«Развитие интеллекта и логического мышления старших дошкольников посредством реализации проекта «Шахматный клуб»
материал (подготовительная группа)
Выступление из опыта работы:«Развитие интеллекта и логического мышления старших дошкольников посредством реализации проекта «Шахматный клуб»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyrodova_ea_iz_opyta_raboty_shahmaty.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка- детский сад №33 «Радуга»
Выступление из опыта работы:
«Развитие интеллекта и логического мышления старших дошкольников посредством реализации проекта «Шахматный клуб»
Подготовила: воспитатель Выродова Е.А.
Губкин, 2021
«Шахматы – нечто большее, чем просто игра.
Это интеллектуальное времяпрепровождение,
в котором есть определённые художественные
свойства и много элементов научного. Для
умственной работы шахматы значат то же,
что спорт для физического совершенствования:
приятный путь упражнения и развития
отдельных свойств человеческой натуры…»
Хосе Рауль Капабланка
В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается познавательный интерес к окружающему миру, формируются различные познавательные позиции по отношению к различным видам деятельности. В этом возрасте мозг ребенка уже хорошо воспринимает и усваивает в больших объемах новую, сложную информацию. Память дошкольника, как средство накопления, в данный период приобретения личного опыта, начинает играть определяющую роль. Умственная деятельность ребенка заметно возрастает, становится заметным увеличение последовательности мыслительных операций.
Всем детям, и одаренным, и обычным, и слабым, а также детям с ОВЗ, игра в шахматы дает большие возможности для развития интеллекта. Кроме того, игра в шахматы выступает как важный фактор для социализации личности дошкольника и создает предпосылки для формирования навыков общения со сверстниками и взрослыми, способствует приобретению опыта продуктивного взаимодействия с социумом. Поэтому, необходимо, как можно раньше, грамотно выстроить процесс обучения игры в шахматы на доступном для дошкольников уровне.
С помощью этой умной игры развивается наглядно-образное мышление, память, зарождается логическое мышление, вырабатывается усидчивость, вдумчивость, организованность, внимательность и целеустремленность.
В нашем детском саду уже несколько лет, как реализуется проект «Шахматный клуб». В рамках деятельности этого проекта, игра в шахматы применяется как содержательный, познавательный досуг для детей, удовлетворяющий детским потребностям в активной познавательной деятельности. Это прекрасный способ разнообразить времяпрепровождение ребенка, расширить его кругозор. Так же, изучение шахмат, мы рассматриваем, как отличную умственную гимнастику и залог хороших будущих результатов обучения в школе.
Для реализации проекта была разработана специальная программа по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста.
Программа рассчитана на 1 год для детей 6-7 лет. В состав обучаемой группы входит 10 -15 человек. Предполагается проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: не более 30 минут. Группа сформирована по желанию детей, рекомендациям воспитателей и согласию родителей. Программой предусматривается 34 шахматных занятия. Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий изучается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей.
Цель программы: научить детей играть в шахматы всеми фигурами.
Задачи:
- Создание условий в ДОУ для развития шахматного образования детей старшего дошкольного возраста.
- Формирование интереса детей к определенному виду спорта – шахматам.
- Расширение кругозора в процессе обучения игре в шахматы.
- Развитие концентрации внимания, логического мышления, интеллекта, памяти, наблюдательности и социализация детей дошкольного возраста.
- Тренировка спортивного мастерства.
- Воспитание соревновательного духа и энтузиазма, настойчивости, выдержки, воли, уверенности в своих силах, спокойствия в любых ситуациях.
Для занятий «Шахматного клуба» выделен специальный шахматный уголок, в котором расположена настенная магнитная шахматная доска с магнитными фигурками, несколько комплектов шахмат, удобные столики для игры, постер «Виды шахматных ходов», игровые шахматные персонажи, детские книги о шахматах, настольно-печатные и дидактические игры на шахматную тематику.
Первая встреча детей с шахматами всегда проводится в яркой, веселой, запоминающейся форме. Знакомство начинается в виде игры, с рассказа об истории их возникновения. В виде сказки, или истории про приключения, обыгранной сценками, в которых участвуют шахматные фигуры, дети встречаются с «королем, королевой и их свитой».
В простой и доступной для понимания дошкольников форме, дети знакомятся с названиями шахматных фигур и «волшебными» свойствами шахматной доски.
Запомнить расположение фигур на шахматной доске помогает любимое детьми стихотворение Ирины Седовой:
«Я смотрю на первый ряд, по краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней, нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены наши храбрые слоны.
И еще два поля есть, а на них король и ферзь.
А теперь без спешки идут на место пешки.»
