Программа кружка для детей подготовительной группы "Шахматный клуб"
материал (подготовительная группа)
В статье описывается актуальность обучения детей игре в шахматы, цели и задачи, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Шахматный клуб
В 2017-2018 учебном году работаю воспитателем подготовительной к школе группы. На первый план выходит проблема подготовки детей к дальнейшему школьному обучению.
В качестве составных компонентов психологической готовности к школе обычно рассматривается личностная (или мотивационная), интеллектуальная и волевая готовность.
Совершенно необходимым условием школьной готовности является развитие произвольного поведения. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослого является центральным звеном готовности к школьному обучению.
Обучение в школе предъявляет серьёзные требования к познавательной сфере ребёнка. Он должен преодолеть свой дошкольный эгоцентризм и научиться различать разные стороны действительности.
Важным аспектом умственной готовности к школе является также умственная активность и познавательные интересы ребёнка: его стремление узнать что-то новое, понять суть наблюдаемых явлений, решить умственную задачу.
Для полноценной подготовки детей к школе нами была разработана воспитательно-образовательная программа (на основе Программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой) для подготовительной группы, в которой поставленные задачи реализуются через систему занятий, проектов, праздников, наблюдений, экскурсий, игр.
Игра для дошкольника - ведущий вид деятельности, в котором ребёнок учится, развивается, растёт. Разным видам игр (сюжетно-ролевым, подвижным, дидактическим, настольно-печатным, театрализованным) уделяется огромное внимание на протяжении всего дошкольного детства. В старшей группе наши воспитанники учились играть в игры-ходилки с кубиком и правилами, в шашки и поддавки. В сентябре этого учебного года ребята стали проявлять интерес к игре в шахматы. Дети приносили книги об этой игре, просили быть судьёй в шахматной партии, хотя играть ещё не умели. В беседах с родителями выяснилось, что дома ребята просят научить их играть в шахматы. Родителям не всегда хватает знаний, времени и терпения на обучение игре.
Интерес детей и родителей к игре в шахматы, желание детей научиться играть в шахматы, понимание, как много даёт игра для развития ребёнка - всё это подтолкнуло на создание в группе " Шахматного клуба". Это клуб, основанный на интересе к игре, желанию овладеть её правилами, причём, стать членом "Шахматного клуба"- это добровольное желание воспитанника.
Игра в шахматы - очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребёнка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность, находчивость, умение выстраивать внутренний план действий.
Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребёнка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребёнка, повышение продуктивности его мышления.
Цель программы "Шахматного клуба": создать условия для личностного и интеллектуального развития дошкольников посредством игры в шахматы.
Задачи программы:
- Обучать правилам игры в шахматы.
- Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.
- Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики.
- Способствовать воспитанию волевых качеств и самостоятельности.
Основой организации работы с детьми в "Шахматном клубе" является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности: создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов образовательного процесса;
- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Использование данных принципов позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к шахматам, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них, получать опыт побед и поражений.
Планируемые результаты освоения программы:
- У дошкольников сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы.
- Дети научились играть в шахматы.
- Дошкольники самостоятельно организуют игру в шахматы и умело используют знания в процессе игровой практики.
- Наблюдается рост личностного, интеллектуального и социального развития воспитанников.
- У детей сформированы волевые качества и самостоятельность.
Периодичность занятий "Шахматного клуба" - 1 раз в неделю, в месяц 4 раза. Всего 36 занятий.
