РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Шахматного клуба «Эрудит»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальных способностей через игру в шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №40»
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
«Детский сад №40»
_________________
Приказ №_____от______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальных способностей через игру в шахматы.
Автор: Казанцева Светлана Юрьевна воспитатель
МБДОУ «Детский сад №40»
г. Бийск
2015 год
Содержание программы:
- Целевой раздел………………………………………………………………….3
- Пояснительная записка……………………………………………………3
- Цель рабочей программы…………………………………………………4
- Задачи рабочей программы……………………………………………....4
- Принципы и подходы в организации образовательного процесса……4
- Особенности детей старшего дошкольного возраста ………………….4
- Планируемые результаты освоения программы………………………..6
- Содержательный раздел……………………………………………………….7
- Организационный раздел…………………………………………………….14
1. Целевой раздел
- Пояснительная записка
Отличительной особенностью программы является использование нетрадиционных методов и способов интеллектуального развития .
В 2014-2015 учебном году деятельность направлена на исполнение основных нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
- Постановление Гл. гос.сан. врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»;
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. А умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Поэтому именно игра в шахматы позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования интеллекта ребенка. Она – неисчерпаемый источник познавательного развития, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
1.2. Цель программы: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальных способностей через игру в шахматы.
1.3. Задачи:
- Учить мыслить, запоминать, сравнивать и предвидеть результат; планировать свою деятельность.
- Познакомить с шахматными фигурами и пешками. Показать роль каждой фигуры в игре.
- Помочь дошкольникам запомнить правила игры.
1.4. Принципы программы:
- Принцип наглядности.
- Принцип личностно – ориентированного подхода.
- Принцип доступности.
1.5. Особенности детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе. В этом возрасте чаще всего ребенок:
• Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.
• Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.
• Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок.
• Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
• Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.
• Ребенок ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста требуют использования игровых форм деятельности. Вот почему программа насыщена играми и игровыми упражнениями, и теоретическая часть дается в сказочно – игровой форме.
1.6. Ожидаемые результаты:
1. Воспитанники могут мыслить, запоминать, сравнивать и предвидеть результат; планировать свою деятельность.
2. Знают и различают шахматные фигуры и пешки. Знают роль каждой фигуры в игре.
3. Знают и соблюдают правила игры.
2. Содержательный раздел
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Кол-во часов | Задачи | Содержание |
сентябрь | Отбор воспитанников . | 1 | При помощи Методики выявления сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (автор Наталья Бурдыгина ) выявить одаренных детей в области математики (выявить детей с математическими способностями). | Игры:
|
Октябрь | В стране Шахматных чудес. Мудрец. Волшебная доска. Проспекты, улицы и переулки волшебной доски. | 1 1 1 1 | Вызвать интерес к новой игре. Познакомить со сквозными героями клуба, которые помогут воспитанникам постичь «шахматные науки». Познакомить с названием шахматных фигур. Поддерживать интерес к новой игре. Познакомить с шахматной доской, где разворачиваются увлекательные сражения, происходят удивительные приключения. Познакомить с вертикальными, горизонтальными и диагональными линиями. Помочь запомнить буквы вертикальных линий. |
|
Ноябрь | Первый турнир Ни шагу назад Прямолинейная бесхитростная фигура Вежливые слоны | 1 1 1 1 | Упражнять в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей, диагоналей, показывая и называя их вслух. Научить хорошо ориентироваться на доске, быстро и безошибочно называть шахматные поля. Познакомить с пешкой, изучить ходы пешек, их взаимодействие друг с другом на доске. Познакомить с шахматной фигурой – ладьей, показать, как ходит ладья и во сколько очков оценивается. Познакомить с шахматной фигурой – слон, показать, как он ходит и во сколько очков оценивается. |
