Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Шахматный клуб «Знатоки» (познавательной направленности)
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад» «РЯБИНУШКА» Смоленского района Смоленской области
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения
«Шахматный клуб «Знатоки»
(познавательной направленности)
Срок реализации программы: 1 год Возраст воспитанников: 5-8 лет
Программу составила: воспитатель
Филимонова Вера Сергеевна
Жуково
2019г
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | ||
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Принципы и подходы в организации образовательного процесса | 6 |
1.3 | Цели и задачи программы | 6 |
1.4 | Ожидаемые результаты | 7 |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
| ||
2.1 | Календарно- тематический план | 8 |
2.2 | Содержание программы | 12 |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | ||
3.1 | Организация образовательного процесса | 15 |
3.2 | Программно-методическое обеспечение | 15 |
3.3 | Список литературы | 16 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Скучно было детворе ранним утром во дворе.
- Знаю я одну игру, - сказал ребятам Петя. - Где бы ни был я, везде в нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь, слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король – его хранит отряд. Хочу задание вам дать – игры названье угадать!
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю.
Шахматы в детском садике положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.
Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.
Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовно, одновременно являясь средством обучения, воспитания и развития. Важно, чтобы это средство было ненавязчивым, увлекательным, интересным. Только в этом случае оно будет полезным и эффективным.
Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовно, одновременно являясь средством обучения, воспитания и развития. Важно, чтобы это средство было ненавязчивым, увлекательным, интересным. Только в этом случае оно будет полезным и эффективным.
Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13)
Актуальность
В наше время очень актуально обучение игре в шахматы с самого раннего возраста, так как помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Обоснование проблемы:
- Дети мало знают о шахматах как об игре; - Нет знаний о правилах игры в шахматы.
- Не владеют навыками самостоятельной игры в шахматы.
- Дети плохо ориентируются на плоскости.
- Недостаточно развиты умения применять полученные знания на практике. Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматный клуб Знатоки» имеет социально-интеллектуальную направленность и способствует формированию элементарных математических представлений, развитию нравственного, эстетического и эмоционального потенциала детей.
По функциональному предназначениюпрограмма «Шахматный клуб Знатоки» является учебно-познавательной; по форме организации - групповой, парной; по времени реализации – годичной.
Целесообразность
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам.
Цель: расширение кругозора детей, посредством знакомства с древней игрой «шахматы», способствующей концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности.
Задачи:
- расширять кругозор детей, формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками;
- закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание.
- развивать мелкую моторику рук, глазомер.
- воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие.
Отличительные особенности программы
Материал систематизирован и представлен через занятия с показом наглядного материала, рассматривание и чтение книг о шахматах, дидактические игры, экскурсии на шахматный турнир, показ презентаций «Короли шахматного мира», «Семья и шахматы».
В основу данной педагогической разработки положен замысел развития креативного мышления у детей, что является новизной в педагогическом процессе.
Методологические положения носят неоднозначный характер.Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные, что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.
Педагогические принципы программы:
- Доступность, т.е. адаптация материала для восприятия и понимания ребенкадошкольника.
- Системность и последовательность, предполагает изучение тем в строгой последовательности через различные виды деятельности.
- Принцип развивающего обучения - развитие умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения на этапе собственных открытий.
- Наглядность, предполагает подачу нового материала с использованием схем, иллюстраций, слайдов и видеоматериалов
Структура занятий
Программа включает в себя теоретический, практический и творческий блоки.
Дети не только учат фигуры и шахматную доску, но и играют в дидактические игры, слушают и инсценируют сказки и рассказы, участвуют в шахматных турнирах. Чтобы дети не уставали, на занятиях происходит смена учебной деятельности (чтение, прослушивание музыки, пальчиковые игры, и т.д.).
Возраст и характеристика воспитанников
Работа кружка рассчитана на детей старших и подготовительных групп (5-7) и проводится 1 раз в неделю по 30 минут. Группа сформирована по желанию детей, а также с учетом анкетирования родителей. Кружок проводится в групповом кабинете, где оформлен мини-музей «Шахматный мир».
Объем и сроки реализации рабочей программы
Программа содержит 36 часов в год. Занятия проводятся четыре раза в месяц (одно занятие в неделю), с сентября по май.Продолжительность занятий - 30 минут. Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Режим занятий:
Образовательная деятельность проводится один раз в неделю, во второй половине дня продолжительностью 30 минут.
Формы организации деятельности детей и методы работы:
- игры, конструирование, аппликация,
- беседы, работа с наглядным материалом,
- практические упражнения для отработки необходимых навыков,
- решение проблемных ситуаций, - турниры.
Ожидаемые результаты после первого года обучения
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 1 раз в год: в мае.
Воспитанники должны:
- иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
- различать и называть шахматные фигуры;
- правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
- иметь представление об элементарных правилах игры;
- играть малым числом фигур;
- иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
- владеть основными шахматными терминами;
- правильно применять элементарные правила игры;
- иметь представление о некоторых тактических приемах играть в парах.
Конечные результаты: Дети, прошедшие полный курс обучения по программе «Шахматы», помимо развития навыков шахматной игры, делают значительный шаг в развитии личностных качеств: - умение проявлять настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах; - способны проявлять самостоятельность. К концу учебного года дети должны знать:
Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры. К концу учебного года дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выполнение ребенком диагностического задания (приложение
1);организация турнира; открытый урок: в группе, в детском саду; участие в конкурсах детского сада.
Тематическое планирование
№ | Названи е темы | Основная деятельность |
1 | Шахмат ная доска | Чтение и инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски».Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске Шахматная доска и шахматные поля квадратные.. Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята- хвастунишки». |
2 | Шахмат ная доска | Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры«Горизонталь». «Вертикаль». |
3 | Шахмат ная доска | Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей вдиагонали. Большаябелая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировкадидактической сказки из книги И. Г Сухина «Приключения в Шахматной стране» (М: Педагогика, 1991.— С. 132—135) или дидактическойсказки «Лена, Оля и Баба Яга» (читаетсяи инсценируется фрагмент сказки; с. 3- 14).Дидактическое задание «Диагональ». |
4 | Шахмат ные фигуры | Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура». «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая». |
5 | Началь- ноеполо же- ние | Расстановка фигур перед шахматнойпартией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положениемфигур. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч». |
6 | Ладья | Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых». «Один в поле воин». «Кратчайший путь» |
7 | Ладья | Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Зашита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух). «Ограничение подвижности». |
8 | Слон | Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. |
Дидактическиезадания«Лабиринт». «Перехитричасовых». «Од ин в поле воин», «Кратчайший путь». | ||
9 | Слон | Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух). «Ограничение подвижности». |
10 | Ладья против слона | Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых». «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». «Зашита». «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». Дидактически игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля». «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности». |
11 | Ферзь | Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь — тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр диафильма«Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат». |
12 | Ферзь | Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». |
13 | Ферзь против ладьи и слона | Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».Дидактически игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности» |
14 | Конь | Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь — легкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь» |
15 | Конь | Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух),«Ограничение подвижности». |
16 | Конь противф ерзя, ладьи, слона | Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру»- Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности». |
17 | Пешка | Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин». |
18 | Пешка | Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против |
пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности». | ||
19 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения),«Ограничение подвижности». |
20 | Король | Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля). Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга». |
21 | Король против других фигур | Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры«Захват контрольного поля», «Защитаконтрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, корольпротив пешки), «Ограничение подвижности». |
22 | Шах | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». |
23 | Шах | Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах». |
24 | Мат | Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат». |
25 | Мат | Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход». |
26 | Мат | Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». |
27 | Ничья, пат. | Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат». |
28 | Рокиров ка | Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка». |
29 | Шахмат ная партия | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода». |
30 - 31 | Шахмат ная партия | Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. |
32 | Шахмат | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами |
Распределение программного материала
Занятие 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Чтение и инсценировка дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки "Котята-хвастунишки".
Занятие 2. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль".
Занятие 3. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина "Приключения в Шахматной стране" (М.: Педагогика, 1991. – с. 132–135) или дидактической сказки "Лена, Оля и Баба Яга" (читается и инсценируется фрагмент сказки; с. 3–14). Дидактическое задание "Диагональ".
Занятие 4. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая",
Занятие 5. НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".
Занятие 6. ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
Занятие 7. ЛАДЬЯ. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности".
Занятие 8. СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Легкая и тяжелая фигура.
Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
Занятие 9. СЛОН. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности".
Занятие 10. ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности".
Занятие 11. ФЕРЗЬ, Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат".
Занятие 12. ФЕРЗЬ. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".
Занятие 13. ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".
Занятие 14. КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
Занятие 15. КОНЬ. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".
Занятие 16. КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".
Занятие 17. ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".
Занятие 18. ПЕШКА. Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности".
Занятие 19. ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности".
Занятие 20. КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие.
Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт",
"Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля). Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга".
Занятие 21. КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности".
Занятие 22. ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".
Занятие 23. ШАХ. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".
Занятие 24. MAT. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".
Занятие 25. MAT. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".
Занятие 26. MAT. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".
Занятие 27. НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".
Занятие 28. РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".
