"Информационно - коммуникационные технологии как средство развития познавательных способностей дошкольников"
методическая разработка (старшая группа)
Содержание
1.Пояснительная записка
1.1.Актуальность
1.2. Цели и задачи.
1.3.Принципы.
1.4. Дидактические требования к мероприятиям с использованием ИКТ-технологий.
1.5. Области применения ИКТ-технологий.
1.6. НОД с применением ИКТ-технологий.
1.7.Электронные дидактически игры.
1.8.Вывод и результаты
2. Приложение 1. Конспект НОД (интегрированной направленности)
« Эти забавные насекомые» с использованием ИКТ-технологий
для детей старшего дошкольного возраста
3. Приложение 2. Презентация «Эти забавные животные»
1.Пояснительная записка
1.1.Актуальность. В соответствии с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование является одним из уровней общего образования.
Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность обогатить и качественно обновить воспитательно - образовательный процесс в детском саду и повысить его эффективность.
Опыт моей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
Поэтому я выбрала творческую тему "Информационно - коммуникационные технологии как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста".
Опыт работы педагогов новаторов показывает, что дозированное использование развивающих игр и программ способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм и что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса ИКТ - технологии для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
1.2. Цели и задачи.
Цель. Повышение уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами информационно-компьютерных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 449.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Сказка» города Сафоново Смоленской области
«Методическая разработка»
"Информационно - коммуникационные технологии как средство развития познавательных способностей дошкольников"
Королькова Татьяна Михайловна
воспитатель
8 952 531 38 18
2022 г
Содержание
1.Пояснительная записка
1.1.Актуальность
1.2. Цели и задачи.
1.3.Принципы.
1.4. Дидактические требования к мероприятиям с использованием ИКТ-технологий.
1.5. Области применения ИКТ-технологий.
1.6. НОД с применением ИКТ-технологий.
1.7.Электронные дидактически игры.
1.8.Вывод и результаты
2. Приложение 1. Конспект НОД (интегрированной направленности)
« Эти забавные насекомые» с использованием ИКТ-технологий
для детей старшего дошкольного возраста
3. Приложение 2. Презентация «Эти забавные животные»
1.Пояснительная записка
1.1.Актуальность. В соответствии с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование является одним из уровней общего образования.
Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность обогатить и качественно обновить воспитательно - образовательный процесс в детском саду и повысить его эффективность.
Опыт моей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
Поэтому я выбрала творческую тему "Информационно - коммуникационные технологии как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста".
Опыт работы педагогов новаторов показывает, что дозированное использование развивающих игр и программ способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм и что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса ИКТ - технологии для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
1.2. Цели и задачи.
Цель. Повышение уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами информационно-компьютерных технологий.
Задачи:
- развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира
- формировать умение решать проблемно-поисковые, игровые задачи в процессе познавательного развития
- расширить сознание детей дошкольного возраста через получение более полной информации об окружающем мире посредством информационно – коммуникационных технологий
- создать условия для развития самостоятельной познавательной деятельности
- создать мультимедийную базу обучающих программ, презентаций, дидактических и методических материалов, которые могли бы использоваться в практике
1.3.Принципы.
В своей работе руководствуюсь следующими дидактическими принципами:
Принцип доступности - отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, таким образом, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.
Принцип систематичности и последовательности заключается в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.
Руководствуясь принципом научности, я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. Я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.
Принцип творческой активности заключается в том, что используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов
Принцип наглядности.
Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты.
1.4. Дидактические требования к мероприятиям с использованием ИКТ-технологий.
Планируя мероприятия с использованием ИКТ, я соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:
- четко определяю педагогическую цель применения мультимедийных средств или компьютерных игр в образовательном процессе;
- уточняю, на каком этапе я могу применить мультимедийные средства
- согласовываю выбранное средство с другими техническими средствами обучения;
- учитываю специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации;
- анализирую и обсуждаю с детьми основные вопросы изучаемого материала.
