ПРОГРАММА Обследования устной речи ребенка старшего дошкольного возраста с дизартрией
рабочая программа (старшая группа)

Марина Ивановна Чернышева

Обследования устной речи ребенка старшего дошкольного возраста с дизартрией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx50.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

Обследования устной речи ребенка старшего дошкольного возраста с дизартрией

1. Паспорт программы

Название программы

Программа обследования устной речи ребенка старшего дошкольного возраста с дизартрией

Авторы

Чернышева Марина Ивановна учитель - логопед

Целевая аудитория

Обучающиеся старшего дошкольного возраста.

Этапы логопедического обследования

1 этап – подготовительный

2 этап – основной (диагностический)

3 этап – Заключительный

Цель

Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.

Задачи

     1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;

 2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;

3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.

 Также выделяются задачи:

1) выявление объёма речевых навыков;

 2) сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;

3) определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;

 4) анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;

5) определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи

Основные направления

 В основе логопедического обследования  должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Логопедическое обследование детей с дизартрическими (речедвигательными) расстройствами строится на общем системном подходе, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речевого развития при дизартрии предполагает воздействие на все стороны речи. Важно учитывать соотношение речевых и неречевых нарушений (неврологической симптоматики) в структуре дефекта и определить сохранные механизмы речи.

Условия эффективности

Условия:

- Установление эмоционального контакта с ребенком, создание адекватного отношение к обследованию;

- выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представлений об окружающем;

- тактика общения с ребенком- сотрудничество, доброжелательное отношение  к ребенку

- учет сформированности психических процессов: памяти, внимания, мышления;

Ожидаемые результаты

     Комплексное всестороннее обследование и оценка особенностей развития речевых, психических функций, двигательной сферы, деятельности различных анализаторных систем позволит дать объективную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррекции. Важным условием комплексного воздействия является согласованность действий логопеда-дефектолога и невропатолога при обследовании и постановке диагноза.

2. Пояснительная записка

При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой зависят одна от другой и обусловливают друг друга (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика). Вступая в реальное взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и протекание речевого процесса.

3. Содержание программы

3.1. Этапы реализации программы

Комплексное всестороннее обследование и оценка особенностей развития речевых, психических функций, двигательной сферы, деятельности различных анализаторных систем позволит дать объективную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррекции. Важным условием комплексного воздействия является согласованность действий логопеда-дефектолога и невропатолога при обследовании и постановке диагноза. 

Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:

1) ориентировочный этап, на котором проводится сбор анамнеза и установление контакта с ребёнком;

2) дифференцировочный этап, включающий в себя обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения первичной речевой патологии детей от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха, зрения, интеллекта;

3) основной – обследование всех компонентов языковой системы (собственно логопедическое обследование);

4) заключительный (уточняющий этап), включает динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитании

Ориентировочный этап

Сбор анамнеза проводится путём беседы с родителями о пренатальном, натальном и постнатальном развитии ребёнка. Выясняются течение беременности, перенесённые заболевания матери, наследственные заболевания родителей, различные вредности во время беременности. Отмечается протекание родов, состояние ребёнка в первые дни после них, перенесённые заболевания, особенности раннего развития. Кроме беседы, можно предложить родителям анкету или опросник, которые они не спеша заполнят дома, вспомнив те или иные моменты в развитии ребёнка. Г.В. Чиркина предлагает один из видов таких анкет и опросников. Кроме ответов родителей, логопед обязательно изучает специальную документацию, в первую очередь – медицинскую. Здесь важна преемственность в работе разных специалистов: невропатолога, педиатра, оториноларинголога, хирурга, окулиста и других. Беседа проводится с ребёнком дошкольного возраста (3 – 7 лет), в ходе которой логопед устанавливает с ним контакт и составляет первичную картину речевого расстройства.

Дифференцировочный этап

 Известно, что формирование речевой деятельности зависит от взаимовлияния многих факторов:

 1. Протекания когнитивных процессов.

2. Сохранности речедвигательной сферы.

3. Сохранности слухового и зрительного гнозиса.

1. Для изучения когнитивных процессов применяются методики обследования мышления: доски Сегена (модифицированные варианты); сбор пирамидки, матрёшки; «Четвёртый лишний», лабиринты, загадки, «Нелепицы», сбор конструктора, элементарные математические задания и т.д.

2. Обследование речедвигательной сферы включает:

1) Обследование мимической мускулатуры.

 2) Обследование состояния моторики артикуляционного аппарата.

 3) Обследование произвольной моторики пальцев рук.

4) Обследование развития общей моторики.

 ОБСЛЕДОВАНИЕ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Приемы Содержание задания Характер выполнения

1. Исследования объема и качества движения мышц лба

а) нахмурить брови,

 б) поднять брови,

в) наморщить лоб. Правильно или нет, движения с синкенизиями (щурятся глаза, подергиваются щеки), движения не удаются.

 2. Исследования объема и качества движения мышц глаз

а) легко сомкнуть веки,

б) плотно сомкнуть веки,

 в) закрыть правый глаз, затем левый,

 г) подмигнуть.

Выполнение правильное, движения не удаются, возникают синкинезии.

 3. Исследования объема и качества движения мышц щек

а) надуть левую щеку,

б) надуть правую щеку,

в) надуть обе щеки.

Правильно, изолированное надувание одной щеки не удается, сильно напрягается противоположно выпяченная щека.

4. Исследования возможности произвольного формирования мимических поз Выразить мимикой лица:

 а) удивление,

 б) радость,

 в) испуг,

г) грусть,

д) сердитое лицо.

Правильно, движения не удаются, мимическая картина не четкая.

5. Исследования символического праксиса

 а) свист,

 б) поцелуй,

в) улыбка,

г) оскал,

д) плевок,

е) цоканье.

Выполнение правильное, объем движений ограничен, симметричность носогубных складок, появление синкинезий, гиперкинезов, саливаций; движение не удается.

ОБСЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

 Прием Содержание задания Характер выполнения

Все задания должны выполняться при многократном повторении требуемого движения.

1. Исследование двигательной организации губ по словесной инструкции (после выполнения задания по показу)

 а) сомкнуть губы,

б) округлить губы (как при [о]) и удержать позу,

в) вытянуть губы в трубочку как при произнесении [у] и удержать позу,

г) сделать хоботок,

д) растянуть губы в улыбке и удержать позу,

е) поднять вверх губу так, чтобы были видны резцы,

ж) опустить нижнюю губу вниз так, чтобы были видны нижние резцы,

 з) одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю,

и) многократно произносить губные звуки.

Необходимо отметить: выполнение правильное или нет, диапазон движений невелик, наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений, наличие тремора, саливации, гиперкинезов, смыкание губ с одной стороны, движение не удается.

 Вывод: движения выполняются в полном или неполном объеме, правильно. Выражен период включения в движение, истощаемость движений, движения – в замедленном темпе с появлением синкинезий, тремора, гиперкинезов. Удерживание позы не удается, движения не выполняются.

2. Исследование двигательной организации челюсти

а) широко раскрыть рот (как при [а]) и закрыть его,

б) сделать движение нижней челюстью вправо,

в) сделать движение нижней челюстью влево,

 г) движение нижней челюстью вперед. Отметить: правильно или нет, движения челюсти недостаточно объемны, наличие синкинезий, тремора, саливации, движение не удается.

3. Исследование двигательной организации языка. Сначала по показу, затем по словесным инструкциям

а) положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет от 1 до 5,

б) положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет от 1 до 5, в) переводить кончик языка поочередно, из левого угла рта в правый, касаясь губ, г) высунуть лопаточкой, затем иголочкой,

 д) оттопырить правую, затем левую щеку языком,

 е) поднять кончик языка к верхним зубам, удержать от 1 до 5 и опустить к нижним зубам,

ж) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу,

 з) движения языком впередназад, вверх-вниз, вправовлево.

 Отметить: выполнение правильное или нет, движения языка имеют перестатический диапазон, в мышцах – содружественные движения, язык двигается неуклюже, всей массой, медленно, неточно. Имеются отклонения в сторону. Истощаемость движений, наличие тремора, гиперкинезов, саливации. Движения не удаются.

4. Исследование двигательной организации мягкого неба

 а) широко открыть рот и четко произнести [а] (в норме мягкое небо поднимается),

 б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме – рвотный рефлекс),

 в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть.

 Отметить: правильно или нет, объем движений ограничен, наличие содружественных движений, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движения не удаются.

 5. Исследование продолжительности и силы выдоха

а) сыграть на любом инструменте-игрушке,

б) поддувать пушинки, листок бумаги.

 Сила и продолжительность выдоха

Вывод: движения выполняются в полном или неполном объеме, правильно. Выражен период включения в движение, истощаемость движений, движения – в замедленном темпе с появлением синкинезий, тремора, гиперкинезов. Удерживание позы не удается, движения не выполняются.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК Приемы Инструкция Задания Характер выполнения

1. Исследование статистической координации движений (удерживание пальцев в разных положениях под счет) Все предложенные задания – по показу, затем по словесной инструкции

а) распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в этом положении на счет от 1 до 15,

 б) аналогично – левой рукой,

 в) на обеих руках одновременно,

 г) распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать так под счет от 1 до 15,

 д) выставить первый и пятый пальцы и удерживать от 1 до 15,

е) показать второй и третий пальцы на обеих руках одновременно (5 – 8 раз),

ж) второй и пятый пальцы,

 з) положить вторые пальцы на третьи (5 – 8 раз),

и) положить третьи пальцы на вторые (5 – 8 раз).