|
Декабрь | Могучая фигура Прыг, скок и вбок Король идет в бой | 1 1 1 | Познакомить с шахматной фигурой – ферзь, показать, как он ходит и во сколько очков оценивается Познакомить с шахматной фигурой – конь, показать, как он ходит и во сколько очков оценивается Познакомить с главной шахматной фигурой – король, показать, как он ходит. Познакомить с правилом, что без королей не играют. | 1. Чтение продолжения сказки. 2. Показать, где располагаются фигуры на шахматной доске и как они ходят. 3. Вопросы для закрепления знаний о ферзе. 4. Задания для решения шахматных задач. 5. Вопросы из «Шахматной шкатулки». 1. Чтение продолжения сказки. 2. Упражнение – задача: «Ход конем». 3. Вопросы из «Шахматной шкатулки».
|
Январь | Как ладья похудела Нотация шахматной доски Волшебный квадрат. | 1 1 1 | Познакомить детей с шахматной комбинацией – рокировкой. Дать понять, что шахматная доска – это не только место сражения пешек и фигур. Важно не только знать, как они располагаются и передвигаются на доске, но и уметь записывать шахматные партии. Запись шахматных партий называется шахматной нотацией. Познакомить детей с секретом волшебного квадрата. Дать понять, что знание секрета помогает каждому овладевшему им шахматисту не только определять, но и создавать на доске такие позиции, которые не выгодны сопернику по игре. |
|
Февраль | Спасительница и непобедимый. Волшебный мир комбинаций Этюды и задачи | 1 1 3 | Познакомить детей с законом дебюта партии в шахматной игре. Показать хорошие ходы и ходы, которые следует избегать. Познакомить с тактическими шахматными комбинациями: открытый шах, мельница и вилка. Учить точно и четко рассчитывать свою комбинацию и предвидеть комбинацию противника. Учить более разумно и рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, сохранившимися на доске, достигать выигрыша или добиваться ничьей в трудном положении, с плохой позицией, находить выход, казалось бы, на первый взгляд, из безнадежных положений с честью. |
|
Март | Здоровые телом – сильные духом. Шахматный турнир на личное первенство | 1 4 | Показать воспитанникам, что все знаменитые шахматисты занимались физкультурой и спортом. Учить детей правильно вести себя за шахматной доской. Вырабатывать бойцовские качества. |
«кто быстрее перенесет и расставит все шахматные фигуры на доску», «Кто быстрее доберется до поля противника» и др.
|
Апрель | В гостях хорошо, а дома лучше | 1 | Закрепить ход коня и правила шахматной игры |
|
Май | Ответь, как в сказке, сам без подсказки. Праздник «Шахматный карнавал» | 1 1 | Закрепление полученных знаний шахматной игры. Доставить детям радость. |
Праздник в форме КВН . |
3. Организационный раздел.
Продолжительность занятий: 30 минут
Методы и приемы.
- словесные
- наглядные
- практические
Мониторинг
Педагогические наблюдения за детьми.
Беседы с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект занятия « Клуба – эрудит кружка «Мягкой игрушки»
Цель: вовлечь детей в мир познавательной игры. Задачи: Обучающие: Пополнить знания детей о мире игрушки. Развивающие: Развивать дикцию, музыкальные способности, смекалк...

Рабочая программа клуба "Здоровые родители - здоровые дети"
Окружая ребенка любовью и заботой, родители очень часто забывают о его развитии и воспитании нравственности, эффективность которых зависит от их активного участия в этих процессах. Но как показывает п...

Рабочая программа клуба «Здоровые родители - здоровые дети». 2016-2017 учебный год.
Здоровый образ жизни - образ жизни, способствующий сохранению, укреплению восстановлению здоровья....

Рабочая программа клуба «Здоровые родители - здоровые дети»
Здоровый образ жизни - образ жизни, способствующий сохранению, укреплению восстановлению здоровья....
Рабочая программа клуба «Здоровье детей в руках родителей» 2016-2017 учебный год
Здоровый образ жизни - образ жизни, способствующий сохранению, укреплению восстановлению здоровья....

Рабочая программа "Маленький эрудит"
Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте. если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и н...