РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Шахматного клуба «Эрудит»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальных способностей через игру в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_shahmatnogo_kluba.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №40»

                                                                                                 Утверждаю                    

                                                                                                      Заведующий МБДОУ

                                                                                              «Детский сад №40»

                                                                                                      _________________

                                                                                                 Приказ №_____от______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальных способностей через игру в шахматы.

Автор: Казанцева Светлана Юрьевна  воспитатель

МБДОУ «Детский сад №40»

г. Бийск

2015 год

Содержание программы:

  1. Целевой раздел………………………………………………………………….3
  1. Пояснительная записка……………………………………………………3
  2. Цель рабочей программы…………………………………………………4
  3. Задачи рабочей программы……………………………………………....4
  4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса……4
  5. Особенности детей старшего дошкольного возраста ………………….4
  6. Планируемые результаты освоения программы………………………..6
  1. Содержательный раздел……………………………………………………….7
  2. Организационный раздел…………………………………………………….14


1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Отличительной особенностью программы является использование нетрадиционных методов и способов интеллектуального  развития .

В 2014-2015 учебном году деятельность  направлена на исполнение  основных нормативно-правовых документов:          

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  • Постановление Гл. гос.сан. врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13;
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осу­ществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»;

Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. А умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

Поэтому именно игра в шахматы позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования интеллекта ребенка. Она – неисчерпаемый источник познавательного развития, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

1.2. Цель программы: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальных способностей через игру в шахматы.

1.3. Задачи:

  1. Учить мыслить, запоминать, сравнивать и предвидеть результат; планировать свою деятельность.
  2. Познакомить с шахматными фигурами и пешками. Показать роль каждой фигуры в игре.
  3. Помочь дошкольникам запомнить  правила игры.

1.4.  Принципы программы:

  1. Принцип наглядности.
  2. Принцип личностно – ориентированного подхода.
  3. Принцип доступности.

1.5. Особенности детей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе. В этом возрасте чаще всего ребенок:

•    Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.

•    Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.

•    Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок.

•    Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

•    Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.

•   Ребенок ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста требуют использования игровых форм деятельности. Вот почему программа насыщена играми и игровыми упражнениями, и теоретическая часть дается в сказочно – игровой форме.

1.6. Ожидаемые результаты:

1.        Воспитанники могут мыслить, запоминать, сравнивать и предвидеть результат; планировать свою деятельность.

2.        Знают и различают шахматные фигуры и пешки. Знают роль каждой фигуры в игре.  

3. Знают и соблюдают правила игры.

2. Содержательный раздел

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Кол-во часов

Задачи

Содержание

сентябрь

Отбор воспитанников .

1

При помощи  Методики выявления сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (автор Наталья Бурдыгина ) выявить одаренных детей в области математики (выявить детей с математическими способностями).

Игры:

  •  «Путаница»
  •  «Какой цифры не стало? »
  • «Тест-картинки»
  • Выстраивание предметного ряда по величине.
  • Разложи карандаши (коврики
  • «Эталоны»
  • «Систематизация объектов по форме»
  • «Восприятие и воспроизведение сложных форм»
  • «Художники»
  • «Схематизация» (по Р. И. Бардиной)
  • «Исправь ошибки»
  •  «Прятки»
  • «Дни недели»

Октябрь

В стране Шахматных чудес.

Мудрец.

Волшебная доска.

Проспекты, улицы и переулки волшебной доски.

1

1

1

1

Вызвать интерес к новой игре. Познакомить со сквозными героями клуба, которые помогут воспитанникам постичь «шахматные науки».

Познакомить с названием шахматных фигур. Поддерживать интерес к новой игре.

Познакомить с шахматной доской, где разворачиваются увлекательные сражения, происходят удивительные приключения.

Познакомить с вертикальными, горизонтальными и диагональными линиями. Помочь запомнить буквы вертикальных линий.

