеллектуальных способностей дошкольников средствами шахматной деятельности.
Приобщения к шахматному образованию педагогических работников дошкольного образования и родителей.
Практическая значимость определена образовательной программой МАДОУ «Буратино», где систематизированное планирование соответствует федеральному государственному стандарту дошкольного образования, шахматная деятельность реализуется в рамках образовательной программы, в части формируемой участниками образовательных отношений.
2.1 Методологическая основа
Методологической основой проекта являются:
1. Теория П.Я. Гальперина – о поэтапном формировании умственных действий. 2. Концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств, предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятие — это образы, соответствующие сенсорным эталонам, общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения они соответствуют различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т. п.).
3. Л.С. Выготского – о «зоне ближайшего развития», который доказал, что обучение тогда хорошо, когда оно идет впереди развития, т.е. обучение нужно начинать в период становления психических функций дошкольника. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Л. С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».
4. Теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если oн чувствует себя не опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории основной путь развития ребенка — это амплификации развития, т.е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.
Работы А.В. Запорожца в которых показана непреходящая ценность нагляднообразного мышления, служащего основой высших форм творческой деятельности взрослого человека. А.В. Запорожец писал, что «ум человека, у которого в детские годы не сформировалось должным образом непосредственное восприятие окружающего и наглядно-образное мышление, может получить в последствии одностороннее развитие, приобрести чрезвычайно отвлеченный,
оторванный от конкретной действительности характер». Он также подчеркивал, что при перестройках педагогического процесса, при совершенствовании программ обучения и воспитания «необходимо предусмотреть не только то, чего ребенок данного возраста способен достигнуть при интенсивной тренировке, но и каких физических и нервно-психических затрат будет ему это стоить». Основной линией развития наглядно-образного мышления является умение оперировать образами предметов и их частей. В качестве основы такого оперирования выступает умение детей произвольно актуализировать эти образы. «Образы затем воплощаются в конструировании или рисунке». Формируется техника оперирования образами. Широкое использование в обучении различных моделей и схем, активное включение в образовательный процесс действий с предметами и их изображениями не только обеспечивает лучшее усвоение материала, но и способствует развитию образного мышления и закладывает тем самым основу дальнейшего успешного обучения.
При построении работы в рамках проекта «Шахматы дошколятам» учитывались следующие принципы:
Общепедагогические: принцип развивающего обучения. Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие (Л.С. Выготский);
принцип взаимодействия с социальными институтами. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, дополнительным образованием и т. п.; в естественном включении шахматного материала в программу дошкольного образования. Ознакомление с шахматным материалом интегрируется во все виды детской деятельности;
принцип личностно-ориентированного общения. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;
принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам или направлениям;
принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, шахматные тетради, диаграммы и т. д.;
принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному); принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды непосредственно образовательной деятельности, стремиться к достижению результата;
принцип комплексности и интегративности – объединение различных аспектов содержания образования, шахматного материала по разным областям в единое целое с учетом задач образовательной программы.
Специфическими принципами организации работы с детьми в данном проекте являются: принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессо- образующих факторов образовательного процесса;
принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; непрерывности – процесс обучения игре в шахматы не заканчивается на занятиях, а продолжается в повседневной жизни, в совместной деятельности и с родителями.
2.2. Технологии
При проектировании образовательного процесса по интеллектуальному развитию дошкольников средствами шахматной деятельности, учитываются возрастные, индивидуальные, психологические особенности воспитанников. Для этого используются технологии, позволяющие выстраивать образовательный процесс с учетом всех требований к организации процесса развития ребенка в условиях детского сада:
Личностно-ориентированная технология.
Во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, самоценность, уникальность самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Взаимодействие в непосредственно образовательной деятельности строится на личностно-ориентированной основе, используя дифференцированный подход к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности.
Личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
Здоровьесберегающая технология.
Полноценное развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое и психическое, социальное благополучие.
Для воспитания здорового ребенка создаются условия:
взаимодействие с воспитанниками по шахматной деятельности выстраивается в
увлекательной, доброжелательной атмосфере, что создает положительный настрой на обучение;
обеспечение смены деятельности, которое благотворно влияет на физическое и
эмоциональное состояние дошкольников;
непосредственно образовательная деятельность проводится в удобном, хорошо
проветриваемом помещении с достаточным освещением; в теплое время года образовательная деятельность проводится на свежем
воздухе.
Игровая технология – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Пассов Е.А. отмечает следующие черты игровой деятельности: мотивированность, отсутствие принуждения индивидуализированная деятельность; обучение и воспитание в коллективе через коллектив; развитие психических функций и способностей; учение с увлечением. Чтобы обучение игре в шахматы было результативным необходимо организовывать процесс обучения в игровой форме. Игровые методы, используемые в программе достаточно разнообразны. Наиболее предпочтительна дидактическая игра, а так же использование загадок, элементов соревнования,
создание игровых ситуаций, все это вызывает интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче.
Компьютерная технология. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Специально созданные для старших дошкольников компьютерные игры спроектированы так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщённое представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация. Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию, контролю и оценки игровых результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых методов и неигровых.
2.3 Методы и приемы Методы и приемы
Игровой Дидактические игры, иградраматизация, подвижные игры, настольные игры, компьютерные игры Словесный
Стихи, загадки, песенки, вопросы Наглядный Рассматривание шахматных фигур и их изображений, работа с демонстрационной доской, работа с диаграммой Практический: Совместное изготовление дидактического материала, создание проблемных ситуаций,
Методы взаимодействия с ребенком: личностно- ориентированный – включает в себя дифференцированн ый подход к каждому ребенку с подбором заданий разной степени сложности с учетом его индивидуальных особенностей; включение ребенка в процесс поисковопознавательной деятельности – загадывание загадок, вопросы поискового характера; создание проблемных ситуаций – постановка проблемы (включает в себя вопросы, дидактические игры, упражнения, задания игрового характера с шахматным содержанием); совместная деятельность с ребенком – чтение книг, рассматривание альбомов, | дидакт ически е игры, рисова ние плакат ов, изготов ление шахмат ных фигур из природ ного и бросов ого матери ала, разыгр ывание сказок на новый лад (шахма тный, матема тическ ий); задани я для самост оятель ной деятель ности – сочине ние истори й о | шахматном войске, придумывание игр, изготовление плакатов, поделок, рисунков по темам; стимулирование взрослым самостоятельной деятельности ребенка через похвалу, поощрение, одобрение.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа шахматного клуба "Белая ладья"
Шахматы — это настольная игра для двоих, история которой берет начало полторы тысячи лет назад. В этой игре побеждает тот, у кого наиболее развита логика, кто умеет думать на несколько ходов впер...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Шахматного клуба «Эрудит»
Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальных способностей через игру в шахматы....

Анкета для родителей ( шахматный клуб)
Анкета помогает определить с какой целью ребенка привели на шахматы, а следовательно разработать схему его обучения (естественно с учетом личностных особенностей ребенка).Одним из важнейших условий ст...
ГМО Шахматного клуба " Белая лаья". Интелектуальное развитие через обученике игре в шахматы".
Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. И шахматы - это уникальный инструмент развития ...

Программа кружка для детей подготовительной группы "Шахматный клуб"
В статье описывается актуальность обучения детей игре в шахматы, цели и задачи, календарно-тематическое планирование....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Шахматный клуб «Знатоки» (познавательной направленности)
для детей 5-8 лет...

«Развитие интеллекта и логического мышления старших дошкольников посредством реализации проекта «Шахматный клуб»
Выступление из опыта работы....