опыт работы «Создание условий стимулирующих развитие самостоятельности и инициативы у воспитанников с ОНР»
учебно-методический материал
Дети с ОНР нуждаются в создании специальных условий для развития у них самостоятельности и инициативы.
Дети с ОНР зачастую малоактивны, обычно не проявляют инициативы и испытывают трудности в самостоятельных действиях. Учитывая эти особенности детей, мы активно работаем над созданием условий, стимулирующих развитие инициативы и самостоятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание условий стимулирующих развитие самостоятельности и инициативы у воспитанников с ОНР.
Дети с ОНР нуждаются в создании специальных условий для развития у них самостоятельности и инициативы.
Дети с ОНР зачастую малоактивны, обычно не проявляют инициативы и испытывают трудности в самостоятельных действиях. Учитывая эти особенности детей, мы активно работаем над созданием условий, стимулирующих развитие инициативы и самостоятельности.
Для наших детей важно, прежде всего, создать положительный психологический микроклимат, установить доверительные отношения с детьми. И чтобы им было интересно и комфортно в группе, нами были созданны различные развивающие уголки: это и игровой, познавательно-исследовательский, уголок продуктивной деятельности – это самые основные уголки, где дети могут проявить инициативу и самостоятельность.
Инициативный ребенок самостоятельно стремится к организации игр, продуктивным видам деятельности. У такого ребенка содержательно общение, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, интересам, включается и поддерживает разговор, может предложить интересное дело другим детям.
Чтобы дети нашей группы стали более самостоятельными и инициативными, в своей работе мы стали использовать такие приемы как:
1). Создание на занятиях проблемной ситуации – одно из эффективных средств активизации мыслительной деятельности детей. Преодолевая затруднения, дети учатся искать и самостоятельно находить ответы на вопросы, планировать и контролировать свою деятельность.
2). Самостоятельное обдумывание и придумывание сказок с элементами ТРИЗ как с использованием схемы, так и без нее. Это объединяет развитие воображения, самостоятельности и связной речи. Подобная деятельность развивает правое полушарие мозга, отвечающее за фантазию, интуицию, образные представления, творческие решения. В то время как в современном мире больше нагружается левое полушарие, отвечающее за логику. В ходе обсуждения сюжета, озвучивания сказки, дети как бы примеряют роль разных героев, оценивают их действия и анализируют текст не только снаружи, но и изнутри.
3). Огромную роль в развитии самостоятельности и связной речи играют театрализованные постановки в группах, когда дети самостоятельно выбирают или придумывают сюжет постановки, распределяют роли, подбирают наиболее подходящие костюмы, делятся на актеров и зрителей. Здесь самостоятельность проявляется в постановке цели, планирование, преодолении проблемных ситуаций, самоконтроле. Такие мини-постановки проводятся детьми, начиная со старших групп с помощью воспитателя, в подготовительной группе дети являются сами инициаторами подобных постановок и проводят их полностью самостоятельно.
4). В нашей группе есть речевой уголок. Здесь дети могут взять карточки, игры для самостоятельного пользования. Эти задания интересны, доступны для понимания, включают здоровьесберегающие технологии. Например, проговаривание чистоговорок по карточкам с пиктограммами и одновременным прохождением по массажному коврику; гимнастики для глаз, «Слово назови – шаг шагни» и др. Первоначально задания выполняются под контролем воспитателя, позже используется взаимный контроль детей группы. Самоконтроль используется при выполнении задач по развитию фонематического слуха, при изучении лексических тем. Дети любят задания, когда они самостоятельно могут проверить правильность их выполнения. Например, найти картинки с определенным звуком в названии и закрыть их фишкой, к концу из фишек выкладывается буква, которую дети искали. В подготовительной группе дошкольники проявляют инициативу и в придумывании и выполнении новых заданий для развития речи «В копилку логопеду».
В индивидуальной работе с детьми, мы предлагаем детям игру, где есть готовая инструкция, выполнив задание, он также может предположить инструкцию вместе с воспитателем, придумать самостоятельно. Детское воображение творит чудеса – обычная разрезная картинка превращается в замечательную сказку с продолжением. Инструкции, придуманные детьми, поражают своей необычностью и творческим подходом.
Все перечисленные приемы, использует и логопед в своей работе с детьми. Мы считаем, если мы будем работать в системе, то наша работа станет более эффективной и успешной в развитии наших детей.
К концу учебно-воспитательного процесса мы предполагаем, что дети станут более активными, внимательными в повседневной жизни. На данный момент, дети не бояться проявлять свои эмоции, обсудить с друзьями и взрослыми то, что их интересует, стараются решать конфликты словами, делая вывод из ситуаций. Дошкольники учатся самостоятельно искать информацию в книгах, спрашивать у родителей. У ребенка появляется желание быть активным, добиваться цели, он не боится привлечь внимания, пропадает страх насмешек со стороны других людей. Дошкольники начинают проявлять инициативу в выполнении заданий, предлагают изменения в ходе решения творческих заданий. Дети пытаются самостоятельно преодолеть трудности, более спокойно реагируют на неудачи, проигрыши. Таким образом, самостоятельность старших дошкольников можно развивать и при преодолении речевых нарушений, если правильно замотивировать и заинтересовать ребенка.
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад № 12»
Тема: «Создание условий стимулирующих развитие самостоятельности и инициативы у воспитанников с ОНР»
Воспитатель: Минибаева М.С.
Урай 2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Создание условий для оптимизации двигательной активности детей и физической готовности к школе через систему физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ ЦРР дс №5."
Ведущая педагогическая идея предполагает создание целостного образовательного пространства на основе здоровьесберегающих технологий с целью оптимизации двигательной активности детей в ДОУ. Опыт м...
«Создание условий способствующих развитию самостоятельной двигательной активности и развития мышления»
1. Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 16 в прямом и обратном направлении; Закрепить умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи, при решении...
Опыт работы "Создание условий для театрализованной деятельности детей"
Презентация, отражает условия, формы, методы работы с детьми и предметно-пространственную среду в группе...
Опыт работы«Создание условий для творческого самовыражения ребёнка через детскую песню»
В материале описан опыт работы проведения в детском саду конкурса песни с участием детей 3-7 лет и их родителей....
Опыт работы.Создание условий для экспериментальной деятельности в нетрадиционных техниках рисования.
В этом мастер-классе раскрыт мой опыт работы в нетрадиционных техниках рисования(рисование ватными палочками и сухой кистью). И какое оборудование для этого необходимо для экспериментальной деят...
Опыт работы дошкольной организации по созданию условий для развития самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста.
Опыт работы дошкольной организации по созданию условий для развития самостоятельности и инициативности у...
Консультация для педагогов ДОО: «Создание условий для развития самостоятельности, инициативы и самореализации в дошкольном возрасте».
Консультация для педагогов ДОО: «Создание условий для развития самостоятельности, инициативы и самореализации в дошкольном возрасте»....