Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании»
материал (младшая группа) на тему

Панина Елена Николаевна

Родительское собрание во второй младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_vo_vtoroy_mladshey_gruppe.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №8 «Тополёк».

Родительское

собрание на тему:

«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

                                  Воспитатель: Панина Е.Н.

                                                               Мякоткина Е.В.

2014 год

Подготовка к собранию: (СЛАЙД)

1. Оформление группы.

  • Оформление стенгазеты : «Я  умею сам !!!»

(Включает в себя фотоматериалы с изображением детей в процессе выполнения различных действий по  самообслуживанию : одевание, раздевание, мытье рук, прием пищи.)

2. Оформление книжной выставки по теме собрания.

3. Изготовление объявления о родительском собрании в уголок информации.

4. Изготовление индивидуальных приглашений для родителей.

5. Изготовление анкет для родителей на тему: «Навыки самообслуживания у детей младшего возраста».

6. Изготовление красочных памяток для родителей на тему: «Развитие навыков самообслуживания».

7. Изготовление с детьми «конфет».

8. Оформление листа формата А3 для пожеланий родителей.

Задачи родительского собрания: (СЛАЙД)

1. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании.

2. Сформировать у родителей представления о значении самообслуживания в воспитании детей их роли в процессе воспитания самостоятельности.

3. Познакомить родителей с навыками самообслуживания для детей младшего возраста.

4. Дать рекомендации родителям по этой теме.

5. Формирование у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни.

6. Развивать у родителей умение работать в группе, сообща, не боятся высказываться по теме собрания.

Ход собрания.

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады, что Вы отложили все свои дела и присутствуете сегодня на нашем собрании!

И в начале хотелось бы зачитать Вам слова немецкого философа Гегеля: “Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, т.е. существом со свободной волей”. (СЛАЙД)

Как Вы думаете, о чём мы сегодня будем беседовать, какова тема нашего собрания?

(Родители высказывают своё мнение)

Сегодня мы расскажем как привить ребёнку навыки самостоятельности в самообслуживании. Но что такое самостоятельность и самообслуживание? (СЛАЙД)

Самостоятельность – ценное и очень нужное качество. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Дети очень активны и часто стремятся выполнять действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать детей в этом. (СЛАЙД)

Мы думаем, что каждый из вас на предложение сделать что-либо за ребёнка слышал фразу «Я сам». И мамы, которые не обращают внимания на сказанное ребенком, тем самым препятствуя самостоятельности, удерживая его в зависимом состоянии несомненно наносят вред ребёнку. Потому что не все дети отличаются бойким характером, не каждый ребёнок сможет отстоять своё «Я сам» и в результате позволяет родителям делать всё за него чуть ли не до школы, привыкая к подобному обращению. А чтобы этого не случилось формировать навыки самообслуживания надо вовремя и возраст 3 года – это тот возраст, когда можно и нужно поддерживать у ребёнка стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем и ему и вам было гораздо легче.

В помощь Вам, уважаемые родители, есть мы – педагоги, ваши воспитатели. (СЛАЙД) Наши задачи это:

  • сформировать новые умения и навыки, закрепить уже имеющиеся;

  • воспитывать уважение к труду;
  • умение своими силами достигать результата, развивать чувство удовлетворения от проделанной работы, уверенность в том, что если постараться, то многое можно сделать самому.

В детском саду дети участвуют в различных видах труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд. Мы подробнее остановимся на таком виде труда, как самообслуживание. (СЛАЙД)

Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания: умывание, снимание и надевание одежды в определённой последовательности, расстёгивание и застёгивание пуговиц, обуви, складывание одежды. (СЛАЙД)

С самых первых дней пребывания ребёнка в детском саду мы организуем процесс самообслуживания. Для этого требуется огромное трудолюбие, терпение для того, чтобы не погасить детскую инициативу. А терпения как раз порой и не хватает. Давайте рассмотрим некоторые примеры из жизни: (СЛАЙД)

1.  Трехлетний Ваня с усердием надевает колготы. Трудное занятие для малыша. После долгих усилий колготы почти надеты , но… наизнанку. Мать прекращает как она говорит “эту бесцельную возню”, быстрым движением с раздражением стягивает с ребёнка колготы и натягивает их сама. Малыш начинает кричать: ”Сам! Я сам!”. Мать строго говорит: ”Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь ”сам”.

Вопросы:

  • Правильно ли поступила мама?
  • Каковы последствия такого поведения мамы?
  • Бывали ли подобные ситуации у вас?

  • Как вы выходили из них?
  • Как лучше вести себя в таких ситуациях?

( Мама поступила неправильно, мама может отбить у ребенка всякое стремление к самостоятельности, в последствии ребенок может вырасти пассивным , ленивым.

Правильнее было бы обыграть ситуацию, а не накидываться на ребёнка с претензиями и показывать своё раздражение. Сказать ребёнку: ” Ой, смотри какие глупые колготочки - перевернулись наизнанку! Давай им поможем – вывернем их обратно”)

2. Другая ситуация. Кате 3,5 года, она  категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая. (СЛАЙД)

Вопрос:

  • Почему так происходит?
  • Посоветуйте, как быть родителям в сложившейся ситуации.

( Вероятно, в какой – то момент родители перехватили инициативу по одеванию- раздеванию в свои руки, не поддержали стремление к самостоятельности. Можно данный процесс превратить в увлекательную игру : вот змея заползает в нору(одевание колгот, носок), вот поезд едет через туннель( натягивание свитеров и футболок через голову). Можно поиграть в прятки. Одежда закрыла лицо – где наш малыш? В процессе игры ребенок сможет незаметно для самого себя перехватить инициативу, почувствовать желание одеваться самостоятельно.)

Мы с вами рассмотрели 2 ситуации. Они разные, но есть то, что их объединяет. Как вы думаете, что это? (Само разрешение ситуации, оно происходит в игровой форме)

Верно! Т.к. ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, наша с вами задача именно через игру научить детей самообслуживанию. Большое значение по формированию этих навыков является чтение и обыгрывание литературных произведений, потешек по теме. (Обратить внимание родителей на выставку книг по данной теме.) СЛАЙД

Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности. Становится более

уверенным в своих силах, воспитывается такая черта как самостоятельность. Постоянство требований обеспечивает прочность навыков, повышает работоспособность, выносливость организма. Развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение. (СЛАЙД)

Как происходит формирование навыков самообслуживания?

  • Обязательно с прямого показа действия с объяснением. Затем взрослый выполняет действия вместе с детьми.
  • Обучая детей мыть руки, взрослый заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трет их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции в той же последовательности. 
  • Умение пользоваться туалетом проходит под присмотром взрослого (снимает нижнее бельё, штанишки, садится на унитаз, надевает нижнее бельё и  штанишки сам). Так же необходимо учить ребёнка самостоятельно пользоваться туалетной бумагой.
  • Ребёнок должен  пользоваться как минимум ложкой (к концу 4-го года жизни вилкой), правильно держать её в руках. Справиться с ложкой – нужное умение, можно сказать – жизненно важное.
  • Одевание - это важный процесс в воспитании. Ребенок учится трудиться, аккуратности, опрятности, узнает названия предметов одежды, развивается моторика рук, закрепляется название частей тела,  цвета, учится соотносить одежду с изменениями погоды.
  • Одежда и обувь должны быть удобными, эстетичными и практичными:
    - снимать и надевать одежду должно быть удобно ребенку и воспитателю;
  • - желательна обувь не на шнурках, а на липучке;
  • - не перчатки, а варежки;
    - одежда и нижнее белье ребенка ежедневно должны быть чистыми и опрятными;
    - в шкафчике ребенка всегда должна быть сменная одежда и нижнее белье;
  • одежда должна соответствовать размеру ребенка. 

  • Использование дидактических игр.

 (Воспитатель обращает внимание родителей на стенгазету «Я умею сам»)

А для того, чтобы вам было легче организовать дома работу по развитию самостоятельности в самообслуживании мы подготовили красочные памятки. А так же предлагаем ответить на вопросы небольшой анкеты. Которую по окончании нашего собрания вы вместе с памяткой заберёте домой и она будет служить вам напоминанием, на что важно обратить внимание.

