Опыт работы «Диагностический инструментарий в воспитании нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста»
консультация
Опыт работы «Диагностический инструментарий в воспитании нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы «Диагностический инструментарий в воспитании нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста»
Цель: обобщение эффективного педагогического опыта в использовании диагностического инструментария в воспитании патриотизма дошкольников в работе музыкального руководителя.
Дошкольный возраст является важным этапом становления личности. Именно, в данный период происходит интенсивное становление социокультурного опыта, формирование таких качеств, как социальная активность, духовность, самопознание, происходит формирование нравственных позиций и ценностей, развитие познавательных интересов, действий, перестраивается психическая жизнь дошкольника, меняется его отношение к окружающему миру. Поэтому это возраст, когда необходимо "запустить" процесс патриотического воспитания.
Если в данном возрасте ребенка не познакомить с историей, культурой, природой России, родного края, то у детей не будет сформировано чувство принадлежности к ближайшему социальному окружению, гордости за свой край.
С помощью музыкальных произведений русских композиторов и классиков раскрывается образ жизни русского народа, их взаимоотношения, традиционные ценности, любовь к Родине, к родной природе в близких и понятных детям образах. Музыка придаёт необходимую эмоциональную яркость, теплоту, искренность. Ребенок становится эмоционально отзывчив, чувствителен, обретает умение с пониманием и состраданием относиться к радости или горести близких и родных, быть чутким, заботливым и внимательным к тем, кто рядом.
В профессиональной музыкальной деятельности широко используются элементы фольклора, который включает поговорки, загадки, частушки, хороводы и народные игры. Фольклор сочетает в себе и слово, и музыкальный ритм, и, конечно, напевность, песенность, мелодичность. Посредством пословиц и поговорок метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Благодаря фольклору воспевают патриотические чувства, такие как, любовь к Родине, родному дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей культуры, уважительное отношение к труду, формируется представление о добре, красоте, храбрости.
Также входят в обиход частушки на разные темы. Например, когда изучается тема национальности, происхождение и их музыкальный репертуар, то звучат авторские частушки. Приведем пример:
Я потомственный казак,
На спине степной рюкзак,
В нем нагайка и папаха,
И стучат копыта в такт.
У защитников России
Всегда шашки на голе.
Кто посмеет с нами драться,
Мы прогоним на коне.
Ох, как хочется похожим
Быть на атамана.
Когда вырасту, кадетом
Стану без обмана.
Многообразие и богатство содержания детского фольклора способствуют пополнению внутреннего мира старшего дошкольника, они изучают огромный культурный опыт поколений, воспринимают народные мелодии и наигрыши, чувства и эмоции русского народа, воспевание красоты природы родного края.
Важно не забывать, что все виды музыкальной деятельности взаимосвязаны. Поэтому музыкально-ритмические движения и танцы необходимы для воспитания патриотизма. Дети с удовольствием исполняют такие танцы как, «Казачок», «Яблочко», «Морячка», «Катюша», «Кадриль»,
«Бескозырка». Очень привлекательны для детей старшего дошкольного возраста танцевальные композиции на музыку и песни военной тематики:
«Тучи в голубом» муз. А. Журбина, сл. В. Аксенова и П. Синявского,
«Журавли» муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова и другие.
В музыкальной деятельности нередко применяются комплексные занятия.
Оно состоит из трех частей.
В первой части занятия решаются умственные и интеллектуальные задачи, а также развивает мыслительные способности дошкольников. Педагог уточняет и обобщает представления детей о предметах, явлениях природы, окружающего мира, подчёркивая характерные её особенности.
Вторая часть занятия подразумевает новые программные задачи и другой вид музыкальной деятельности для детей.
Третья часть занятия — это музыкальное творчество дошкольников. В данной части ведутся творчески новые задания (импровизация, игра на музыкальных инструментах и др.).
Таким образом, рассмотрев сущность музыкальной деятельности, её роли, можно сделать вывод, что музыкальная деятельность является эффективным средством патриотического воспитания. Работа по музыкальной деятельности даёт возможность сформировать отношение ответственности и уважения к истории и культуре народной страны, края, города, воспитать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине. В музыкальной деятельности у дошкольников систематизируются патриотические представления, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения.
