Консультация для музыкальных руководителей «Создание РППС, стимулирующей развитие самостоятельной музыкально - игровой деятельности дошкольников».
консультация
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) музыкального руководителя — это организованное пространство, включающее детские музыкальные инструменты, оборудование, электронные образовательные ресурсы и средства обучения, а также предметы для самостоятельной творческой деятельности детей не только в музыкальном зале, но и в группах.
РППС должна соответствовать требованиям ФГОС ДО, СанПиН, образовательной программе ДОО.
Музыкальные руководители вправе самостоятельно проектировать РППС, учитывая местные условия (региональный компонент), возможности и потребности детей, их семей, педагогов.
Федеральная программа не выдвигает жестких требований к организации РППС и оставляет за ДОО право самостоятельного проектирования РППС.
Принципы построения РППС:
- соответствие возрасту;
- эстетичность;
- доступность;
- насыщенность;
- мобильность;
- полифункциональность;
- безопасность.
РППС для реализации музыкальной деятельности в ДОУ организуется как в музыкальном зале, так и групповых помещениях.
Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности. Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества [1, с.113].
Среда в широком понимании слова – «жизненное пространство», окружающее ребенка в детском саду, способствующее в той или иной степени раскрытию его потенциала и позволяющее педагогу наиболее эффективно организовать педагогический процесс. С точки зрения современных принципов музыкально развивающая среда должна отвечать требованиям свободы, доступности, открытости и многообразия, и в тоже время, она должна способствовать решению всего многообразия программных задач образовательной области «Музыка». Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно-пространственной среды. Музыкальная предметная среда в группах ДОО должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Она организуется по трем основным блокам:
1) восприятие музыки;
2) воспроизведение музыки;
3) музыкально-творческая деятельность.
Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности. Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую. Одной из важных особенностей является то, что взрослый выступает как руководитель, учитывающий субъективные интересы, игровые потребности детей, проявляя свое педагогическое сопровождение творчески активным, но косвенным образом. И, наконец, одной из важнейших причин выбора детьми того или иного вида музыкально-игровой деятельности является наличие педагогически насыщенной предметно-развивающей среды: музыкальных инструментов, игрушек, атрибутов и других средств, необходимых для ее протекания и развития [2, с.65]. Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1-2 раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование. Э.П. Костина, специалист по проблемам музыкального воспитания, рассматривает его как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре и считает, что можно говорить о музыкальной предметно - развивающей среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре [3, с. 147]. Таким образом, музыкальная среда о средстве одним из компонентов педагогической системы представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.
«Создание РППС, стимулирующей развитие самостоятельной музыкально - игровой деятельности дошкольников» заключается в том, что педагогу необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные детьми в процессе обучения на музыкальных занятиях, разнообразные впечатления от окружающего могли быть самостоятельно ими применены. С этой целью воспитатель заранее продумывает возможные варианты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь естественного, непринужденного ее включения в детскую деятельность.
Для самостоятельной деятельности в группах существуют так называемые центры.
Музыкальные центры должны быть в свободном доступе для детей, и сделаны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В музыкальных центрах нужно предоставить детям разнообразное по содержанию оборудование: детские музыкальные инструменты (в том числе и самодельные), музыкальные игрушки, атрибуты для творчества, дидактические игры, демонстрационный и дидактический материал, например: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Два барабана», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и другие средства для самостоятельной музыкальной деятельности.
Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «Оркестр», в которой выбирается дирижер и музыканты, они исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках.
В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, девочки, укачивая кукол и поют «Колыбельную».
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста [4, с.184].
В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами и т.п.).
Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке — играть, петь, танцевать, что-то воспроизводить или сочинить.
Источником возникновения детского музицирования являются, прежде всего, музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность.
Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники, развлечения. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют.
Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 53 «Топтыжка»
города Рубцовска Алтайского края
658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33
телефон: 7-59-65, 7-59-66,
Консультация для музыкальных руководителей
«Создание РППС, стимулирующей развитие самостоятельной музыкально - игровой деятельности дошкольников».
музыкальный руководитель:
Мецлер Галия Марсовна
г. Рубцовск, 2024
Цель: Создание развивающей предметно-пространственной среды для приобщения детей к самостоятельной музыкальной деятельности, и в частности к музыкально-игровой.
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) музыкального руководителя — это организованное пространство, включающее детские музыкальные инструменты, оборудование, электронные образовательные ресурсы и средства обучения, а также предметы для самостоятельной творческой деятельности детей не только в музыкальном зале, но и в группах.
РППС должна соответствовать требованиям ФГОС ДО, СанПиН, образовательной программе ДОО.
Музыкальные руководители вправе самостоятельно проектировать РППС, учитывая местные условия (региональный компонент), возможности и потребности детей, их семей, педагогов.
Федеральная программа не выдвигает жестких требований к организации РППС и оставляет за ДОО право самостоятельного проектирования РППС.
Принципы построения РППС:
- соответствие возрасту;
- эстетичность;
- доступность;
- насыщенность;
- мобильность;
