Консультация "Трудовое воспитание для детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Консультация для педагогов
Тема: «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Выполнила: Нор М.Э.
г. Шарыпово, 2023г
Консультация для педагогов
Тема: «Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В.А. Сухомлинский
Актуальность.
Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Начиная, с младшего возраста проводится работа по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью. Именно детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость. Чрезвычайно важно не упустить момент для воспитания в них добрых чувств к окружающим людям и формированию положительного отношения к труду, что является главной целью образовательной области труд. Таким образом, формирование первичных представлений о труде взрослых во второй младшей группе начинается со знакомства с трудом сотрудников детского сада: трудом помощника воспитателя, медсестры, повара, дворника, постоянно подчеркивая их заботу о детях.
Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей младшего дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.
Трудолюбие наиболее успешно формируется в дошкольном возрасте, а несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
Слайд 2. Цель. Задачи:
- Труд детей младшего дошкольного возраста не имеет постоянного материального вознаграждения.
- Носит ситуативный, необязательный характер.
- В процессе труда дети младшего дошкольного возраста приобретают навыки, помогающие им становиться самостоятельными.
- Особенностью трудовой деятельности детей является то, что, не смотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они еще пока находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
Слайд 3. Средства трудового воспитания
Слайд 4. Методы и приемы трудового воспитания
Слайд 5. Условия организации труда
Слайд 6. Формы организации труда
Слайд 7.
Самообслуживание
Группы | Задачи и содержание работы |
2-я младшая | 1. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать одежду и т. п.). 2. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. 3. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком. 4. Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой. |
Алгоритмы навыков самообслуживания
Группы | Навыки и умения | Условия для формирования самообслуживания |
2-я младшая | 1. Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. 2. Складывать, вешать предметы одежды. 3. Мыть руки, лицо, уши аккуратно. 4. Насухо вытираться. 5. Вешать полотенце на место. 6. Пользоваться носовым платком (расческой). 7.Пользоваться правильно столовой и чайной ложками, вилкой салфеткой. | 1. Индивидуальные носовые платки, полотенца, расчески 2. Тарелки, ложки (столовые, чайные), чашки, вилки. 3. Салфетки. 4. Шкафчики для одежды и стойки для полотенец с индивидуальной меткой ребенка. 5. Рисуночные алгоритмы умывания, одевания и раздевания. |
Методы формирования навыков самообслуживания
Общие методы работы по формированию навыков самообслуживания:
Наглядные методы:
Показ выполнения каждого элемента деятельности и их последовательности.
Алгоритмы (схемы) различных процессов самообслуживания
Наблюдение за действиями взрослого.
Рассматривание иллюстраций, моделей.
Просмотр диафильмов, мультфильмов
Словесные методы:
Объяснения действий взрослого в ходе показа.
Подробное словесное объяснение без показа.
Общее или индивидуальное напоминание.
Контроль и оценка деятельности детей.
Чтение художественной литературы.
Практические, игровые методы:
Сюрпризные моменты.
Игры с куклами.
Упражнения в выполнении навыков самообслуживания.
Использование спец. игр и пособий для обучения детей застегиванию пуговиц, шнуровке
Методические рекомендации
- Формирование навыков самообслуживания труда тесно взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков и влияет на их совершенствование.
Слайд 8. Хозяйственно-бытовой труд
Группы | Задачи и содержание работы |
2-я младшая | 1. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений — готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.); после игры убирать на место игрушки, строительный материал, 2. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. 3. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда. 4. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой, помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т п.). |
Методические рекомендации
- Работа по формированию у детей навыков хозяйственно-бытового труда взаимосвязана с формированием общей культуры ребенка: правильно сервировать, убирать стол, поддерживать чистоту, порядок в комнате, на участке.
- Овладение трудовыми хозяйственно-бытовыми операциями делает ребенка самостоятельным, готовым к взрослой жизни.
Алгоритмы ознакомления детей с хозяйственно-бытовым трудом
Группы | Трудовые операции и действия | Условия для хозяйственно-бытового труда |
2-я младшая | 1. Подготовить материалы к занятию: разложить на столе кисточки, дощечки для лепки и пр. 2. Убирать игрушки и предметы на свое место после игр и действий с ними. 3. Раскладывать ложки, вилки, тарелки, чашки, ставить салфетницы, хлебницы (со 2-й половины года). | 1. Все игрушки, предметы имеют постоянное место. 2. Материалы для занятий имеют определенное место, размещены удобно и доступно для детей. 3. Фартуки дежурных. 4. Ложки и вилки расположены ручкой вверх в емкостях для хранения. 5. Чашки с ручкой, блюдца. |
Слайд 9. Труд в природе
Группы | Задачи и содержание работы |
2-я младшая |
3. Расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеечек |
Алгоритмы ознакомления детей с трудовыми операциями и действиями
Группы | Трудовые операции и действия | Условия в группе для труда в природе |
2-я младшая | 1. Кормить птиц, рыб (с помощью взрослых). 2. Поливать комнатные растения, растения на грядках. 3. Сажать лук, фасоль, горох, подсолнухи, огурцы. 4. Собирать урожай овощей на грядке. 5. Расчищать дорожки, скамейки от снега. | 1. Природный уголок в группе: комнатные растения и животные. 2. Календарь погоды. 3. Детский огород. Этикетки для грядок. 4. Мини-огород на окне (зимой). 5. Оборудование для ухода за растениями и животными в группе и на участке. 6. Картинки: времена года, растения, животные. |
Знания детей о трудовой деятельности взрослых
Младший дошкольный возраст
- Дети должны иметь представление о профессиях:
- помощник воспитателя;
- строитель;
- повар;
- шофер;
- продавец.
Знать об основных трудовых процессах, о материалах, орудиях и инструментах, необходимых для работы в этих профессиях.
- Знать о труде взрослых в деревне.
- Иметь представление о детском саде, магазине.
Формировать положительное отношение к труду взрослых. Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что процесс развития трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом.
Поэтому роль воспитателя в развитии трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста является важной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста основ экологической культуры на тему «Наш уголок природы».
Цель: Воспитывать в детях любовь к природе, навыки бережного обращения с ней и понимание того, что человек и природа находятся в тесной взаимосвязи.Программные задачи: Расширять знания детей об услови...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/04/picture-105118-1612456853.jpg)
Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании (консультация)
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего детства....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-396170-1391264892.jpg)
Консультация для родителей "Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании"
Консультативный материал для родителей о воспитании у их детей самостоятельности в самообслуживании...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/15/picture-404395-1392444354.jpg)
«Воспитание у детей младшего дошкольного возраста навыков ЗОЖ»
«Воспитание у детей младшего дошкольного возраста навыков ЗОЖ»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/20/picture-306571-1642666969.jpg)
Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании»
Родительское собрание во второй младшей группе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/24/picture-626959-1495632224.jpg)
Консультация для родителей во второй младшей группе Тема: "Воспитание сказкой детей младшего дошкольного возраста"
Цель: знакомство родителей с возможностями использования сказки в воспитании, обучении и развитии детей.Задачи: разнообразить представление родителей о возможностях воздействия сказки на развитие ребе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/14/picture-915277-1586878417.jpg)
План по самообразованию по экологическому воспитанию дошкольников на тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста бережного отношения к природе посредством дидактических игр».
В документе предтавлен план по самообразованию на год во второй младшей группе на тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста бережного отношения к природе посредством дидактических ...