При организации педагогической диагностики патриотического воспитания дошкольников учитываю:
- образно-содержательный критерий, который отражает особенности восприятия, мышления старших дошкольников при формировании представлений о родственных связях, культурных традициях своей семьи, своего рода, народа, национальных и государственных праздниках, знакомстве с определёнными понятиями;
- эмоционально-мотивационный критерий, отображает особенности эмоционально-чувственного опыта сопереживания, чуткости в отношениях с близкими людьми, эмоциональную отзывчивость, интерес к музыкальным патриотическим произведениям, желанием поддерживать семейные традиции, ценности и традиции ДОУ;
- действенно-практический критерий, показывает стремление подражать положительным героям музыкальных произведений, их поведению, поступкам, активность в музыкально-познавательных мероприятиях.
Тем самым, мы можем оценивать уровни патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста по трём критериям: образно-содержательному, эмоционально-мотивационному и действенно-практическому.
По образно-содержательному критерию имеются следующие диагностические задания: «Волшебные часы», «Угадай загадку».
Диагностическое задание «Волшебные часы».
Цель: выявить наличие у ребенка знаний и представлений о понятиях
«Отчизна», «малая родина», родной край, мир родной природы, «Великая Отечественная война», героический подвиг защитников Отечества.
Материал: музыкальные произведения о Родине муз. А.Д. Филиппенко, сл. А. Авдеенко «Уральский хоровод», муз. и сл. Г.А. Григорьева «Дружной, радостной семьёй», муз. Е.Д. Османовой, сл. В.Е. Степанова «Родина», муз. Н.Н. Найденовой, сл. Т.В. Попатенко «Родине спасибо», муз. А.А. Антоновой, сл. Н.Г. Гаврилова «Спасибо Родине», муз. Е.А. Тиличеевой, сл. А.Г. Кузнецовой «Деревца», муз. Н.Г. Николиной, сл. Т.В. Крючковой «Наша Отчизна», муз. и сл. Н.Я. Соломыкиной «Большой праздник»; муз. и сл. В.Г. Шестаковой «Салют Победы»; муз. Д.Б. Кабалевского, сл. А. Пришелец «Наш край», сл. и муз. А.Н. Ермолова «Открытая Россия»; схематическое изображение часов.
Содержание: на первом этапе педагог с детьми прослушивает музыкальные произведения, проводит беседу, уточняет содержание песен. На втором этапе при прослушивании ребёнок называет произведение и показывает на «волшебных часах» соответствующую картинку.
Таблица 1
Оценка знаний ребенка по результатам выполнения задания
«Волшебные часы»
Баллы | Характеристика действий | Уровень |
3 балла | ребенок эмоционально отзывчив и слушает с удовольствием музыкальные произведения, активно и полно отвечает на вопросы, размышляет, соотносит содержание песен с картинками. | высокий |
2 балла | ребенок эмоционально отзывчив, отвечает с помощью дополнительных вопросов педагога о понятиях «Отчизна», семья, мир родной природы, Великая Отечественная война.. | средний |
1 балл | ребенок не проявляет интереса к прослушиванию музыкальных произведений, отвечает на вопросы односложно, на некоторые из них не может ответить даже с помощью педагога, затрудняется в выборе соответствующей картинки. | низкий |
- Диагностическое задание «Угадай загадку».
Цель: выявить у ребенка наличие представлений о родах войск, военной технике, защитниках Отчизны.
Содержание: творческое задание проводится в форме соревнования. Дети отгадывают загадки (ребёнок, первый отгадавший загадку получает жетон).
- Отважным и смелым должен я быть,
Отчизну нашу сильно любить.
Всем помогать
От врага ограждать... (солдат).
- Завтра утром мы идем Вместе с братом в тир стрелять.
Чтоб до Армии я смог
Стать, как «Ворошиловский …»! (стрелок).
- Горжусь я старшим братом
Ведь он у нас солдат.
Покой наш охраняет
Чужих он не пускает... (пограничник).
- Гонит машина в бой
Не чувствуя ничего под собой. Гусеницей в землю врезает, Сражение на себя принимает. (танк).
5.Подвиг солдат совершает,
Быстро решенье принимает
За Родину стоит горой.
