проект по сказкам В.Сутеева
презентация к уроку (старшая группа)

Екатерина Владимировна Яковлева

проект по сказкам В. Сутеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_skazkam_v._suteeva.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад 26» город Гатчина.

Проект

 «Развитие речи детей посредством

 театрализованной деятельности по сказкам В.Сутеева»

Составила и реализовала проект:

                     Воспитатель высшей квалификационной

категории Яковлева Е.В.

Актуальность темы.

Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком. У детей недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой.

Что же делать? Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей ,изучая психолого-педагогическую и методическую литературу и  возникла необходимость в реализации творческого проекта «Развитие речи детей посредствам театрализованной деятельности».

 Почему именно театрализованная деятельность? Это одна  из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных  повторов,  которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас.

Цель  проекта: Создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности по сказкам В.Сутеева.

Задачи:

        Образовательные:

1.Вызвать интерес к творчеству художника-иллюстратора В. Сутеева, обратить внимание на средства выразительности, которые он использует, познакомить с его изобразительной манерой.

2.Продолжать знакомить с  понятием театр, разными видами театра, театральной терминологией.

3.Совершенствовать диалогическую речь, обучать монологической речи детей.

4.Обогащать  словарь  детей  через расширение личного опыта и познание окружающего  мира.

        Развивающие:

1.Развивать   мышление, память, воображение, внимание  детей.

2.Развивать  речевое  дыхание, правильную  артикуляцию, компоненты  речи:  голос, ритм, темп, интонацию;  связную образную речь, творческую фантазию.

3.Развивать интерес с театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.

        Воспитательные:

1.Воспитывать умение сотрудничать с другими детьми и взрослыми .

2.Воспитывать  самостоятельность  и активность  детей в театральных играх.

3.Воспитывать нравственные качества детей: чувство сострадания к слабым и беззащитным через произведения В. Сутеева.

4.Воспитывать бережное отношение к книгам, интерес к художественным произведениям.

5.Способствовать тому, чтобы дети испытали радость и удовлетворение от участия в совместной со взрослыми деятельности.

Паспорт проекта

Вид проекта – творческий

Сроки проведения – 1.10.-30.10.2022г, средней продолжительности

Участники проекта – дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Предпосылки к определению цели детьми:  Утром дети   «находят» книгу со сказками  В.Сутеева . Начинают  рассматривать иллюстрации в книге ,а потом просят почитать её.  

Цель детей: Узнать , а кто написал эти добрые сказки и почему  его  называют добрым сказочником?

Итоговое мероприятие: спектакль  В.Сутеева «Мешок яблок».

Мы прочитали много сказок В.Сутеева, но в рамках проекта  выбирали те сказки, которые относятся к осенней тематике «Под грибом», «Яблоко», «Дядя Миша», «Мешок яблок». Почему выбор детей пал именно на эту сказку? Ребята очень долго рассуждали и пришли к выводу , что в сказке «Мешок яблок» много героев и может участвовать в постановке спектакля вся группа .

Идея  проекта – выстраивание всех видов детской деятельности вокруг данной темы. Данный проект разработан для повышения интереса к добрым сказкам Сутеева и развитию речи детей  через театрализованную деятельность.

Предполагаемый результат:

•        Дети познакомятся с творчеством В. Г. Сутеева, научатся слушать и понимать художественный текст,

• У детей сформируется устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами; желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки;

• дети научатся пользоваться разными видами театра: настольным, пальчиковым, масок, Би-Ба-Бо, теней,  тантамарески;

• Разовьется умение свободно держаться на сцене;

• Дети станут дружнее, зародится чувство партнерства , станут внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать поддержку.

.• Пополнится предметно-развивающая среда

• повысится интерес родителей к жизни детей в ДОУ и компетенция родителей по вопросам значения чтения и театрализованной деятельности на развитие речи детей.

Аннотация проекта.

Работа осуществлялась в три этапа – подготовительный, основной и заключительный, и по трем направлениям: организация развивающей среды, работа с детьми и взаимодействие  с родителями.

Реализация проекта- (1 этап – подготовительный)

1.Подбор методической и художественной литературы, иллюстраций и мультфильмов, аудиозаписи по сказкам В. Г. Сутеева.