2. Исследование динамической координации движений

Все предложенные задания – по показу, затем по словесной инструкции

 а) выполнить под счет: пальцы сжать в кулак, разжать (5 – 8 раз),

б) держа ладони на поверхности стола, разъединять и соединять пальцы,

в) сложить пальцы в кольцо, раскрыть ладонь,

г) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем правой, левой, обеих рук одновременно.

Отмечается плавность, точность, одновременность выполнения проб. Отмечается напряженность, скованность, нарушение темпа, переключения от одного движения к другому, гиперкинезы, невозможность удержать позу.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Приемы Содержание задания Характер выполнения

1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб

а) логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс,

б) повторить движения, за исключением одного, заранее обусловленного (запретного) движения. Отметить качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое.

2. Исследование произвольного торможения движений Маршировать и останавливаться внезапно по сигналу. Отметить плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу.  

3. Исследование статической координации движения

а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой. Руки вытянуты вперед. Время выполнения – 5 сек. По 2 раза для каждой ноги.

б) стоять с закрытыми глазами на правой, затем на левой ноге. Руки вытянуты. Время – 5 сек. Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением. Раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в стороны. Касается пола другой ногой, иногда падает, открывает глаза, отказывается выполнять.

4. Исследование динамической координации движений

а) маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями,

б) выполнять подряд 3 – 5 приседаний, не касаясь пятками пола.

а) отметить: выполняет верно, с какого раза, напрягается, чередование хлопка и шага не удается.

б) отметить: выполняет правильно, с напряжением, раскачиваясь, балансируя, становится на всю стопу.

5. Исследование пространственной организации по подражанию

а) повторить движения на ходьбу, в обратном направлении, через круг. Начать от центра круга направо, пройти круг, вернуться с центра влево. Пройти через центр из правого угла по диагонали и вернуться в правый угол кабинета по диагонали через центр и с противоположного угла. Повернуться на месте вокруг себя и подскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа.

 б) то же выполнить слева,

в) то же, но по словесной инструкции.

 Отметить ошибки пространственной координации: незнание сторон тела, неуверенность выполнения.

 6. Исследование произвольного темпа движений

а) в течение длительного времени удерживать по сигналу логопеда. Выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу показать, на каком движении испытуемый остановился (движения руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить), б) письменная проба: чертить на бумаге палочки в течение 15 сек.

 Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный.

Одним из важнейших факторов речевого развития является полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, обеспечивающееся нормальным функционированием слухового анализатора. Даже при незначительном снижении слуха сужается сенсорная база для восприятия акустических признаков неречевых и речевых звуков, страдает слуховой контроль устной речи, что обусловливает, особенно в детском возрасте, формирование и закрепление в памяти неправильных звуковых стереотипов. Это приводит к недоразвитию импрессивной и экспрессивной речи. Минимальное снижение слуха сложно своевременно диагностировать, т.к. при этом ребёнок в процессе коммуникации слышит речь окружающих в достаточной мере. Однако специалисты и родители обращают внимание на задержку темпов речевого развития, невнятность и нечёткость дикции, бедный словарный запас, аграмматизм. В процессе обследования речи логопедом отмечаются специфические ошибки, типичные для детей с минимальным снижением слуха:

1) неустойчивые замены и смешения звуков, в том числе и не встречающиеся у детей с нормальным слухом (м-б, н-д, х-с, к-т);

2) раздельное произношение звуков, составляющих аффрикаты («тсыплёнок»);

 3) неадекватное смягчение согласных звуков и отсутствие мягкости в необходимых случаях;

 4) оглушение звонких звуков и озвончение глухих независимо от позиции в слове;

 5) нарушение слого-ритмического рисунка и звукового наполнения слов;

6) неверное выделение ударного слога в простых и знакомых словах;

7) затруднённое восприятие безударных частей слов, непонимание и неправильное употребление флексий. Дети с различными речевыми нарушениями, как правило, наблюдаются психоневрологом и получают лечение. Аудиологические исследования слуха у большинства детей не проводятся, т.к. отсутствуют явные симптомы его снижения, и дети, не имеющие острой симптоматики (аденоиды, произвольном темпе. В течение следующих 15 сек. чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 сек. – в первоначальном темпе.

7. Исследование ритмического чувства

 а) простучать за педагогом карандашом ритмичный рисунок,

 б) музыкальное эхо: логопед ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, ребенок должен повторить.