- полифункциональность;
- безопасность.
РППС для реализации музыкальной деятельности в ДОУ организуется как в музыкальном зале, так и групповых помещениях.
Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности. Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества [1, с.113].
Среда в широком понимании слова – «жизненное пространство», окружающее ребенка в детском саду, способствующее в той или иной степени раскрытию его потенциала и позволяющее педагогу наиболее эффективно организовать педагогический процесс. С точки зрения современных принципов музыкально развивающая среда должна отвечать требованиям свободы, доступности, открытости и многообразия, и в тоже время, она должна способствовать решению всего многообразия программных задач образовательной области «Музыка». Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно-пространственной среды. Музыкальная предметная среда в группах ДОО должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Она организуется по трем основным блокам:
1) восприятие музыки;
2) воспроизведение музыки;
3) музыкально-творческая деятельность.
Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности. Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую. Одной из важных особенностей является то, что взрослый выступает как руководитель, учитывающий субъективные интересы, игровые потребности детей, проявляя свое педагогическое сопровождение творчески активным, но косвенным образом. И, наконец, одной из важнейших причин выбора детьми того или иного вида музыкально-игровой деятельности является наличие педагогически насыщенной предметно-развивающей среды: музыкальных инструментов, игрушек, атрибутов и других средств, необходимых для ее протекания и развития [2, с.65]. Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1-2 раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование. Э.П. Костина, специалист по проблемам музыкального воспитания, рассматривает его как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре и считает, что можно говорить о музыкальной предметно - развивающей среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре [3, с. 147]. Таким образом, музыкальная среда о средстве одним из компонентов педагогической системы представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.
«Создание РППС, стимулирующей развитие самостоятельной музыкально - игровой деятельности дошкольников» заключается в том, что педагогу необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее, чтобы знания, полученные детьми в процессе обучения на музыкальных занятиях, разнообразные впечатления от окружающего могли быть самостоятельно ими применены. С этой целью воспитатель заранее продумывает возможные варианты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь естественного, непринужденного ее включения в детскую деятельность.
Для самостоятельной деятельности в группах существуют так называемые центры.
Музыкальные центры должны быть в свободном доступе для детей, и сделаны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В музыкальных центрах нужно предоставить детям разнообразное по содержанию оборудование: детские музыкальные инструменты (в том числе и самодельные), музыкальные игрушки, атрибуты для творчества, дидактические игры, демонстрационный и дидактический материал, например: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Два барабана», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и другие средства для самостоятельной музыкальной деятельности.
Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «Оркестр», в которой выбирается дирижер и музыканты, они исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках.
В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, девочки, укачивая кукол и поют «Колыбельную».
Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста [4, с.184].
В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами и т.п.).
Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке — играть, петь, танцевать, что-то воспроизводить или сочинить.
Источником возникновения детского музицирования являются, прежде всего, музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность.
Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники, развлечения. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют.
Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.
Список литературы:
1. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Ветлугина, А. Кенеман. - М.: Просвещение, 2013. - 256с.
Мещерякова. – М.: Владос, 2013. – 304 с.
2. Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст]: учеб. пособие / М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 89 с.
3. Костина, Э. П. Музыкальная среда – интегральное средство успешного взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей [Текст]: учеб. пособие / Э. П. Костина // Взаимосвязь общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста: материалы регион. науч.-практ. конф. – Н. Новгород, 2012. – 160 с.
4. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст]: учеб. пособие / Л.Н. Галигузова, С.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально – дидактические игры как средство развития самостоятельной музыкальной деятельности детей
Консультация для родителей...

Музыкальный руководитель в детском саду Должностная инструкция музыкального руководителя
Музыкальный руководитель в детском садуДолжностная инструкция музыкального руководителя...

Выступление на педагогическом совете музыкального руководителя высшей категории "Роль воспитателей и музыкального руководителя на праздниках"
Роль воспитателей и музыкального руководителя на праздниках Праздничные утренники, регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подгот...

Консультация для родителей "Музыкально – дидактические игры как средство развития самостоятельной музыкальной деятельности детей".
Консультация для родителей "Музыкально – дидактические игры как средство развития самостоятельной музыкальной деятельности детей"...

Консультация для воспитателей Тема: «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей».
Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя - побуждать детей применять ...
Доклад из опыта работы на тему: «Технологические аспекты создания РППС, обеспечивающей развитие самостоятельности у дошкольников»
Развивающая предметно – пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками, приспособленными для...

опыт работы «Создание условий стимулирующих развитие самостоятельности и инициативы у воспитанников с ОНР»
Дети с ОНР нуждаются в создании специальных условий для развития у них самостоятельности и инициативы.Дети с ОНР зачастую малоактивны, обычно не проявляют инициативы и испытывают трудности в самостоят...