2.Информация для родителей: участвуем в проекте «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности по сказкам В.Сутеева»;

3.Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;

4.Изготовление дидактических пособий «Кубик эмоций», картотек дидактических игр по развитию речи, игр-превращений, чистоговорок ритмических минуток, картотеки на развитие речевого дыхания;

5.Определение тематик бесед о видах театра;

6.Выбор объектов для экскурсий : детская библиотека, ( совместно с родителями -ЦТЮ г.Гатчина,  «Кукольный театр сказки» г.Санкт-Петербург, Московский  проспект 121.

2. Основной этап – реализация проекта.

Образовательная область.  Познавательное развитие.

        НОД.  ФЭМП  «Корзинка яблок»

        Рассказы воспитателя «Как вести себя в театре», «Что такое доброта»

        Экспериментальная деятельность к сказке «Под грибом».  Опыт «Дождик». Для опыта использовали : пену для бритья, прозрачную емкость, разведенный в воде пищевой краситель, пипетку.

         Игры с использованием интерактивной доски: «Мешок яблок».

         Просмотр  видеофильма «В театре»,  презентации «Добрый сказочник  Сутеев»

        Экскурсия в детскую библиотеку. Наш проект начался с посещения библиотеки, где нам рассказали о жизни и творчестве Сутеева. Нам показали  книги  написанные и иллюстрированные самим автором. Мы узнали, что Сутеев до того , как начал сочинять свои сказки, иллюстрировал сказки других авторов. Мы решили сделать книжную выставку в группе, для которой многие дети принесли книги из дома.

Образовательная область. Речевое развитие.

        Чтение сказок В. Сутеева в группе, беседы по прочитанным сказкам, просмотр мультфильмов и прослушивание аудиосказок.  Беседы «Что такое доброта», «Чему учат сказки Сутеева?», «Как вести себя в театре?»

        Рассматривание иллюстраций в книжном уголке.

        Для выработки хорошей дикции, чёткого и правильного произношения отдельных фраз и слов использую чистоговорки, потешки, считалки, которые произносим с разной силой голоса и в различном темпе. Очень нравятся детям музыкальные чистоговорки Е.Железновой.

        Реализация проекта началась с организации театрально - игровой среды в группе. Театральный уголок «Теремок сказок!».Для обогащения предметной среды были дополнены атрибуты для театрализованных игр, подобраны картотеки на развитие речевого дыхания, картотека скороговорок, потешек, чистоговорок. Велась активная работа по созданию лэпбука «Мир театра», «В .Сутеев»,  изготовление  макета  сцены

Образовательная область. Физическое развитие.

        Спортивный досуг «В гости к ёжику».

        Подвижные игры: «Лиса и зайчата», хороводная игра «Бежит ёжик…»

        Пальчиковые игры  со словами «Яблочко румяное», «Раз грибок, два грибок –целый кузовок»

        Динамические паузы, физкультминутки  «Медведь» ,артикуляционная и дыхательная  гимнастика «Листики осенние».

        Этюды и мимические упражнения; дидактическое пособие «Кубик эмоций» .Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников , отработка мимической реакции,  передача эмоций через вхождение в образ героя-персонажа.  

Образовательная область. Художественно-эстетическое развитие.

        Творческая мастерская.  Изготовление декораций к сказке «Мешок яблок». Портреты зайца и зайчат.

        Рисование. Нетрадиционная техника рисования- пальчиками «Колючки у ежа».

        Лепка «Мешок яблок».

        Конструктивная деятельность с помощью конструктора Lego , пластмассового и деревянного строительного конструктора:  «Домик для героев сказки «Мешок яблок»

        Музыкально-ритмические  движения «Танец козлят», «Белочки», песенка козлят для мамы-козы;

        Изготовление плаката по сюжету сказки В.Сутеева «Под грибом». Наш плакат мы подарили детям младшей группы, и познакомили их со сказкой В.Сутеева «Под грибом» и его иллюстрациями.

Образовательная область. Социально-коммуникативное развитие.

Сюжетно-ролевая игра  «В театре»

Тема сюжетно- ролевой игры : «Мы в театре. Игра –драматизация сказки  «Под  грибом». В сюжетно- ролевой  игре участвовали все дети группы. Целью сюжетно-ролевой игры было: формирование  умения применять в сюжетно-ролевой игре полученные ранее знания об окружающей жизни и действовать  в соответствии с принятой на себя ролью .  В игре использовали  такое оборудование: афиша «Под грибом», изготовленная детьми , таблички «Театр», «Буфет», «Магазин цветов», цветы в вазах ,

игрушечная посуда, муляжи продуктов, мебель, стулья, где отмечены ряд и место, билеты.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

        Центр сюжетно-ролевых игр:   совместное изготовление атрибутов (билеты, афиша, маски).