Отметить ошибки, повторяет в ускоренном темпе или замедленном по сравнению с образцом. Нарушенное количество элементов в данном ритмичном рисунке.  хронический ринит и т.д.), в течение длительного времени остаются без адекватной медицинской помощи. Следовательно, в связи недостаточным объёмом аудиологических мероприятий возрастает роль логопедов, владеющих методами ранней (ориентировочной) диагностики минимальных нарушений слуха у детей с недостатками речи.

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ

 Направления работы Методы работы Содержание методов

 1. Выявление факторов риска.

 1) метод анализа анамнестических данных;

2) метод наблюдения за реакциями детей в различных коммуникативных ситуациях. При нейросенсорном нарушении слуха:

 а) перенесённые инфекционные заболевания: менингит, корь, скарлатина, паротит, краснуха, коклюш, ветряная оспа, грипп;

б) черепно-мозговые травмы;

в) лечение ототоксическими антибиотиками: гентомицин, трептомицин, канамицин, мономицин и др.

При кондуктивном нарушении слуха:

 а) воспалительные процессы в наружном и/или среднем ухе: тубоотиты, евстахеиты, отиты, аденоидиты;

 б) обтурации слухового прохода инородными телами или серными пробками. Выявление специфических особенностей восприятия устной речи:

 А) мимика напряжённого вслушивания;

Б) частое переспрашивание;

В) зрительный контроль артикуляции говорящего;

 Г) невыразительность и монотонность собственной речи;

Д) тихий голос, сменяющийся криком с ситуациях непринуждённого общения со сверстниками.

2. Непосредственное обследование слуха.

1)метод обследования слуха речью.

 Правое и левое ухо исследуются отдельно. Для достоверности проводится «заглушение» неисследуемого уха: плотно закрыть слуховой проход влажным пальцем ребёнка или ватным тампоном. Предъявляются хорошо знакомые слова сначала разговорной громкостью, затем – шёпотной с расстояния в 6 м, которое постепенно сокращается до расстояния, при котором слова воспринимаются безошибочно. Для проверки используют слова, включённые в специально разработанные Л.В. Нейманом и А.М. Ошеровичем детские таблицы. Обследование зависит от уровня владения ребёнком речью: названные экспериментатором слова либо повторяют, либо показывают картинки. Анализ результатов заключается в определении расстояния, с которого ребёнок слышит шёпотную и разговорную речь и сравнение его с первоначальным – 6 м. 35 Таким образом, диагностика нарушений слуховой функции, проведённая логопедом, носит ориентировочный характер. Поэтому ребёнку, у которого подозревается незначительное снижение слуха, рекомендуется тщательное обследование у сурдолога для окончательного заключения.

Основной этап – обследование всех компонентов языковой системы

(собственно логопедическое обследование)

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

 Обследование звукопроизношения имеет два взаимосвязанных аспекта (Г.В. Чиркина):

1. Артикуляционный. Предполагает выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи.

 2. Фонологический. Предполагает выяснение различения ребёнком системы речевых звуков (фонем) в различных фонетических условиях.

 Обследование звукопроизношения Обследование звуков речи проходит поэтапно.

1. Обследование изолированного произношения.

2. Обследование произношения звуков в слогах

 3. Обследование произношения звуков в словах.

 4. Обследование произношения звуков в предложениях.

 2)Инструментальные методы:

а) камертональный метод;

б) метод скрининговой аудиометрии.

 а) С помощью камертонов определяется восприятие звуков по воздуху и по кости. Проводятся камертональные пробы Вебера (W) и Ринне (R);

б) Выявляется степень снижения слуха с помощью микроаудиометра-отоскопа (типа AudioScope

3). Можно осмотреть наружное ухо и барабанную перепонку для установления возможных причин снижения слуха и определить восприятие ребёнком тональных сигналов в частотном диапазоне от 500 до 4000 Гц при интенсивности звучания от 20 до 40 дБ.

 Проверяются следующие группы звуков:

 1) гласные: А, О, У, Э, И, Ы;

2) свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ;

 3) сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ;

 4) глухие и звонкие парные П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В – в твердом и мягком звучании: П’-Б’, Т’-Д’, К’-Г’, Ф’-В’;

5) мягкие звуки в сочетании с разньми гласными, т.е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ).

 Выявленные дефекты звуков группируют в соответствии с фонетической классификацией.

В логопедической литературе принято различать четыре типа дефектов звукопроизношения:

 1) отсутствие звука,

2) искажение звука,

3) замена звука,

 4) смешение звука.

 Обследование строения артикуляционного аппарата

1. Губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа.

 2. Зубы: неправильный прикус и посадка зубов.