Занятие 29. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода"
Занятие 30-31. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
Занятие 32-33. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
3анятия 34-36. Повторение программного материала, игра в шахматы с компьютером, праздник «В Королевстве шахматных фигур»
Содержание образования программы:
Формировать представления о шахматах как об игре. Познакомить с названием шахматных фигур и расположением их на шахматной доске. Отрабатывать умения самостоятельно расставлять фигуры на шахматной доске. Познакомить с историей шахматных турниров, королями шахматного мира. Обучить правилам игровых действий с каждой шахматной фигурой. Учить самостоятельно выполнять игровые шахматные ходы. Разыгрывать короткие шахматные партии с частью фигур. Использовать знание в шахматных турнирах, викторинах и КВН. Создать условия для развития самостоятельной игровой деятельности. Использовать полученные знания, умения и навыки в самостоятельной игре с полным набором шахматных фигур.
Требования к материально-техническому обеспечению Реализация программы «Шахматы в детском саду» требует наличия кабинета.
Оборудование кабинета:
дидактические игры для обучения игре в шахматы;
наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, фотографии);
демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур; настольные шахматы; шахматные столы; шахматные часы; обучающие видео уроки по шахматам; стимуляторы игр; уголок «Шахматы» в старшей и подготовительной группах.
Литература:
- Гришин В., «Малыши играют в шахматы» Г 85 Просвещение, 1991.- 158с.:
- Гришин В. «Шахматная азбука» М. Издательство "Физкультура и спорт". 1972.
59, [1] с., с цв. рис. в тексте. Тираж 200 000 экз. 29,1 х 21,9. В издат. илл. обл.
- Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
Издательство: Феникс (2004 г.) 320 стр.
- Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Издательства: АСТ, Астрель (2008 г.) 287 стр.
- Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностические задания по оценке уровня освоения детьми 5-7 лет шахматной игры.
Задание № 1 (Знания. История шахматной игры). Инструкция: Расскажи, что ты знаешь о шахматах, как об игре, которая возникла еще в древности. Назови, каких чемпионов мира по шахматам ты знаешь?
Критерии оценки:
Высокий - рассказывает об истории шахмат, высказывает свое эмоциональное отношение к игре. Называет 2-3 чемпиона мира по шахматам.
Низкий - отвечает односложно, дополняет рассказ педагога. Называет 1 чемпиона мира по шахматам.
Задание № 2. (Знания. Правильное расположение шахматной доски). Инструкция: Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную доску для кукол. Критерии оценки: Высокий - правильно выполняет задание. Низкий - ыполняет задание не правильно.
Задание № 3. (Знания. Название шахматных фигур). Инструкция:Давай поиграем в игру «Школа». Это твои ученики, как их зовут?
Критерии оценки: Высокий - правильно выполняет задание; Средний - выполняет задание, допуская 1-2 ошибки; низкий - выполняет задание не правильно.
Задание № 4. (Расположение шахматных фигур и пешек на шахматной доске). Инструкция: Посади своих учеников каждого на свое место.
Критерии оценки:Высокий - правильно выполняет задание; Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-2 ошибки; Низкий - выполняет задание не правильно.
Задание № 5. (Знания. Действия с шахматными фигурами и пешкой). Инструкция 1: Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем). Инструкция 2:Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем,королем)
Критерии оценки:Высокий - правильно выполняет задание; Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-3 ошибки; Низкий - выполняет задание не правильно
Уровни освоения программы:
Высокий уровень - ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. Делает правильные ходы, направленные на то, чтобы напасть на фигуру противника, ограничить ее подвижность, вывести из - под удара.
Средний уровень - ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. В игре допускает ошибки, некоторые фигуры остаются незадействованными.
Низкий уровень - ребенок не может вести игру
Условные обозначения: Высокий уровень-3 балла, средний уровень-2 балла низкий уровень - 1 балл
Критерии оценки итогового уровня:
Высокий уровень- 2,5- 3 балла, средний уровень- 1,5-2,4 балла, низкий уровень - 1-1,4 балла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Творческая мастерская»
Всегда найдется дело для умелых рук, Если хорошенько посмотреть вокруг....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Речевичок» (далее - Программа)социально- педагогической направленности для детей
В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбора занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложн...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Творческая мастерская»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Всегда найдется дело для умелых рук, Если хорошенько посмотреть вокруг....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Творческая мастерская»
Всегда найдется дело для умелых рук, Если хорошенько посмотреть вокруг....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Творческая мастерская»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Творческая мастерская»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Творческая мастерская»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Творческая мастерская»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Творческая мастерская «Мастерилки» для детей 4 – 5 лет.
Одной из главных задач современного дошкольного воспитания является развитие творческой активной работы, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на пер...