Технологическая карта занятия по развитию речи
материал (старшая группа)

Кирильцева Мария Владимировна

Формы, способы,методы в соответствии с задачами (обучающими, развивающими, воспитательными), возрастными, индивидуальными особенностями детей, образовательными потребностями и интересами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по развитию речи

Ф.И.О. воспитателя Кирильцева Мария Владимировна

Название и тема занятия Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»

Форма организации занятия групповая

Возрастная группа старшая группа

Цель занятия: составление описательного рассказа по картине «Золотая осень» с помощью дидактических игр «Подзорная труба», «Волшебный гость», «Кто о чём говорит?», «Ожившие предметы», используя средства языковой выразительности: сравнения, эпитеты.

Задачи занятия:

  • обучающие: учить составлять описательный рассказ по картине, используя приёмы «Технологии развития связной речи дошкольников» Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.: «Игры с подзорной трубой» (выделять объекты, изображённые на картине); «Ожившие предметы»; «Волшебный гость» (устанавливать взаимосвязь объектов); «Кто о чём говорит?» (составлять диалоги от лица объектов картины);
  • развивающие: продолжать развивать у детей умение передавать эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности: сравнение, эпитеты – спокойный день, русский простор, плывущие облака, золотая осень, золото в солнечном свете, осенние цвета;
  • воспитательная: закреплять умение внимательно слушать сверстников и взрослого; соблюдать этику общения в условиях взаимодействия.

Планируемый результат: дети составляют описательный рассказ, используя средства языковой выразительности.

Проектирование образовательной среды:

  • пространственная среда: дети и воспитатель стоят в кругу; дети и воспитатель сидят в полукруге; дети в парах могут либо сидеть, либо стоять в удобном для них месте;
  • предметно-практическая среда: репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень», телевизор, ноутбук, аудиозапись «Времена года. Осенняя песнь» П.И.Чайковского, листы белой бумаги А-4 на каждого ребенка, бумажный кленовый лист с текстом стихотворения;

среда взаимодействия: ребёнок-ребёнок (индивидуально, парами); ребёнок-взрослый (диалог, монолог)

Этапы и ход занятия

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность воспитателя

Предполагаемая деятельность детей

Диагностика достижения планируемых результатов

Мотивационный этап

-создать эмоциональный настрой детей на деятельность;

-закреплять умение внимательно слушать сверстников и взрослого

-обращает внимание детей на природу за окном, читая стихотворение А. Плещеева «Осень»;

-предлагает детям передать своё эмоциональное отношение от увиденного, используя средства языковой выразительности;

- обращая внимание детей на репродукцию картины И.И.Левитана «Золотая осень», предлагает детям научиться составлять описательный рассказ по картине

- обращают своё внимание на природу за окном;

-выражают своё эмоциональное отношение к увиденному, используя средства языковой выразительности;

-поддерживают предложение воспитателя составить описательный рассказ;

-выражают своё желание сходить к детям-сверстникам другой группы, чтобы рассказать им рассказ о золотой осени

-вступают в диалог с воспитателем;

-перечисляют увиденное за окном, используя средства языковой выразительности;

-поддерживают воспитателя в его предложении научиться составлять описательный рассказ

Основной этап

-учить составлять описательный рассказ по картине, используя приёмы «Технологии развития связной речи дошкольников» Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.: «Игры с подзорной трубой» (выделять объекты, изображённые на картине); «Волшебный гость» (устанавливать взаимосвязь объектов); «Кто о чём говорит?» (составлять диалоги от лица объектов картины)

- предлагает детям рассмотреть картину и задаёт вопросы по содержанию картины;

-  предлагает детям из листа бумаги сделать «подзорную трубу», навести на любой объект на картине, назвать и описать его, используя средства выразительности (сравнения, эпитеты);

- предлагает детям договориться и выбрать один объект на картине, «оживить» его, определяя характер, возможные поступки и мысли;

-обращается по имени к ребёнку, выслушивает 4-5 ответов детей.

-предлагает детям «войти в картину» и прислушаться к звукам, которые они могут услышать в лесу, почувствовать запахи, желания;

-предлагает детям объединиться в пары для составления своего рассказа;

-напоминает детям об использовании красивых, образных выражений (сравнений, эпитетов);

-предлагает детям в парах рассказать свой описательный рассказ

-изготавливают «подзорную трубу»;

-наводят её на объект, называют и описывают его, используя средства языковой выразительности (сравнения, эпитеты);

-обсуждают, выбирают один объект на картине;

-«оживляют» объект, составляя речевые зарисовки от имени очеловеченного объекта;

-рассказывают о своих ощущениях, желаниях, настроении, когда они представляют, что «вошли в картину»

-объединились в пары и составляют описательный рассказ

-пары детей рассказывают рассказ

-«подзорная труба»;

-называют и описывают выбранные с помощью «подзорной» трубы объекты на картине

-выбран объект;

-дети описывают объект, определяя его характер и возможные поступки;

- соблюдают этику общения в условиях взаимодействия

-называют свои ощущения, передают своё настроение

- соблюдают этику общения в условиях взаимодействия

- составляют описательный рассказ по картине, используя средства языковой выразительности;

-внимательно слушают рассказы сверстников

Рефлексивный этап

Дети составили описательные рассказы по картине, используя полученные знания и навыки

-предлагает детям в кругу поделиться своими впечатлениями, эмоциями, рассказать о трудностях при составлении описательного рассказа;

-благодарит детей за интересные, содержательные рассказы;

-предлагает договориться, когда они пойдут в другую группу сверстников, чтобы рассказать свой рассказ по картине

-дети в кругу делятся своими впечатлениями, чувствами, эмоциями, которые они испытывали во время занятия при составлении описательного рассказа по картине И.И.Левитана «Золотая осень»;

-обсуждают дату и время «похода» в другую группу сверстников

-вспоминают и описывают свои впечатления, чувства, эмоции

-выбрали дату и время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной группе

Технологическая карта занятия, это очень удобный документ, для проведения как открытого, так и традиционного занятия с детьми по той или иной области. В технологической карте отображены: тема, вид зан...

Технологическая карта занятия по развитию речи Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Цель: закрепить знание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»....

Технологическая карта занятия по развитию речи. Коррекционное занятие по развитию речи: "Весна в творчестве сибирского поэта А.И.Обухова".

В процессе занятия дети играют в речедвигательный тренинг, рассказывают стихотворение "Весенний дождь" по мнемотаблице. Играют в дидактические игры: "Без чего весна не бывает"; &qu...