3. Твердое небо: узкое куполообразное (готическое); расщепление твердого неба (субмукозная расщелина). Подслизистое расщепление неба (субмукозная расщелина) обычно трудно диагностируется, т.к. закрыто слизистой оболочкой. Нужно обратить виимание на заднюю часть твердого неба, которая при фонации гласного А втягивается и имеет форму равностороннего треугольника. Слизистый покров в этом месте истончен. В неясных случаях отоларинголог должен выяснить состояние неба путем тщательной пальпации. 4. Мягкое небо: короткое мягкое небо, расщепление его, раздвоенный маленький язычок (uvula), отсутствие его.

Обследование дыхательной функции

 1. Тип неречевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное).

 2. Характеристика речевого дыхания: по результатам произнесения фразы, состоящей из 3 – 4 слов (для детей 5 лет), 4 – 6 слов (для детей 6 – 7 лет).

3. Объём речевого дыхания (нормальный, недостаточный).

 4. Частота речевого дыхания (нормальное, учащённое, замедленное).

 5. Продолжительность речевого дыхания (нормальное, укороченное).

 Обследование голосовой функции

 1. Громкость голоса (нормальный, тихий, чрезмерно громкий).

 2. Тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый, глухой и др.).

3. Атака голоса (мягкая, твёрдая, придыхательная).

 4. Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

 Обследование просодической стороны речи

 1. Темп (нормальный, быстрый, медленный).

2. Ритм (нормальный, аритмия, дисритмия).

3. Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки).

 4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной). Обследование фонематического восприятия

 Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка. Однако и у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи. С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:

 1. Узнавание, различение и сравнение простых фраз.

2. Выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу).

3. Различение отдельных звуков в ряду звуков, затем – в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу).

 4. Запоминание слоговых рядов, состоящих из 2 – 4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА).

 5. Запоминание звуковых рядов.

 ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Прежде чем приступить к обследованию импрессивной стороны речи, логопед должен убедиться в том, что у обследуемого ребенка полностью сохранен физический слух. Имея объективные данные о нормальном состоянии физического слуха, логопед приступает к исследованию фонематического слуха.

 Обследование понимания речи включает следующие разделы.

Обследование понимания слов

 1. Показ называемых логопедом предметов или картинок, находящихся перед ребёнком.

 2. Показ называемых логопедом предметов или картинок, которые не находятся непосредственно в поле зрения ребенка, но он должен их найти у себя или в окружающей обстановке.

 3. Проверка понимания слов в затрудненных условиях (автор А.Р. Лурия). Используется многократное повторение слов или группы слов. Например: «Покажи стакан, книгу, карандаш, стакан, книгу».

 4. Для выявления понимания действия предъявляются пары картинок.

Например: на одной картинке изображен ученик, читающий книгу, на другой – книга. Логопед называет слово «читает» – ребенок должен показать соответствующую картинку.

5. Изучение понимания слов, сходных по звуковому составу, различение которых предполагает наиболее тонкий фонематический анализ.

6. Более сложные виды заданий, направленных на актуализацию значений слов, на их правильный выбор в том или ином контексте:

1) Подобрать к названным определениям подходящие предметы.

 2) Подобрать к названию целого название его части.

3) Подобрать к названию общего понятия частного.

 4) Подобрать названия предметов по их действиям.

5) Подобрать слова, противоположные по значению.

6) Закончить предложение.

7) Имена прилагательные, данные в парах слов, заменить прилагательными, близкими по значению: бесстрашный летчик, правилъный ответ.

8) Выбрать прилагательные, которые можно употребить с существительными, указанными в скобках: густой, дремучий (лес, туман);

9) Выбрать из слов, данных в скобках, наиболее подходящие по смыслу: Утром к дому прилетела ... (стая, стайка, стадо) воробъев. Они уселисъ на крыше и весело ... (пели, щебетали, чирикали).

 Обследование понимания предложений

1. Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности.

2. Для выявления трудностей понимания логико-грамматических структур используется разработанный А.Р. Лурия прием, который включает три варианта:

1) Ребенку предлагается показать два последовательно называемых предмета: карандаш, ключ;

 2) «Покажи ключом карандаш».

 3) «Покажи ключ карандашом».

 3. Изучение понимания логико-грамматических отношений.

 Например, ребенку предъявляются пары картинок, изображающие женщину с собакой и собаку. Ребенок должен показать, где хозяйка собаки.

4. Для выявления более тонких проявлений импрессивного  аграмматизма предъявляются непривычные для детей конструкции.

 Например, «Петю ударил Коля. Кто драчун?»; «Дуб выше кедра. Покажи кедр». (Предъявляются соответствующие картинки.).