Кто он? Правильно…(герой).
6.Солдат кричит «Скорее в бой»,
Потому что он (герой).
Количество правильных ответов равняется количеству жетонов.
Педагог совместно с детьми подсчитывает численность жетонов и фиксирует оценки по данному показателю.
Таблица 2
Оценка знаний ребенка по результатам выполнения задания
«Угадай загадку»
Количество жетонов | Уровень |
0-2 | низкий |
3-4 | средний |
5-7 | высокий |
По эмоционально-мотивационному критерию можно провести следующие диагностические задания: «Альбом семьи», «Подбери окончание».
- Диагностическое задание «Альбом семьи».
Цель: выявить умения у воспитанника устанавливать причинно-следственные связи из жизни семьи и событиями, происходящими с ними.
Материал: фотоальбомы, детские проекты с фотографиями из жизни семьи, родственников в форме военного (солдат, моряк, артиллерист, капитан, летчик, танкист, пограничник).
Содержание: педагог предлагает рассмотреть фотографии, и задаёт наводящие вопросы ребёнку: «Кто изображён на фотографиях?», «Как ты относишь к профессии военного?», «Как ты думаешь, к какой профессии относятся эти члены семьи, изображённые на фотографии?», «Кто из твоей семьи участвовал и воевал в годы войны?», «Кто в настоящее время служит в Армии из твоей семьи». В конце занятия педагог предлагает детям вспомнить правила в стихотворной форме заученные заранее о том, как относиться к фотографиям и старинным вещам.
Таблица 3
Оценка знаний ребенка по результатам выполнения задания
«Альбом семьи»
Баллы | Характеристика действий | Уровень |
3 балла | ребенок с большим удовольствием рассматривает фотографии с изображением людей в форме и отвечает на поставленные вопросы. | высокий |
2 балла | ребенок с желанием рассказывает о том, кто изображён на фотографиях, но не может ответить, какая форма. | средний |
1 балл | ребенок затрудняется или не отвечает на вопросы педагога, отвлекается. Не проявляет интереса. | низкий |
- Диагностическое задание «Подбери окончание».
Цель: выявить знания и умения у дошкольника, как он понимает и объясняет смысл пословиц на тему патриотизма.
Содержание: На первом этапе педагог произносит пословицу, детям нужно объяснить значение, смысл, важность пословицы, назвать патриотические качества, отношения или же нравственные действия человека. На втором этапе педагог предлагает детям подобрать (выбрать) по смыслу к пословице знакомые детские, народные, современные песни (за каждый правильный выбор ребёнок получает жетон).
- «Если дружная семья, в трудное время вместе всегда» (в трудностях всегда семья вместе).
- «Матушка накажет, матушка и похвалит» (мама добрая, объективная).
- «И пылинка родного двора — золото» (любовь к родному дому, к месту, где родился и вырос).
- «У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед» (уважительное отношение к старшему поколению).
- «Не фамилия красит человека, а человек фамилию» (труд и творчество в семье, достижения человека, семейные достижения).
- «Отчизна — мать, смоги за неё постоять» (в любой момент ты должен прийти постоять за свою Родину).
- «Чужая сторона не сахаром посыпана, не мёдом полита» (на чужой сторонке ничего «завидного» нет, а на своей все любо).
- «Нет земли краше, чем страна наша» (наша Родина лучше всех и красивее её природа).
- «Главное в жизни – служить Родине» (охранять и быть на страже Родины).
- «Нет в мире краше Отчизны нашей» (наша родина лучше всех).
Педагог совместно с детьми подсчитывает результат (количество правильных ответов) жетонов у ребенка.
Таблица 4
Оценка знаний ребенка по результатам выполнения задания
«Подбери окончание»
Количество жетонов на первом этапе | Уровень | Количество жетонов после всего задания | Уровень |
4-5 | высокий | 6-7 | высокий |
2-3 | средний | 4-5 | средний |
0-1 | низкий | 1-3 | низкий |
По действенно-практическому критерию можно использовать следующие диагностические задания: «Что я знаю о мире своей семьи и мире вокруг меня?», «Назови, кто это».
- Диагностическое задание «Что я знаю о мире своей семьи и мире вокруг меня?»