1.5. Области применения ИКТ-технологий.
В своей работе я выделила три основных области применения ИКТ - технологий для речевого и познавательного развития дошкольников:
- проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций;
- включение электронных дидактических игр в образовательную деятельность;
- использование обучающих и развивающих компьютерных программ, игр и мультфильмов.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду, которую я использую в своей работе - проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций.
Она дает мне возможность:
- оптимизировать педагогический процесс
- индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития
- значительно повысить эффективность педагогической деятельности
1.6. НОД с применением ИКТ-технологий.
Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Занятие с использованием мультимедийной презентации должно быть эмоциональным, ярким, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.
Одним из программных средств, используемых мною на занятиях, является программа компании Microsoft – Power Point.
Так при проведении НОД "Забавные насекомые" использовала созданный в приложении Power Point демонстрационный материал - загадки о насекомых, слайды на тему "Что такое луг", звукозапись "Полет шмеля" (Н.А. Римский-Корсаков). Наиболее важную информацию на слайде я выделила, придав ей эффект анимации. Движение отдельных частей слайда привлекло внимание детей, что в результате повысило интерес детей к обучению и способствовала более качественному усвоению нового материала.
Детям нравятся занятия, на которых присутствует презентация, они ждут подобных занятий и работают на них с гораздо большей отдачей.
Многие дети уже свободно владеют компьютером, но компьютер для них это только игра, жизнь в виртуальном мире. Это для них забавно и интересно. Я помогаю понять ребенку, что компьютер может стать для них другом и помощником в усвоении знаний. Решая подобные задачи во время НОД с использованием компьютера, они убеждаются в этом.
Занятия с применением ИКТ должны проходить с соблюдением требований СанПиНа:
- лучшим временем для работы с компьютером являются утренние часы или вторая половина дня после дневного сна.
- занятия для детей 5–7 лет проводятся не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: вторник, среду, четверг.
- непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не превышает 10 мин, для детей 6–7 лет – 15 мин.
- экран монитора должен быть на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.
- между занятиями обязательно проводятся динамические паузы (гимнастика для глаз, физкультминутки, пальчиковая гимнастика).
1.7. Электронные дидактически игры.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через электронные дидактические игры. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Электронные дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
Работая над темой «ИКТ как средство развития познавательных способностей» периодически применяла в работе с детьми электронные дидактические игры, взятые из сети Интернет. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
Использовать электронные игры можно как при организации групповой работы, так и индивидуально с одним ребенком, это очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов. Первоначально я использовала готовые игры с различных сайтов интернета и создала медиатеку дидактических игр по образовательной области «Речевое развитие» - 15 игр,"Познавательное развитие" - 20 игр.
Таблица 1. Медиатека электронных дидактических игр и презентаций
№ | Тема | Название игр |
1 | Осень | «Чья тень, «Лапы, хвосты, уши» |
2 | Зима | «Кто лишний (дикие и домашние животные)» |
3 | Весна | «В мире живой природы», «Зимующие птицы» |
4 | Лето | «Что где растет», «Луг», «Лес», «Поле» |
5 | ОБЖ | «Умные знаки», «Транспорт. Убери лишнее» |
6 | ЗОЖ | «Мальчики и девочки», «Виды спорта», «Что общего?», «Назови, как называется мячик и к какому спорту он относится», «Что перепутал художник?». |
7 | Зарядка для ума | «Продолжи цепочку», «Выбери только те геометрические фигуры, из которых состоит предмет», «Почини одеяло», «Найди четыре предмета такой же формы». |
Но однажды я не нашла нужной мне в данный момент игры, и решила сделать игру сама. Игра получилась, нашла живой отклик у детей и вдохновила меня на дальнейшее творчество в этом направлении.