 5. Исправить предложения: Коза принесла корм девочке.

 6. Прочитать предложения и ответить на вопросы: Петю встретил Миша. Кто приехал?

7. Исправить предложения, в которых порядок слов не совпадает с порядком действий.

8. Изучение понимания предложений, включающих подчинительную связь, выраженную различными синтаксическими отношениями.

1) Закончить предложения, выбрав вариант окончания.

2) Закончить предложение, придумав концовку.

 3) Выбрать правильное предложение из двух.

Обследование понимания грамматических форм

При обследовании должна быть создана экспериментальная ситуация, при которой выполнение заданий исключает необходимость устного ответа испытуемого. Детям предлагается действовать по речевой инструкции, правилъное выполнение которой возможно лишь при условии понимания ребенком заданных грамматических форм.

Приёмы обследования.

 1. Исследование понимания форм единственного и множественного числа существительных, глаголов, прилагательных с помощью набора картинок, изображающих один или несколько предметов.

 2. Для исследования понимания форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени используют картинки, на которых изображены мальчик и девочка, совершающие одно и то же действие или находящиеся в одном и том же состоянии.

 3. Исследование понимания значения предлогов.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА

Приемы обследования детей с полным или частичным отсутствием вербальных средств общения Прежде всего важно вызвать и поддержать в процессе обследования эмоционально положительный настрой ребенка, благоприятный для общения. Желательно, чтобы выявление лексических средств языка, которыми владеет ребенок, проводилось в игровой форме.

1) Называние ребёнком игрушек, действий с ними.

2) Называние ребёнком картинок.

 Приемы обследования детей, владеющих вербальными средствами общения

 1. Называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам.

 2. Подбор синонимов, антонимов, родственных слов для исследования слов, имеющх абстрактное значение, а также для сследвания способности ориентироваться в слоавх одного семантичского поля.

 3. Называние обобщённых слов в группе однородных предметов (для обследования наличия в словарном запасе общих категориальных названий).

4. Приёмы, направленные на изучение способов употребления слов в разных видаз коммуникативной деятельности.

 А) самостоятельное составление предложения с заданным словом;

 Б) добавление 1 – 2 слов к неоконченному предложению;

 В) корректирование ошибочных слов в предложении.

 5. Метод направленной ассоциации.

 Исполъзуется для изучения сочетательных свойств слова. Ребенку предъявляется задание, в ходе выполнения которого необходимо составить осмысленное словосочетание.

 6. Подбор к данному слову нескольких слов, сочетающихся с предъявленным. Используется для определения, насколько ребенок овладел многозначностью слов.

7. Дополнение предложения недостающим словом.

 ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА

 I. Приёмы обследования навыков построения предложения

1. Прием составления предложений по опорным словам.

2. Прием составления предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке (деформированные предложения).

3. Приём составления простых предложений по предлагаемой ребёнку картинке, в которой «запрограммировано» предложение заданной конструкции:

 А) построение простого нераспространенного предложения;

Б) умение пользоваться простым распространенным предложением, состоящим из 3 – 4 слов, т.е. с определением, дополнением, обстоятельством (с предлогами и без предлогов);

 В) умение детей строить предложения с однородными членами;

 Г) построение предложения с большим распространением (с 6 – 7 различными членами);

Д) изменение структуры исходного предложения.

4. Приемы составления сложных предложений.

 А) Составить предложения по картинке, на которой изображено выполнение двух или нескольких действий. Б) Закончить сложноподчиненное предложение по данному главному.

В) Составить сложноподчиненное предложение по двум простым.

 II. Приёмы обследования грамматических изменений слов в предложении

1. Обследования грамматических отношений управления.

1) Прием подстановки данного слова в определенном падеже.

 2) Составление словосочетания из глагола и имени существительного с предлогом или предложения по сюжетной картинке, выполненным действиям.

 3) Подстановка недостающего предлога в данный текст.

 2. Обследования грамматических отношений согласования.

 1) Прием составления по картинкам предложений, в которых прилагательное дается в различных падежных формах или роде.

 2) Прием подстановки пропущенных окончаний в слова предложения.

3) Приём подстановки в предложение недостающего слова из числа слов, данных для выбора. Аналогично исследуют возможности ребенка согласовывать имена существительные с числительными, местоимениями, а также с глаголами в роде, числе и падеже.

III. Приёмы обследования грамматического оформления на морфологическом уровне

1) называние картинок, изображающих один предмет или их множество (преобразование существительных, глаголов мужского, женского, среднего родов или слов с уменьшительными суффиксами);

2) прием выбора пары слов из данных ( для изучения умений правильно употреблять число при согласовании имени существительного с прилагательным), например: красные, шар, шары, красный и т.п.;

 3) исследование грамматической категории рода;

 4) исследование умений пользоваться способами словообразования:

 а) Суффиксальный способ.

б) Префиксальный способ.

 ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

 Используются следующие приёмы:

1. Пересказ (с опорой на готовый сюжет и предложенный авторский).

2. Рассказ по сюжетной картинке или серии сюжетных картин.

3. Рассказ-описание или рассказ из личного опыта.

При анализе результатов обследования пересказа отмечается:

1) понимание содержания излагаемого;

2) самостоятельность пересказа;

 3) полнота передачи текста;

 4) последовательность изложения;

 5) плавность изложения;

6) правильность оформления высказывания.

При анализе результатов обследования рассказа отмечается:

 1) понимание содержания увиденного;

2) самостоятельность составления рассказа;

3) точность, полнота изложения;

 4) последовательность рассказа;

 5) лексико-грамматическое оформление высказывания.

Заключительный (уточняющий этап),

Важно правильно описать речевые и неречевые проявления дизартрии, отметить особенности общего речевого развития. Определить уровень речевого развития, а также дать качественную характеристику структуры дефекта, отметив, является ли у ребенка дефект только фонетическим или фонетико-фонематическим. В школьном возрасте отмечается состояние письменной речи.

В речевой карте ребенка с дизартрией наряду с клиническим диагнозом, который ставит врач, отражая по возможности и форму дизартрии, необходимо логопедическое заключение, основанное на принципе системного подхода к анализу речевых нарушений.

        Логопедическое обследование позволяет выявить структуру и тяжесть фонетико-фонематического нарушения, сопоставив его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также с общим психическим и речевым развитием ребенка.

Проанализировав результаты комплексного обследования, логопед дает заключение, позволяющее судить о состоянии речевого дефекта на момент обследования. Желательно, чтобы логопедическое заключение (диагноз) ставилось (давалось) совместно логопедом и невропатологом.

Логопедическое заключение

При нарушении интеллектуального развития (умственная отсталость)

Несформированность речевых и языковых средств.

 При нарушении психологического развития (задержка психического развития )

Несформированность речевых и языковых средств у ребёнка с фонематическом недоразвитии речи, фонетическом недоразвитии речи).

Соответствие интеллектуального развития возрастным нормам.

Фонетическое недоразвитие речи ;

Фонематическое недоразвитие речи;

Фонетико- фонематическое недоразвитие речи у ребенка с … (дислалией, дислалией, заиканием );

Приложения

        Приложение 1

Речевая карта обследования обучающегося

ФИО ребенка______________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Домашний адрес

 Группа №______________________________

Дата зачисления на логопедические занятия_______________________________________ Логопедическое заключение_______________________________________________________

Сведения о родителях

 Мать (ФИО, возраст, место работы) _____________________________________________________________________________Отец (ФИО, возраст, место работы) _____________________________________________________________________________Общий анамнез_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Протекание беременности и родов: __________________________________________________________________ Перенесенные заболевания __________________________________________

Речевое развитие: медленно, постепенно, быстро. Состояние артикуляционного аппарата (подчеркнуть) Губы: нормальное строение, толстые, тонкие, хейлоскиз (расщелина), прохейлия (увеличение верхней губы). Зубы: нормальное строение, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда. Прикус: ортогнатический (норма), прогнатия (верхний зубной ряд выступает вперед), прогения (нижний зубной ряд выступает вперед), прямой (фронтальные резцы не перекрывают друг друга), перекрестный (смещение челючтей относительно друг друга), открытый (отсутствие смыкания между зубными рядами), микрогения (малые размеры нижней челюсти). Твердое небо: нормальное строение, палатосхиз (расщелины неба), послеоперационные рубцы, высокое (готическое, куполообразное, глубокое),узкое. Язык: нормальное строение, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, массивный, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка.  Общее развитие ребенка (подчеркнуть): соответствует возрасту, в пределах возрастной нормы, не соответствует возрасту.

Логопедическое обследование

Звукопроизношения

1 год обучения

2 год обучение

Свистящие

Шипящие

Сонорное

Другие звуки

Фонематический слух

Воспроизведение слоговых рядов

Па-та-на

Та-та-тя

Па-ба-па

Га-ка-га

Да-да-та

Воспроизведение слов-паронимов

Суп-зуб

Кости-гости

Уточка-удочка

Бочка-почка

Крыша-крыса

Уровни

Высокий - 5

Достаточный - 4

Средний - 3

Критический - 2

Недопустимый - 1

Фонематический анализ

Выделение звука в начале слова

Аист

Облако

Утка

Выделение последнего звука в слове

Мак

Стул

Луна

Уровни

Высокий - 5

Достаточный - 4

Средний - 3

Критический - 2

Недопустимый - 1

Фонематический синтез

Составление слов из звуков, данных в правильной

последовательности

[м]; [а]; [к]

[д]; [о]; [м]

[р]; [у]; [к]; [а]

[к]; [а]; [ш]; [а]

[у]; [з]; [о]; [р]

Составление слов из звуков, данных в

нарушенной последовательности

[с]; [к]; [о]

[о]; [к]; [т]

[н]; [с]; [о]

[а]; [м]; [м]; [а]

[а]; [п]; [а]; [п]

Уровни

Высокий - 5

Достаточный - 4

Средний - 3

Критический - 2

Недопустимый – 1

Фонематические представления

Подбор слов на заданный звук

[с]

[з]

[ш]

[ж]

[р]

Отобрать картинки с заданным звуком

[ц]

[ч]

[л]

[щ]

[р]

Уровни

Высокий - 5

Достаточный - 4

Средний - 3

Критический - 2

Недопустимый - 1

Слоговая структура слова

Произношение слов сложного слогового состава

Аквариум

Водопроводчик

Милиционер

Сковорода

Велосипед

Произношение предложений

Водопроводчик чинит водопровод.

Птенчик весело щебечет.

Экскурсовод проводит экскурсию.

Велосипедист едет по тротуару.

Милиционер регулирует движение.

Уровни

Высокий - 5

Достаточный - 4

Средний - 3

Критический - 2

Недопустимый - 1

Грамматический строй речи

1. Словоизменение

Преобразование существительных ед.ч. во мн.ч.

Ухо –

Стул -

Дерево -

Рот -

Гнездо -

Изменение по падежам (Р.П. мн.ч.)

Книги (много чего?)

Рты -

Стулья -

Яйца -

Карандаши -

Согласование числительных 2 и 5 с существительными

Гнездо

Тетрадь

Апельсин

Карандаш

2. Словообразование

Уменьшительно-ласкательной формы

существительных и прилагательных

Ухо -

Ковер -

Гнездо -

Белый –

Мягкий -

Образование прилагательных от

существительных

Дом из кирпича -

Ваза из стекла -

Лопата из железа -

Сок из моркови -

Гора из снега -

Образование глаголов движения с помощью

приставок

Ходить

Плыть

Летать

Ехать

Бежать

Уровни

Высокий - 5

Достаточный - 4

Средний - 3

Критический - 2

Недопустимый - 1

Назвать по восприятию

Брови

Локоть

Подбородок

Плечо

Затылок

Назвать детенышей

У собаки -

У лошади -

У свиньи -

У ежихи -

У курицы -

Антонимы

Длинная -

Тишина –

Большой –

Чистая –

Узкая -

Обобщающие понятия

Обувь -

Овощи -

Фрукты -

Мебель -

Транспорт -

Уровни

Высокий - 5

Достаточный - 4

Средний - 3

Критический - 2

Недопустимый - 1

Связная речь

Разговорно-описательная беседа

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Где ты живешь?

С кем ты живешь?

Кто работает в твоей семье? а кто учится?

Есть ли у тебя брат/сестра?

Помогаешь ли ты дома взрослым?

Заключение

Список литературы

   1. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп.- М. 2013 (             Коррекционная педагогика)

2. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие - Ставрополь, 2014.

3. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое обследование детей с нарушениями речи. — СПб., «Сайма», 1993.

4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, -- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций., СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

6. Методы обследование детей:  Пособие по диагностике  речевых нарушений / под общ ред. Г.В . Чиркиной  М 2003

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Курс программы дошкольного образования предполагает организацию педагогического процесса вне организованной образовательной деятельности с учетом речевой подготовки и возможностей детей старшего дошко...

Протоколы углубленного обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к альбому О.Б. Иншаковой

Представляю протоколы к речевым картам по альбому О.Б. Иншаковой по разделам:- обследование фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений;- обследование слоговой структур...

Использование интерактивного оборудования и игр в развитии устной речи детей старшего дошкольного возраста

Известно. что использование в работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление детей с различной речевой патологией, увеличивает познавательную активность, повышает эффект...

Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Тема: заучивание наизусть стихотворения Сергея Никифорова «Про воду и про природу»Цель: развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией....

Кинезиологические упражнения в логопедической работе по развитию и коррекции устной речи детей старшего дошкольного возраста

Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкол...

Кинезиологические упражнения в логопедической работе по развитию и коррекции устной речи детей старшего дошкольного возраста

Кинезиология—наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию ра...

РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием игровых методов и приёмов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ.

Данная рабочая программа по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста предполагает создание условий для развития связной речи детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста  с ...