Цель: выявить у ребенка способность к осознанию и сопоставлению с собственным опытом ценностно-смыслового содержания музыкальных произведений на тему патриотизма.
Материал: фрагменты песен и музыкальных произведений про ситуации из жизни семьи сл. и муз. Я. Жабко «Будем зёрнышки клевать», сл. и муз. Я. Жабко «Буду папе помогать», финская народная песня русский текст В. Гурьяна, муз. А. Голланда «Весёлый пастушок», сл. Н.Н. Николиной, муз. А. Сташенко «Песня и Мире», сл. К.В. Николенко, муз Н.Г. Николиной «Прапорщик», сл. и муз. М.Б. Абросимовой «Актриса», муз. В. Мурадели, сл. и муз. И.Н. Черепановой «Профессия», муз. И.М. Коротких, сл. Л.А. Новиковой «На службе», сл. А. Жарова «Хорошо спортсменом быть», муз. и сл. З. Роот «Будем солдатами» и др.
Содержание: педагог предлагает детям прослушать и сообщить о том, чем заняты герои песен. Ребенок имеет возможность применять в рассказе реальные примеры из домашней жизни, а еще близкого окружения.
Таблица 5
Оценка умений ребенка по результатам выполнения задания «Что я знаю о мире своей семьи и мире вокруг меня?»
Баллы | Характеристика действий | Уровень |
3 балла | ребенок самостоятельно составляет рассказ о том, что видит на картине, приводит примеры из жизни своей семьи. Приводит алгоритм деятельности членов своей семьи, отвечает на все вопросы педагога, характеризует признаки семьи в действиях и деятельности, дает оценку ценности семейным традициям | высокий |
2 балла | ребенок с помощью педагога составляет алгоритм деятельности членов семьи, частично характеризует признаки семьи в действиях и в деятельности. При помощи дополнительных вопросов педагога рассказывает о событиях своей семьи | средний |
1 балл | ребенок не выделяет признаки семьи даже с помощью педагога, не проявляет интереса к произведениям русских художников. | низкий |
- Диагностическое задание «Назови, кто это»
Цель: выявить уровень владения способами составления родословной семьи.
Материал: часы с изображением чисел и 2 стрелок, в середине фотография ребенка (которую можно менять для каждого ребенка), по кругу портреты членов семьи (бабушек, дедушек, мамы, папы, братьев, сестёр, прабабушек, прадедушек и др.).
Содержание: Педагог показывает детям циферблат и предлагает показать на часах родословную семьи, начиная со слов «Это я, а это — ... (мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, брат и т.д.). И наоборот: «Это — дедушка, а это я — внук» и т.п. При этих словах ребёнок передвигает стрелки.
Таблица 6
Оценка умений ребенка по результатам выполнения задания
«Назови, кто это»
Баллы | Характеристика действий | Уровень |
3 балла | ребенок самостоятельно составляет родословную семьи, выполняет задание в полном объёме, правильно определяет родственные связи между членами семьи. | высокий |
2 балла | ребенок с помощью взрослого составляет родословную семьи, затрудняется в определении родственных связей между членами семьи, использует помощь взрослого. | средний |
1 балл | ребенок не может составить родословную семьи, определить родственные связи между членами семьи даже с помощью взрослого. | низкий |
Результаты диагностики использую для планирования музыкальной деятельности и организации индивидуальной работы с дошкольниками.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическая диагностика является необходимым компонентом в процессе патриотического воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.
Воспитание нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста. "Что покажешь ребенку-то его и дорога"-говорили Адыги....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ «Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к традициям и быту кубанских казаков»
1.Литературный обзор состояния вопроса1.1. История темы педагогического опыта в педагогике Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень, от мощн...

ОПЫТ РАБОТЫ на тему: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
В моем опыте работы большое значение уделено развитию познавательной сферы дошкольников, как предшествующей ступени ...

План работы по самообразованию тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современном социокультурном пространстве
Тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в современном социокультурном пространстве»Актуальность: В настоящее время в период нестабильно...

План работы по самообразованию Тема:«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и обычаями донских казаков»
Детство- то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории...

Презентация к опыту работы «Диагностический инструментарий в воспитании нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста»
Презентация к опыту работы «Диагностический инструментарий в воспитании нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста»...