  1. Сюрпризный момент: письмо от Лены и Алеши.
  2. Чтение 1 главы сказки из книги В.Г.Гришина «Малыши играют в шахматы».

  1. Повторение пройденного материала.
  2. Чтение 2 главы сказки.

  1. Вспомнить сюжет предыдущей главы сказки – кто и зачем придумал игру.
  2. Чтение продолжения сказки.
  3. Рисование шахматной доски при помощи линейки.

  1. Вспомнить, как должна располагаться доска  относительно игрока.
  2. Чтение продолжения сказки.
  3. Знакомство с диаграммами.
  4. Заучивание считалки.

Ноябрь

Первый турнир

Ни шагу назад

Прямолинейная бесхитростная фигура

Вежливые слоны

1

1

1

1

Упражнять в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей, диагоналей, показывая и называя их вслух. Научить хорошо ориентироваться на доске, быстро и безошибочно называть шахматные поля.

Познакомить с пешкой, изучить ходы пешек, их взаимодействие друг с другом на доске.

Познакомить с шахматной фигурой – ладьей, показать, как ходит ладья и во сколько очков оценивается.

Познакомить с шахматной фигурой – слон, показать, как он ходит и во сколько очков оценивается.

  1. Вспомнить, как называются линии на шахматной доске.
  2. Назвать 4 центральных поля и показать, где они находятся.
  3. Задания по ориентированию на шахматной доске.
  4. Игра «Шахматное лото».
  5. Игра «Расставь на доске».
  6. Игра «Составь доску».

  1. Вспомнить, чем закончилась сказка.
  2. Чтение продолжения сказки.
  3. Задание: Расставить все пешки на доске.
  4. «Играем пешками»
  5. Пешечные заповеди
  6. Вопрос – ответ.
  7. Задача – шутка.
  1. Чтение продолжения сказки.
  2. Показать, где располагаются фигуры на шахматной доске и как они ходят.
  3. Решение шахматных задач.
  4. Вопросы из «Шахматной шкатулки».
  1. Чтение продолжения сказки.
  2. Показать, где располагаются фигуры на шахматной доске  и как они ходят.
  3. Состязание между командами.
  4. Вопросы из «Шахматной шкатулки».

Декабрь

Могучая фигура

Прыг, скок и вбок

Король идет в бой

1

1

1

Познакомить с шахматной фигурой – ферзь, показать, как он ходит и во сколько очков оценивается

Познакомить с шахматной фигурой – конь, показать, как он ходит и во сколько очков оценивается

Познакомить с главной шахматной фигурой – король, показать, как он ходит. Познакомить с правилом, что без королей не играют.

1.        Чтение продолжения сказки.

2.        Показать, где располагаются фигуры на шахматной доске  и как они ходят.

3. Вопросы для закрепления знаний о ферзе.

4. Задания для решения шахматных задач.

5. Вопросы из «Шахматной шкатулки».

1. Чтение продолжения сказки.

2. Упражнение – задача: «Ход конем».

3. Вопросы из «Шахматной шкатулки».

  1. Чтение продолжения сказки.
  2. Работа с диаграммами.
  3. Предложить детям сыграть всеми фигурами.

Январь

Как ладья похудела

Нотация шахматной доски

Волшебный квадрат.

1

1

1

Познакомить детей с шахматной комбинацией – рокировкой.

Дать понять, что шахматная доска – это не только место сражения пешек и фигур. Важно не только знать, как они располагаются и передвигаются на доске, но и уметь записывать шахматные партии. Запись шахматных партий называется шахматной нотацией.

Познакомить детей с секретом волшебного квадрата.  Дать понять, что знание секрета помогает каждому овладевшему им шахматисту не только определять, но и создавать на доске такие позиции, которые не выгодны сопернику по игре.