А теперь мы с вами немного поиграем. У меня в руках очень красивый клубок умений и навыков, которым предстоит научиться нашим детям. Давайте с вами посмотрим, а сколько же наши малыши уже могут. Продолжите предложение «Мой ребёнок умеет или делает…». На каждое сказанное умение разматываем наш клубок знаний. (Родители называют, что умеют делать их дети) Посмотрите как много всего умеют делать наши ребята, какие они молодцы (воспитатель обращает внимание на количество размотанных ниток). Но сколько им ещё предстоит узнать (Воспитатель обращает внимание на оставшийся клубок). И сделать они это смогут только если мы с вами будет работать вместе, сообща.

Скажите, а вы любите конфеты? Мы с ребятами подготовили вам вкуснейшие конфетки (игра «Острое блюдо»). Обратите внимание на то, что дизайнерами обёртки выступали непосредственно дети. Воспитатель раздаёт «конфеты» родителям. На «конфетах» написан вопрос, на который нужно дать ответ в течении 1-3 минут. Если родитель не хочет или не может ответить, то он передаёт свою «конфету» другому участнику собрания.

Вопросы:

1.Марину  забирает бабушка, которая очень любит помогать. Даже если Марина сама одевается,  бабушка так и рвется ей помочь. В результате ребенок стал бегать за помощью по поводу каждой мелочи в одежде.

( Попросить бабушку не делать этого, этим она не помогает, а развивает в ребенке неуверенность в своих силах.)

2.Андрюше 2 года 10 месяцев, он умеет мыть руки, вытираться полотенцем – делает это с удовольствием, используя при этом стишки и потешки. С одеванием возникают проблемы – как его заинтересовать?

( Варианты игр мы рассматривали ранее. Возможен такой диалог:

Что это такое?
- Штаны! - отвечает ребенок.
- Штаны? А для чего они?
- Надевать.
- Надевать??? А как это? )

3. На улице похолодало, стали одевать теплую одежду и начались капризы – колготки не одену, штаны не хочу и т.п. Когда одеваю сама – успокаивается. Что произошло?

(Возможно, теплые вещи не подходят для самостоятельного одевания: штанишки маловаты, колготки сделаны из теплого, но неудобного материала. Ребенку просто физически трудно одеть эти вещи).

4. Собиралась с дочкой на улицу. Дала ей одежду. А сама пошла на кухню. Через 15 минут вернулась – она не только не оделась, но и все вещи перепутала. В саду одевается сама. Почему так получилось?

(Ребенок нуждается в подробных словесных объяснениях, а возможно и  непосредственной помощи, воспитатель в саду проговаривает как, что и в каком порядке надевать. Оставшись один, ребенок растерялся.)

Вот и подошло наше собрание к концу. И хотелось бы как и в начале зачитать вам слова античного философа – Эпиктета: “Из всех творений самое прекрасное -получивший прекрасное воспитание человек.”

И на последок нам хотелось бы узнать как вам наше собрание, какие у вас эмоции, что, может быть, вы узнали нового. И поэтому мы просим вас уделить ещё минуту вашего времени и  оставить свои эмоции, пожелания вот на этом листе. Спасибо!  


Анкета для родителей

«Навыки самообслуживания у детей младшего возраста»                                                                                                                                                                          

Критерии самообслуживания

Самостоятельно

С помощью взрослого

Следит за собой (опрятность)

Аккуратен в быту

Прием пищи

Пользуется носовым платком

Правильно держит ложку

Может раздеваться

Может одеваться

Может застёгивать обувь

Складывает свои вещи

Убирает  за собой игрушки

Моет и вытирает руки

Ходит в туалет


   

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ТЕМА: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста настойчивости и ответственности в труде».

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕТЕМА: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста настойчивости и ответственности в труде». ЦЕЛЬ: обсудить  с родителями проблему трудового воспитания в семь...

Методическая разработка родительского собрания во 2 младшей группе на тему: "Воспитание у детей толерантности"

Сближение педагогов и родителей в процессе совместного воспитания у малышей толерантности....

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему:«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....