        Центр строительно-конструктивных игр: конструктор Lego, пластмассовый конструктор, большой и малый деревянные строительные конструкторы(домики для героев сказки «Мешок яблок»)

        Центр продуктивных видов деятельности: картины, иллюстрации, фотографии по теме, раскраски по сказкам Сутеева.

Третье направление – Взаимодействие с родителями (законными представителями)

        Буклеты «Волшебный мир театра»

        Организация работы по изготовлению декораций к спектаклю: грибочков, пеньков, берёзы; пошив  костюмов козлят.

        Чтение художественной литературы дома совместно с родителями.

        Изготовление творческих поделок по прочитанным сказкам В.Сутеева и участие в выставке.

        Мастер-класс «Театрализованные игры».

        Экскурсия выходного дня   (Просмотр спектаклей  - ЦТЮ г.Гатчина,  «Кукольный театр сказки» г.Санкт-Петербург, Московский  проспект 121.

        Консультации «Воспитание сказкой», «Добрый сказочник  Сутеев», «Влияние театрализованных игр на развитие речи  детей».  

 3.Заключительный этап.

        Беседа «Что мы хотели узнать, что мы узнали?»

        Лепбук  « В.Сутеев –добрый сказочник»,

        Лепбук  «В мире театра»    

           

          Итоговое мероприятие .Спектакль «Мешок яблок». И вот настал самый важный этап всего нашего проекта –премьера нашей сказки. Конечно,  ребята волновались, очень расстроились, когда узнали, что заболел крот. Но, как настоящие актёры  «собрались!» Дети с удовольствием вошли в  роль  и каждый ребенок был неподражаемо похож на своего сказочного  героя. У ребят было столько радостных эмоций  и они  получили  удовольствие  от  прожитой ими роли!

Выводы

        В ходе реализации проекта дети ответили на поставленный проблемный вопрос: «А кто написал эти добрые сказки  и почему Сутеева  называют добрым сказочником?» Познакомились  с творчеством Владимира Сутеева, узнали ,что он не только писатель, а художник-иллюстратор. У детей вызван интерес к чтению, большинство  детей  записались в библиотеку. Значительно улучшилась объяснительная речь детей, умение строить диалоги. Сформировалось умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами. Застенчивые дети стали более уверенными в своих силах, они стали более уверенно выступать на сцене. В ходе репетиций дети непроизвольно запоминали не только свои роли, но и роли своих товарищей, а затем «обменивались» своими ролями. Они получили возможность познакомиться с разными видами театра и  развить свои личностные качества и актерское мастерство. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра, театра тантамарески . Сказка на примере своих героев воспитывает в детях доброту, справедливость, гуманное отношение к окружающим, любовь к лесным жителям, помогает осознать, что ничего не дается легко.

        Пополнилась предметно-пространственная среда. Появились новые виды театра, родители помогли дополнить театрализованный  уголок  новыми атрибутами, книжный уголок  пополнился  художественной литературой, иллюстрированными картинками, играми  и дисками с мультфильмами по сказкам В. Сутеева.

         В ходе проекта повысился уровень компетентности  у  родителей по данной теме. Они поняли значение  книги  для развития ребенка и узнали о влиянии  театрализованных игр на речь детей. В театре кукол узнали о моноспектакле, что один актёр может играть все роли и на протяжении всего спектакля удерживать внимание и интерес у зрителей.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ Драматизация сказки В. Сутеева Под грибом

ПРОЕКТ Драматизация сказки В. Сутеева Под грибом...

Проект «Зимняя сказка на окне» по сказке В. Сутеева «Ёлка» («Снеговик-почтовик»)

Задачи проекта:Формировать знания детей о явлениях и признаках зимы, зимних развлечениях.Познакомить  детей  с историей происхождения снеговика.Способствовать развитию познавательной активно...

Презентация-проект по сказке В.Сутеева "Под грибом"

Формами работы при реализации проекта выступают: чтение сказок и их последующее обсуждение; рисование сказочных сюжетов и персонажей; создание книжек-малышек; игра в сказку, инсценировка на основе ска...

Проект по сказке В.Сутеева "Под грибом"

Творческий проект по сказке В. Сутеева "Под грибом"...

Проект «Добрые сказки В. Сутеева " Театрально – игровая деятельность как средство художественно – литературного развития детей среднего дошкольного возраста.

Проект предназначен для реализации в средней возрастной группе. Содержание проекта раскрывает возможность формирования у детей представлений о творчестве В. Сутеева, приобщению к книге, к художественн...