Детям очень нравится участвовать в сценках, разыгрываемых при помощи шахматных фигур, например, рыцарских турнирах и сражениях фигур-воинов (ладей, слонов, коней) устраиваемых для защиты короля и королевы. Так же ребята любят историю про пешку-одиночку, которая нашла себе друзей на шахматном поле.
На занятиях «Шахматного клуба», мы также активно обыгрываем тему шахмат в настольно-печатных играх.
Из двуцветных пазлов дети собирают шахматное поле, которое потом используют для игры, играют в «Шахматное лото», «Шахматную лесенку», «Шахматное домино», «Шахматные часы» и другие игры.
Игра «Больше, меньше, равно» помогает при помощи шахматных фигур разного «веса» в изучении математических равенств или неравенств.
Периодически в детском саду, в рамках проекта «Шахматный клуб», проводятся шахматные турниры, участвуя в которых ребята получают возможность показать свои знания и умения в игре, посоревноваться со своими сверстниками. Сюжетные линии турниров и соревнований разные, но всегда яркие, красочные, костюмированные, с узнаваемыми и любимыми героями. По итогам турнира подводятся итоги и все ребята получают почетные грамоты и небольшие символические подарки-призы (значки, конфеты, медальки и т.д.)
Для развития и поддержания интереса к шахматам используем соответствующую литературу: книга-сказка «Шахматы для самых маленьких», «Удивительные приключения шахматной доски», «Приключения в шахматной стране», «Приключения шахматного солдата Пешкина». Дети с удовольствием слушают легенды, связанные с древней игрой: «Легенда о зернах», «Белое и черное», «Легенда о братьях Гаве и Талханде» и др.
Большую роль в процессе обучения детей игре в шахматы играют родители. Поэтому мы стараемся привлекать их к участию в работе «Шахматного клуба». Проводим консультации: «Играем вместе с детьми в шахматы», «Как развить логику ребенка с помощью шахмат», «Что такое шахматы» и др. Для семейного чтения родители могут взять книги о шахматах из библиотеки выходного дня, организованной в группе. Приглашаем родителей для участия в командных физкультурно-спортивных мероприятиях: «Шахматная эстафета», «Шахматный турнир между семейными командами», «Конкурс на лучшую шахматную семью». Родители вместе с детьми с большой охотой участвуют в подобных праздниках.
Шахматы имеют большое значение в социализации и развитии ребенка дошкольного возраста. Здесь можно выделить несколько функций шахматной игры:
- Познавательная. Изучая и применяя правила игры в шахматы, дети учатся логически мыслить, просчитывать действия соперника, предвидеть последствия шахматного хода, сравнивать и правильно реагировать на выигрыш и поражение. Игра в шахматы развивает творческие способности и фантазию.
- Воспитательная. Шахматы способствуют развитию выдержки, внимания, собранности, умения сконцентрироваться. Дети познают дух соперничества и соревнования. Вырабатывают способность к принятию самостоятельных решений, учатся спокойно относиться к неудачам.
- Физическая. Игра в шахматы предполагает обладание большим запасом сил и выносливости, наличие быстрой реакции. Все эти качества развиваются во время занятий шахматами.
Таким образом, шахматы должны как можно раньше войти в жизнь детей, как элемент умственной культуры, как средство развития интеллектуальных способностей, как полезное времяпрепровождение и как великолепный задел для будущего ребенка.
«…Не зря во все эпохи короли
Ценили мудрость шахматной игры.
И в жизни пешка может стать ферзем,
Ведомая недюжинным умом…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие логического мышления старших дошкольников посредством ЭОР"
Презентация "Развитие логического мышления старших дошкольников посредством ЭОР"...
«Развитие логического мышления старших дошкольников посредствам развивающих игр»
Презентацияметодической разработки раздела образовательной программы.Образовательная область «Познание»,формирование элементарных математических представлений.на тему: «Развитие логического мышл...
Презентация с интерактивными задачами "Развитие логического мышления старших дошкольников посредством решения задач"
Материал - из опыта работы. В презентации собран и представлен теоретический материал и три интерактивные задачи для детей старшего дошкольного возраста на анализ и синтез объектов, их признаков...
План работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников посредством логических блоков Дьенеша
В материале определены цели и собраны формы работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша....
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством математических игр, как одно из необходимых условий успешной подготовки к школе.
В статье раскрываются пути и способы развития логического мышления старших дошкольников посредством математических игр с примерами для использования их и родителями и педагогами....
Презентация «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством развивающей игры В. Воскобовича «Волшебная восьмерка»
В презентации описывается игровое пособие В. В. Воскобовича "Волшебная восьмерка", приводятся примеры игр с данным пособием....
"Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка"
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышлен...