Сообщение из опыта работы по образовательной области «Речевое развитие» тема «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников»
консультация по развитию речи
Опыт использования различных форм, методов, приемов и средств для речевого развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_raboty_ikt_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_doshkolnikov.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 29 «Звездочка» города Калуги
(МБДОУ № 29 г. Калуги)
Сообщение из опыта работы по образовательной области «Речевое развитие»
тема «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников»
Подготовлено воспитателем
МБДОУ № 29 г. Калуги
Любовью Анатольевной Грачевой
соответствие занимаемой должности
Калуга, 2020 г.
В настоящее время в системе дошкольного образования произошли значительные перемены, связанные с введением федерального государственного образовательного стандарта. Федеральные государственные стандарты дошкольного образования требуют внедрения информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс, поэтому в настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования ИКТ в организации образовательного процесса. Изучив педагогическую литературу и передовой опыт, у меня возник вопрос – эффективно ли использовать ИКТ в процессе развития речи детей дошкольного возраста? Так родилась тема моего опыта: «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников».
В своей работе я использую различные формы, методы, приемы и средства для речевого развития детей, применяю современные образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы, использование которых это одно из требований, предъявляемых к современному педагогу. Сегодня я хочу поделиться опытом, как ИКТ помогают мне в работе. Я вижу необходимость их использования для себя, для детей и в работе с родителями.
Для меня, как воспитателя, ИКТ полезны для повышения профессиональной компетентности через сеть Интернет (это поиск информации, обмен опытом работы и дистанционное обучение). Я использую ИКТ в процессе совместной коммуникативной деятельности с детьми в качестве современного наглядного материала. Еще К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Но часто возникают проблемы: где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Имеющийся в детском саду наглядный материал устаревает. А приобретение нового требует немалых материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует необходимым требованиям к наглядности. Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Эти технологии представляют для меня большой интерес и являются дополнительным набором возможностей в развитии речи воспитанников.
Основная идея моего педагогического опыта заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития речи ребенка.
Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов, которые я наполняю новым содержанием.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
Руководствуясь принципом научности, педагогической целесообразности я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Так как различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию этим принципам, я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.
Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.
Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные презентации я создаю и подбираю в соответствии с комплексно-тематическим планом.
Принцип наглядности. Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, оценить действие объекта. В связи с этим, в своей работе я использую мультимедийные презентации, которые содержат текстовые материалы, фотографии, рисунки, звуковое оформление, видеофрагменты, анимацию. Их использование позволяет мне привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме. Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, я сочетаю традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей.Я считаю, что использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность моей работы в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого порой трудно добиться при групповой работе с детьми.
Работая по данной теме мною создана копилка мультимедийных презентаций по следующим направлениям работы: формирование произношения; развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты; для развития и обогащения словаря, формирование лексико-грамматических средств языка; развитие связной речи; развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; здоровьесберегающие технологии.
Работу по развитию фонематического слуха у дошкольников я начала с развития восприятия неречевых звуков, для этого в соответствии с комплексно-тематическим планом подобрала презентации: «Угадай, что звучало», «Звуки дома», «Слушай и выбирай» и др. Они не только демонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздают необходимые слуховые ассоциации, например, такие как: «вода капает», «дверь скрипит», «стучит молоток».
На мой взгляд, особенно необходимы, презентации для развития и обогащения словаря, формирование лексико-грамматических средств языка, формирования навыков словообразования. Для работы с детьми я подобрала презентации по лексическим темам: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Дикие и домашние животные», «Профессии», «Транспорт».
Для развития умения соотносить образные обороты речи с предметом, я использую методику отгадывания загадок. Мной были разработаны мультимедийные презентации «Овощи и Фрукты», «Витаминки из корзинки», игровая форма которых пробуждает у детей интерес к заданию, способствует ориентировке в окружающем, использованию слов, относящихся к разным частям речи. Ребята стали активно употреблять антонимы, научились понимать и соотносить изображаемое на картинках с содержанием текста.
В своей работе по развитию связной речи, совершенствованию структуры предложения, формированию умения точно излагать свои мысли, высказываться и рассуждать в форме небольшого текста - описания или повествования, я использую красочные мультимедийные презентации по рассказам разных авторов.
Составление описательных рассказов, представленных в большом формате, позволяет детям рассмотреть художественное произведение более четко, учит детей правильно понимать содержание, точно передавать сюжет, самостоятельно и целесообразно использовать языковые средства. Для этого мной подобраны произведения по временам года и сказкам.
Развитие связной речи очень эффективно осуществляется через такую форму работы, как составление рассказов из личного опыта. Дети с удовольствием составляют короткие рассказы по сюжетам семейных фотографий. Из собранных фотоматериалов, мной сделана презентация «Воспоминания о лете».
С целью профилактики зрительного утомления после просмотра презентаций, я предлагаю детям выполнить комплекс упражнений для глаз: «Посмотри вокруг», «Звездочет», «Дождик», «Листочки» и др. Для большей привлекательности и поднятия настроения провожу их в игровой форме.
Накопленный опыт по работе с ИКТ позволяет сделать вывод, что использование ИКТ в коммуникативной деятельности повышает эффективность работы по развитию речи, оптимизирует образовательный процесс, а также формирует успешность детей и существенно сокращает время усвоения материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы по образовательной области "Познание" через ФЭМП: "Математика - это интересно! Играем...? Играем...!"
Сообщение на педсовете МБДОУ д/с 46 от 29.03.2013г...
План реализации проекта « ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
План реализации проекта « ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...
ОБОБЩЕНИЕ опыта работы воспитателя Плаховой Н.А. на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста»
ОБОБЩЕНИЕ опыта работы воспитателя Плаховой Н.А.на тему: «Использование здоровьесберегающих технологийкак средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста»...
Из опыта работы на тему «Игровые педагогические технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка раннего возраста».
В последнее время наиболее актуальным является внедрение в образовательную практику в ДОУ педагогических игровых технологий.Используемые в нашей работе игровые технологии, в соответствии с основн...
ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР
опыт работы...
Сообщение из опыта работы «Реализация образовательной области речевое развитие»
Сообщение из опыта работы «Реализация образовательной области речевое развитие»...