Доклад из опыта работы на тему: «Технологические аспекты создания РППС, обеспечивающей развитие самостоятельности у дошкольников»
консультация
Развивающая предметно – пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками, приспособленными для реализации Программы, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центра развития ребенка - детский сад №51 «Радуга» г.Альметьевск
Доклад из опыта работы на тему:
«Технологические аспекты создания развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие самостоятельности у дошкольников»
Подготовила
Воспитатель МБДОУ
«ЦРР – д/с №51» Радуга»
Ахмадиева Эльвира Умеровна
г.Альметьевск 2019г.
«Развивающая предметно-пространственная среда группы ДОУ»
Вопрос организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Прежде всего, это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта. Нововведения не обошли стороной и наше дошкольное учреждение. На протяжении нескольких лет нами в повседневную практику широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет педагогам самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком.
Следует также отметить и важную роль образовательной среды, которая в свою очередь, должна быть развивающей. Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
По концепции С. Л. Новоселовой, «развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика».
Развивающая предметно – пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками, приспособленными для реализации Программы, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста.
Основной целью ФГОС является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждого ребенка, позволяя ему реализовать собственные возможности.
- В наших дошкольных группах построение предметной среды – это внешние, важные условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребенка, которая направлена на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
- Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
- Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- - возможность самовыражения детей.
- Доступность среды предполагает:
- - доступность для воспитанников, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- - свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- - исправность и сохранность материалов и оборудования.
- Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования
- Вариативность среды предполагает:
- наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
- Полифункциональность материалов предполагает:
- - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- - наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
При формировании предметно-развивающей среды в нашей группе, мы поставили себе цель выполнять это с минимальными экономическими затратами. Мы старались сделать развивающею предметно- пространственную среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Мы соблюдали принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых центров с помощью открытых стеллажей, не загромождающих помещение. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности.
Центр выбора Один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей. Вместе с воспитателем дети выбирают тот центр, где им было бы интересно заниматься каким-либо делом. Центр науки и природы Центр природы является не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольника. В центре природы находятся: уголок экспериментирования, аквариум, огород на окошке, календарь природы. Книжный центр «Центр книги» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формирования у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Центр театра и ряженья Театральная зона представлена куклами, атрибутами, декорациями разных театров: настольного, пальчикового, плоскостного. Центр «Юный пешеход» Центр содержит дидактические игры, настольные игры, макеты светофора, дорожных знаков, а так же различный транспорт в виде игрушек. Дети могут воспользоваться материалом как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Центр сенсорного развития Центр «Сенсорного развития» направлен на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики. В нем находятся вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, разные виды мозаик, настольные игры, игры с прищепками, пособия сделанные своими руками: «Разноцветные резиночки», «Бусы», «Веселые мячики», «Ракета». Центр искусства Здесь находятся разнообразные краски, бумага, ножницы, клей, мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, цветная бумага, материалы для приобретения опыта использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности, которые постоянно дополняются. Центр конструирования Центр конструирования представлен разнообразными материалами, различными способами крепления, выполненными из различных материалов, настольными и напольными конструкторами. Центр обогащен мелкими игрушками для обыгрывания или конструирования по заданным условиям.
Центр уединения – обязательный атрибут в нашей группе для детей, в нем дети могут отдохнуть от собственных переживаний, уединиться, расслабиться и просто побыть одни. В них используется детская мягкая мебель , книги, окна. Центр физического развития В «Центре физического развития» помещается различный физ.инвентарь: кегли, мячи, мешочки с песком, флажки, обручи и т.д.; также имеется гимнастическая стенка для детей, которая является доступной для занятий и в свободной деятельности. Центр музыкального развития В музыкальном центре имеются: фортепиано, музыкальный уголок, русские народные ударные инструменты (деревянные ложки, трещотки, свистульки, бубен, погремушки). Национальные костюмы, видеомагнитофон, музыкальный центр.
В каждой дошкольной группе развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы.
Все мы знаем, что в процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОУ развивающая предметно-пространственная среда нашего учреждения создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности.
Таким образом, из моего доклада следует, что организация развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ – важный момент, на который педагогический коллектив должен обращать особое внимание. При организации предметно – развивающей среды в групповом помещении, раздевалках, коридорах, холлах, на территории детского сада необходимо постараться учесть все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья дошкольников, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Правильно созданная предметная среда дает возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Воспитанники меньше будут конфликтовать между собой, редко ссорится из-за игр, поскольку будут увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельной деятельности дошкольников.
Вопрос организации предметно-развивающей среды, вДО на сегодняшний день, стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структу...
Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО».
Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО»....
Коучинг - сессия на тему: «Организация РППС для развития речевой активности дошкольников в процессе работы над загадкой».
Методическая разработка в форме коучинга, то есть педагогического сотруднечества, в ходе которого происходит поиск средств для решения проблем, связанных с организация РППС для развития речевой активн...
Опыт работы дошкольной организации по созданию условий для развития самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста.
Опыт работы дошкольной организации по созданию условий для развития самостоятельности и инициативности у...
Доклад из опыта работы с презентацией по теме: "Поддержка детской инициативы и самостоятельности в образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей 6-7 лет."
Самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего дошкольного периода....
Презентация "Создание РППС по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"
Нравственно-патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Понимание Родины в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными п...
опыт работы «Создание условий стимулирующих развитие самостоятельности и инициативы у воспитанников с ОНР»
Дети с ОНР нуждаются в создании специальных условий для развития у них самостоятельности и инициативы.Дети с ОНР зачастую малоактивны, обычно не проявляют инициативы и испытывают трудности в самостоят...