Занятия "Шахматного клуба" проводятся во второй половине дня, с подгруппой детей 5-6 человек.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Задачи |
сентябрь | Диагностика детей | |
"Путешествуем в Волшебной стране" | Дать представление о том, откуда появилась игра - шахматы. Познакомить детей со сказкой о волшебной Шахматной стране. Показать мультфильм "Фиксики. Шахматы" | |
октябрь | "Волшебная страна - шахматная доска" | Дать представление о вертикали и горизонтали шахматной доски, как располагается доска между партнёрами. Дать представление о диагонали, чем отличается диагональ от вертикали. Большая белая и большая чёрная диагонали. Центр. Количество полей в центре. Познакомить детей с Шахматным королём и его Шахматным войском. |
"Пешка" | Познакомить с солдатом шахматной доски - пешкой. | |
"Бьём наискосок" | Дать представления о правилах передвижения пешки. Пешка ходит вперёд, а бьёт наискосок. | |
"Превращение пешки" | Познакомить с правилом превращения пешки в любую фигуру, кроме короля. | |
ноябрь | "Ладья" | Познакомить с новой фигурой - ладьёй. Дать представления о правиле передвижения ладьи. |
"Вежливые слоны" | Познакомить детей с новой шахматной фигурой - слоном, способами передвижения по доске. Белопольные и чёрнопольные слоны. Объяснить детям, почему надо быстрее выводить слонов в центр. | |
"Могучая фигура" | Познакомить с генералом среди фигур - ферзем и способами его передвижения. Познакомить с правилом: "Ферзь любит свой цвет" | |
"Шахматная шкатулка" | Упражнять в способах передвижения по полю ферзя, слона и ладьи. | |
декабрь | "Знакомство с конём" | Познакомить с шахматной фигурой - конём, способами её передвижения |
"Конь против коня" | Упражнять в умении правильно делать срубы. | |
"Ферзь, ладья и слон против коня" | Упражнять в умении правильно делать срубы. | |
январь | "И король жаждет боя" | Познакомить с самой главной фигурой - королём, способами её передвижения. |
"Шах" | Дать представление о том, что такое шах. Тренировка в объявлении шаха. | |
"Не иди, король, под шах" | Учим подбирать для короля неатакованные поля. | |
"Мат - цель шахматной партии" | Дать представление о том, что такое мат. | |
февраль | Сказка "Как ладья похудела" | Дать представление о рокировке. |
"Рокировка" | Дать понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки. | |
"Ценность фигур" | Познакомить детей с приблизительной стоимостью шахматных фигур. Выгодный и невыгодный размен. | |
"Адрес шахматной фигуры" | Познакомить детей с буквенным и цифровым обозначением шахматного поля. Упражнять в правильном обозначении местоположения шахматной фигуры. | |
март | "Шахматная партия. Начало шахматной партии" | Закрепить представления детей о позиции "шах". Закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию, называя вслух поля, на которые они ставятся. |
"Правила шахматного этикета" | Познакомить с правилами шахматного этикета. | |
"Вилка". Двойной удар. | Познакомить с позицией "вилка". | |
"Шахматный турнир" | Упражнять детей играть в шахматы, соблюдая правила игры. | |
апрель | "Пат и другие случаи ничьи" | Формировать представления детей о положении "пат". Выделение отличий пата от мата. |
"Пешки. Взятие на проходе" | Познакомить детей с шахматным правилом: "Взятие на проходе" | |
Шахматная викторина | Закрепить знания детей о названии фигур, способах их передвижения, правилах игры в шахматы. | |
Развлечение "Сказочная страна - Шахматы" | Формировать интерес у детей к игре в шахматы. | |
май | Турнир с родителями | Закрепить основные правила, комбинации игры в шахматы. |
Диагностика | ||
Творческий отчёт | Подвести итоги работы за учебный год. |
Критерии педагогической диагностики:
- знать названия шахматных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь;
- знать, что пешка - это не фигура;
- знать правила хода и взятия каждой фигуры;
- уметь ориентироваться на шахматной доске;
- уметь согласовывать действия пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом;
- уметь правильно размещать шахматную доску между партнёрами;
- уметь правильно расставлять фигуры в начальном положении;
- уметь различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- уметь ставить шах и объявлять о нём;
- уметь рокировать;
- владеть шахматными терминами: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат;
- знать правила шахматной этики;
- использовать шахматные правила в турнирах.
Литература:
1.Калиниченко Н. М. Шахматы для начинающих. - СПб.: Питер, 2015
2.Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких = Шахматы для детей: книга - сказка для совместного чтения родителей и детей. - Москва: Издательство АСТ: Кладезь, 2017.
3.Чеванес, Сабрина. Шахматы для детей (пер. с английского С. Худякова). - М.: Эксмо, 2016.
4. Цикл статей "Как обыграть папу в шахматы" Игоря Сухина в журналах "Мурзилка" №3, №8, №12 за 2016год; №7 за 2017 год.
5. "Шахматы, математика и логика" Игорь Сухин, журнал "Мурзилка" №4 за 2017 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/04/picture-72845-1423062828.jpg)
Программа кружка "Детский дизайн" подготовительная группа
Программа кружка для подготовительной группы. Кружок детского дизайна предусматривает создание дошкольниками полезных, индивидуальных самоделок, творческих работ из различного материала, используя раз...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/17/picture-647925-1718619577.jpg)
Рабочая программа кружка "Разноцветье", для подготовительной группы.
Рабочая программа кружка "Разноцветье", для подготовительной группы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/12/picture-969415-1510502323.jpg)
Программа кружка «Светофорик» в подготовительной к школе группе
Перспективный план кружка «Светофорик» в подготовительной к школе группе Пояснительная записка Самое дорогое у человека – э...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/03/picture-981492-1512313923.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Умелые ручки» (подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Умелые ручки» (подготовительная группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-1001914-1516905128.jpg)
Программа кружка "Русская старина" подготовительной группы
Реализуемая цель:Приобщение дошкольников к истории и культуре русского народа Задачи:1.Освоение историко – культурного наследия России через памятные даты народного...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-1001914-1516905128.jpg)
Программа кружка "Растем здоровыми" подготовительная группа
Реализуемая цель Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста средствами инновационных здоровьесберегающих технологий....