  1. Чтение продолжения сказки
  2. Рассказ воспитателя, при каких условиях можно выполнять рокировку.
  3. Вопросы из «Шахматной шкатулки».
  1. Чтение продолжения сказки
  2. Показать, как правильно записывать нотацию.
  3. Работа с диаграммами

  1. Чтение продолжения сказки
  2. Рассказ воспитателя о волшебном квадрате.
  3. Знакомство с правилом квадрата.
  4. Разбор позиций.
  5. Работа с диаграммами

Февраль

Спасительница и непобедимый.

Волшебный мир комбинаций

Этюды и задачи

1

1

3

Познакомить детей с законом дебюта  партии в шахматной игре. Показать хорошие ходы и ходы, которые следует избегать.

Познакомить с тактическими шахматными комбинациями: открытый шах, мельница и вилка. Учить точно и четко рассчитывать свою комбинацию и предвидеть комбинацию противника.

Учить более разумно и рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, сохранившимися на доске, достигать выигрыша или добиваться ничьей в трудном положении, с плохой позицией, находить выход, казалось бы, на первый взгляд, из безнадежных положений с честью.

  1. Чтение продолжения сказки
  2. Рассказ воспитателя об оппозиции и дебюте.
  3. Работа с диаграммами
  4. Игра между командами.
  1. Чтение продолжения сказки
  2. Разбор шахматных комбинаций.
  3. Работа с диаграммами.
  4. Решение шахматных задач.

  1. Чтение продолжения сказки.
  2.         Работа с диаграммами
  3. Решение шахматных задач и этюдов.

Март

Здоровые телом – сильные духом.

Шахматный турнир на личное первенство

1

4

Показать воспитанникам, что все знаменитые шахматисты занимались физкультурой и спортом.

Учить детей правильно вести себя за шахматной доской. Вырабатывать бойцовские качества.

  1. Чтение продолжения сказки.
  2. Игры – эстафеты:

«кто быстрее перенесет и расставит все шахматные фигуры на доску»,  «Кто быстрее доберется до поля противника» и др.

  1. Жеребьевка.
  2. Игры в парах.
  3. Занесение результатов в турнирную таблицу.

Апрель

В гостях хорошо, а дома лучше

1

Закрепить ход коня и правила шахматной игры

  1. Чтение продолжения сказки.
  2. Работа с диаграммой.

Май

Ответь, как в сказке, сам без подсказки.

Праздник «Шахматный карнавал»

1

1

Закрепление полученных знаний шахматной игры.

Доставить детям радость.

  1. Игра – викторина «Умники и умницы».

Праздник в форме КВН .

3. Организационный раздел.

Продолжительность занятий: 30 минут

Методы и приемы.

- словесные

 - наглядные  

- практические

Мониторинг

Педагогические наблюдения за детьми.

Беседы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект занятия « Клуба – эрудит кружка «Мягкой игрушки»

Цель: вовлечь детей в мир познавательной игры. Задачи: Обучающие: Пополнить знания детей о мире игрушки. Развивающие:  Развивать дикцию, музыкальные способности, смекалк...

Рабочая программа клуба "Здоровые родители - здоровые дети"

Окружая ребенка любовью и заботой, родители очень часто забывают о его развитии и воспитании нравственности, эффективность которых зависит от их активного участия в этих процессах. Но как показывает п...

Рабочая программа клуба «Здоровые родители - здоровые дети». 2016-2017 учебный год.

Здоровый образ жизни - образ жизни, способствующий сохранению, укреплению восстановлению здоровья....

Рабочая программа клуба «Здоровые родители - здоровые дети»

Здоровый образ жизни - образ жизни, способствующий сохранению, укреплению восстановлению здоровья....

Рабочая программа клуба «Здоровье детей в руках родителей» 2016-2017 учебный год

Здоровый образ жизни - образ жизни, способствующий сохранению, укреплению восстановлению здоровья....

Рабочая программа клуба «В мире шахмат»

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой....

Рабочая программа "Маленький эрудит"

Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте. если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и н...