Таблица 2. Авторские электронные дидактические игры и презентаций
№ | Тема | Конспект НОД | Наименование |
1 | Осень | «Собираем урожай» | Игра «Что растет на грядке?» |
2 | Домашние животные | «Ферма» | Презентация «Мамы и детки» |
3 | Зима | «Зимующие птицы» | Презентация «Птичья столовая» |
4 | Новый год. Рождество | «Праздник к нам приходит!» | Презентация «Рождественская звезда» |
5 | День Защитника Отечества | «Наша Армия» | Игра «Военная профессия» |
6 | Космос | «Звезды и планеты» | Презентация «Космонавт» |
7 | Весна | «Перелетные птицы» | Презентация «Угадай, чья песенка?» |
8 | Родина | «Что мы Родиной зовем» | Презентация «Я, ты, он, она – вместе целая страна» |
9 | Безопасность | «Спички детям не игрушки!» | Игра «Что такое хорошо и что такое плохо» |
Созданная мною электронные дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста направлены на обобщение и систематизацию знаний об окружающем мире, на классификацию предметов. Красочные картинки и эффекты анимации привлекают внимание и интерес и способствуют более качественному процессу обучения детей.
1.8. Вывод и результаты
Практика показывает, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
- дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
- глубже постигаются понятия числа и множества;
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
- тренируется эффективность внимания и память
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления
- уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора.
2. Приложение 1.
Конспект НОД (интегрированной направленности)
« Эти забавные насекомые»
с использованием ИКТ-технологий
для детей старшего дошкольного возраста
Автор:
Королькова Т.М.
Воспитатель
Цель занятия: вызвать у детей эмоциональный отклик на занятие и желание участвовать в нем.
Задачи:
Образовательные
- систематизировать и обобщать представления о многообразии насекомых
Развивающие
- развивать мышление, воображение, мелкую моторику рук
- продолжать знакомить с техникой – монотипия
- развивать навыки при выборе цветовой гаммы
Воспитательные
- воспитывать доброе и бережное отношение к окружающему миру
- учить замечать красоту природы
Материалы и оборудование:
Интерактивная доска, ноутбук, магнитофон; картинки с изображением насекомых; акварель (гуашь), кисти и бумага (по количеству детей), экспонат коллекции «Жук-олень».
Предварительная работа:
Наблюдение за насекомыми на участке детского сада. Рассматривание энциклопедии «Насекомые» и беседа с детьми.
Ход занятия
( Звучит приятная тихая музыка)
Воспитатель:
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг-
Ты многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней большой сосны.
На толстый сук уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела,
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!
О ком говориться в стихотворении? (Ответы детей). Верно о жуке, о пчеле, о мотыльке, о муравье.
Как мы можем назвать их одним словом? (Ответы детей). Правильно – насекомые.
Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Обитают многие насекомые не только на земле, но и воздушном и водном пространстве.
Как они передвигаются? (Ответы детей). Они умеют ползать, ходить, летать, плавать (водомерка), прыгать, бегать).
Чем они питаются? (Ответы детей). Некоторые – листьями, молодыми побегами растений, созревшими плодами, опавшими листьями; жуки – точильщики-древесиной и корой; насекомые – хищники охотятся на других насекомых; пчелы, шмели, бабочки, мухи – нектаром цветов, зелеными листьями и т.д.)
Воспитатель:
Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы с вами превратимся в насекомых…Раз, два, три волшебство приди!
Физкультминутка «Завертелись, закружились – в насекомых превратились!»
Мы на месте покружились, в божьих коровок превратились,
Мы на месте покружились, в кузнечиков превратились,
Поднимайте плечики
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок, стоп
Сели, сели травушку покушали, тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгать на носках легко.
Мы на месте покружились, в бабочек превратились.
В поле бабочки летают
Полетели, покружились, на цветке остановились.
Игра – викторина Эти забавные насекомые»
Воспитатель:
А теперь предлагаю поиграть.
Проводится игра – викторина. (Дети произвольно делятся на две команды.)
Воспитатель:
Ребята, я буду задавать вопросы, каждой команде поочередно, если ваш ответ будет правильный, то на экране появится картинка с изображением насекомого. Кто первым даст правильный ответ - получит фишку. Чья команда получит больше фишек – та и победит! Итак игра начинается. Внимание на экран!
1. Кто в лесу строит муравейник? ( Муравьи)
2. Как называется дом, который строят люди для пчел? (Улей)
3. Почему стрекозу называют хищницей? ( Она питается насекомыми вредителями комарами, мухами, молью)
4. Где у кузнечика уши? ( на коленках, на лапках)
5. О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки? (о том, что она несъедобная)
6. На кого охотится божья коровка? ( на тлей, щитовок)
7. Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? ( пчелы, шмели, бабочки)
8. В каком произведении героями являются насекомые: паук, муха, кузнечик, пчела, комар, бабочка и др.? ( «Муха-Цокотуха» К. Чуковского
9. А в каких произведениях еще встречаются насекомые? (Дюймовочка, Сказка о царе Салтане, Теремок).
Подводятся итоги викторины.
Воспитатель:
Полезных насекомых - особенно шмелей, пчел, муравьев, ос, крупных жуков, жужелиц, стрекоз, цветочных мух, бабочек, следует всячески беречь, охранять от истребления, они наши друзья. Без них не могут нормально развиваться многие растения, от чего в конечном счете зависит урожай плодов и зерна, ягод и лекарственных растений в лесах, на лугах и в степях.
Ребята, а вы слышали такое название Красная книга? Что это такое и для чего она нужна? (Ответы детей). В Красную книгу занесены редкие виды животных, растений и насекомых.
А вы знаете, что в книгу занесены не только животные и птицы, но и насекомые. Я хочу вам показать насекомое, встречающееся в наших местах, оно занесено в Красную книгу России.
(Демонстрация экспоната коллекции «Жук-олень»)
Это - жук-олень, насекомое принадлежит к семейству рогачей, являясь одним из самых больших жуков.
А теперь я предлагаю нарисовать насекомое, а какое вы сейчас отгадаете.
Загадка.
Живет, собою землю украшая,
Порхая с лепестка на лепесток.
При этом тишину не нарушая,
Она сама - летающий цветок.
(Бабочка)
Сегодня мы будем рисовать бабочек, продолжая использовать технику монотипии или отпечатка.
(Дети рисуют бабочку на одной стороне листа, стараясь подбирать цветовую гамму, затем складывают лист пополам, так чтобы на второй половинке листа был четкий отпечаток).
Воспитатель показывает детям карточки с правилами
Ребята, вы будущие хозяева нашей страны, давайте с вами повторим правила, которые помогут насекомым не исчезнуть с лица земли.
«Беречь насекомых»
«Не ловить их и не уничтожать»
«Беречь растения»
«Не рвать цветы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников»
Возможности использования ИКТ в целях повышения качества реализации образовательной программы ДОУ...

Использование информационно-коммуникационных технологий как средство развития познавательного интереса у детей предшкольного возраста
В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечени...

Статья: "Информационно-коммуникационые технологии в процессе развития и обучения дошкольников"
Здесь представлен материал об использовании информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ), о принципах внедрения ИКТ в образовательный процесс дошкольников в детском саду, о реимуществах испол...

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития восприятия детьми классической музыки
Данный материал представляет собой опыт работы музыкального руководителя ДОУ с детьми старшего возраста на музыкальных занятиях с помощью ИКТ-технологий....

Деловая игра для педагогов «Использование информационно – коммуникативных технологий как средство развития познавательной активности старших дошкольников»
laquo;Использование информационно – коммуникативных технологий как средство развития познавательной активности старших дошкольников»Цель: Активизировать знания педагогов, способство...
"Информационно - коммуникационные технологии как средство развития речевых и познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста"
Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность обогатить, качественно обновить воспитатель но - образовательный процесс в детском саду и повысить его эффективность....

Сообщение из опыта работы по образовательной области «Речевое развитие» тема «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников»
Опыт использования различных форм, методов, приемов и средств для речевого развития детей....